Коллегия ЕЭК одобрила проект Правил регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности
11-12-2015

По информации пресс-службы Евразийской экономической комиссии, Коллегия ЕЭК на заседании 8 декабря 2015 года одобрила проект Правил регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности.

Справка

Приложение 16
к Договору о Евразийском
экономическом союзе

ПРОТОКОЛ О ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ, УЧРЕЖДЕНИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ

6. Понятия, используемые в настоящем Протоколе, означают следующее:

2) «деятельность» – предпринимательская и иная деятельность (включая торговлю услугами и производство товаров) юридических лиц, филиалов, представительств или индивидуальных предпринимателей, перечисленных в абзацах втором–шестом подпункта 24 настоящего пункта;

24) «учреждение»:

создание и (или) приобретение юридического лица (участие в капитале созданного или учрежденного юридического лица) любой организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотренных законодательством государства-члена, на территории которого такое юридическое лицо создается или учреждается;

приобретение контроля над юридическим лицом государства-члена, выражающееся в получении возможности непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и в иных органах управления такого юридического лица;

открытие филиала;

открытие представительства;

регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

В настоящее время регуляторные требования и процедуры в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) имеют ряд негативных последствий как для бизнеса, так и для экономик стран в целом. К этому приводит отсутствие общих подходов к регулированию предпринимательской деятельности у государств Союза. К тому же действующие правила зачастую лишь усиливают нагрузку на субъекты предпринимательства и создают ряд барьеров.

Такая практика не соответствует основным принципам эффективного регулирования – соразмерности, определенности регулирования, законности, транспарентности. Это приводит к нечеткости и (или) неясности установленных законодательством регуляторных требований и процедур, недоступности информации о порядке разрешительных процедур, о компетентных органах, осуществляющих выдачу разрешений, создает ограничения и дополнительные обременения, препятствия для торговли услугами, учреждения и деятельности лицами государств – членов Союза.

Разработанный Комиссией свод Правил существенно меняет сложившуюся практику. Документ направлен на повышение эффективности государственного регулирования, улучшение условий для ведения предпринимательства в странах Союза. Положения проекта учитывают прогрессивный международный опыт, лучшие практики интеграционных объединений и стран ЕАЭС.

Прежде всего, документ предусматривает комплексный подход к регулированию предпринимательской деятельности на основе единых для всех стран Союза принципов. Так, в законодательстве государств – членов ЕАЭС будет зафиксирован исчерпывающий перечень разрешений и уведомлений, требуемых от субъектов предпринимательства для осуществления деятельности, поставки услуг. Это минимизирует факты неправомерных действий, а также позволит структурировать лицензионно-разрешительную и уведомительную систему, сделав ее более прозрачной и понятной, снизить административную и финансовую нагрузку с компетентных органов и лиц государств – членов Союза.

Положения проекта носят прогрессивный характер и предусматривают общие подходы к контрольным (надзорным) процедурам: внедрение системы оценки рисков и управления ими, а также четкую правовую регламентацию контрольных процедур. Кроме того, гарантии прав субъектов предпринимательства будут закреплены законодательно.

Общий подход к регулированию торговли услугами, учреждения и деятельности обеспечит единообразное понимание и применение всеми заинтересованными лицами и компетентными органами стран ЕАЭС требований Договора о Союзе. В частности, это критерии обременительности регуляторных требований и процедур и порядок их осуществления.

Таким образом, предлагаемые в документе меры направлены на повышение конкурентоспособности национальных производителей на внутреннем рынке ЕАЭС и рост инвестиционной привлекательности этого сектора экономики. Ожидается, что применение Правил на практике повлияет на снижение стоимости услуг и товаров для населения стран ЕАЭС.

Реализация документа обеспечит равный доступ физических и юридических лиц стран Союза к поставке услуг, учреждению субъектов бизнеса и осуществлению их деятельности. Соответственно, в целом пакет предложений, содержащихся в разработанном Комиссией документе, будет способствовать успешному экономическому развитию стран Союза.

Проект Правил разработан Комиссией по согласованию с государствами – членами Евразийского экономического союза, в соответствии с Договором о ЕАЭС (Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций – Приложение № 16 к Договору о ЕАЭС).

В рамках проведения публичного обсуждения и процедуры оценки регулирующего воздействия в документе были частично учтены предложения бизнес-сообщества стран Союза. Проект Правил будет утвержден Высшим Евразийским экономическим советом. Комиссии поручается ежегодно информировать Высший Евразийский экономический совет о результатах реализации государствами – членами ЕАЭС положений, предусмотренных Правилами.