Нововведения в таможенном законодательстве
16-02-2018

В рамках семинара, проведенного ДГД по городу Астана 9 февраля 2018 года, до налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности доведены нововведения в таможенном законодательстве  РК и ЕАЭС.

Заместитель руководителя Таможенного поста "Астана-центр таможенного оформления" Департамента Шетенова Майнура Талгатовна рассказала о наиболее значимых изменениях и новшествах, содержащиеся в  таможенном законодательстве.

  1. Принципиально новый подход к таможенному регулированию  - это автоматизация бизнес - процессов на таможне. Внедряется приоритет электронного декларирования. Нет необходимости прикладывать какие – либо подтверждающие документы, все необходимые сведения указываются в самой декларации.
  2. Законодательно заложена возможность использования механизма «единого окна». Теперь таможенные органы не будут запрашивать у декларанта документы, которые могут быть ими получены из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия.

Реализация этих двух положений позволит осуществлять автоматический выпуск товаров. То есть, информационная система таможенных органов без участия должностных лиц выпускает декларацию, если не были выявлены потенциальные нарушения. Тем самым придается юридическая значимость выпуску без участия человека.

В этой связи, с 1 января 2018 года Комитетом государственных доходов Республики Казахстан запущена новая информационная система электронного декларирования «Астана-1». ИС АСТАНА-1 создана на базе модернизированной платформы  ASYCUDA World, разработанной ЮНКТАД ООН. Платформа ASYCUDA World успешно зарекомендовала себя в 95 странах мира, соответствует нормам и стандартам ВТамО и ВТО.

Информационная система позволит:

• Автоматизировать процесс таможенного декларирования товаров

• Внедрить механизм Е-окно

• Сократить временные и финансовые издержки.

 

Ожидаемый эффект от внедрения системы электронного декларирования товаров:

1.           Улучшение позиции в международном рейтинге;

2.           Сокращение времени выпуска товара до 5 минут;

3.           Сокращение затрат на брокерские услуги.

 

В совокупности указанные нормы существенно упростят процесс декларирования, позволят минимизировать человеческий фактор и  сократить коррупционные риски.

  1. Помимо акцента на информационные технологии, в Кодексе появился ряд возможностей, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности оптимизировать свои расходы:

- к примеру, получить отсрочку по таможенным пошлинам и налогам. Если по каким – либо причинам декларант не сможет сразу рассчитаться с бюджетом по таможенным пошлинам, то государство дает ему право воспользоваться отсрочкой на месяц с уплатой процентов;

- приняты инициативы по ускорению в целом процесса совершения таможенных формальностей и внедрению альтернативного выбора путем возможности заполнения таможенной декларации таможенным органом, без участия брокерских компаний;

- сокращен срок выпуска товаров с 1 рабочего дня до 4 часов рабочего времени.

4. Расширяется перечень товаров, выпускаемых по режиму таможенной очистки «Постфактум». Норма позволит осуществлять выпуск товаров в свободное обращение на основании заявления с обязательством последующей подачи декларации и уплаты таможенных пошлин не позднее 10 числа следующего месяца. Таможенная очистка «Постфактум» будет распространяться в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории, а также инвесторам и Уполномоченным экономическим операторам.

 5. В новом кодеке значительно преобразован институт уполномоченных экономических операторов (УЭО), который теперь будет подразделяться на 3 типа свидетельства, и относиться к низкому уровню риска.

УЭО имеющие 1 тип свидетельства будут пользоваться упрощениями, связанными с перевозкой товаров на всей территории Евразийского экономического союза.

По сути, 1-ый  тип - это международный перевозчик, признается во всех странах ЕАЭС, и к такому лицу не будут применяться дополнительные меры контроля при транзите, в том числе необходимость предоставления финансовой гарантии.

УЭО, имеющие 2 -ой тип свидетельства будут пользоваться упрощениями по декларированию и хранению товаров на территории государства, выдавшего свидетельство.

Лицо, имеющее 2 -ой тип свидетельства, при таможенной очистке прибывшего товара, будет в ускоренном и упрощенном порядке проходить таможенные формальности, без дополнительных временных и финансовых затрат, связанных с необходимостью предоставления обеспечения и помещения на склады временного хранения.

3-ий тип свидетельства для УЭО будет универсальным, к нему будут применяться комплекс упрощений предусмотренных 1  и 2 типом свидетельства. 

6. Основные упрощения для операторов - это ускоренное и упрощенное проведение таможенных операций – первоочередной порядок таможенных операций, непредоставление обеспечения при транзите, неустановление маршрута перевозки, выпуск до подачи деклараций, хранение и проведение таможенных операций в помещениях УЭО, приоритетное участие в пилотных проектах и т.д.

7. В целях развития транзитного потенциала Республики Казахстан Кодекс предусматривает ряд норм по оптимизации таможенных операций. В действующем кодексе предусматривалось завершение таможенного транзита  в течение 24 часов, в новом же кодексе для завершения процедуры отведено не более 4 часов рабочего времени. Кроме того, в случае необходимости проведения таможенного досмотра транзитных грузов сроки их проведения сокращены с десяти до пяти дней.

8. Отменена необходимость внесения обеспечения при перевозке товаров авиатранспортом. Была определенная сложность в оформлении транзита при перевозке товаров двумя и более видами транспорта. На каждый вид транспорта оформлялась отдельная транзитная декларация. В новом Таможенном кодексе предоставлена возможность оформления одной транзитной декларации, что существенно облегчает процедуру мультимодальных перевозок.

9. Важным является вопрос норм провоза товаров физическими лицами для личного пользования. Принято решение о поэтапном снижении норм беспошлинного провоза после встуления в силу Таможенного кодекса, следующим образом:

в отношении товаров, ввозимых наземным видом транспорта:

- по истечении 1 года – до 1000 евро/ 50 кг;

- по истечении 2 лет – до 750 евро/ 35 кг;

- по истечении 3 лет – до 500 евро/25 кг, без учета частоты перемещения.

в отношении товаров, ввозимых в международных почтовых отправлениях и экспресс-грузах:

- по истечении 1 года – до 500 евро в течение месяца;

- по истечении 2 лет – до 200 евро, без учета частоты перемещения.

Таким образом, можно констатировать, что новый Таможенный кодекс облегчит ведение внешнеэкономической деятельности, позволит Казахстану максимально использовать транзитный и экспортный потенциал.