О легализации трудовых ресурсов
В соответствии с Программой Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года «План нации - 100 конкретных шагов» предусмотрено 5 Президентских реформ, одной из которых является «Индустриализация и экономический рост», в соответствии с которой планируется несколько направлений работы:
- Внедрение обязательного социального медицинского страхования.
- Усиление финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа солидарной ответственности государства, работодателей и граждан.
- Либерализация трудовых отношений. Разработка нового Трудового Кодекса.
- Оптимизация социальной помощи через усиление ее адресного характера. Социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Государственная адресная социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставляться только при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации.
По информации Комитета национальной безопасности, а также Министерства здравоохранения и социального развития обозначены проблемные вопросы и возможные риски внедрения системы обязательного социального медицинского страхования, одной из которых является социальная защищенность граждан в связи с чем на передний план выходит вопрос легализации трудовых ресурсов, а также полноты отражения доходов работников.
Нелегальная занятость, «серые» зарплаты и выплаты «в конверте» по-прежнему остаются актуальными проблемами для нашей страны.
Предприниматели всячески скрывают фактический уровень заработной платы работников, а также наличие трудовых отношений с работниками. В свою очередь, работник лишается социальных гарантий и льгот, а именно:
– оплачиваемых очередных отпусков, отпусков в связи с беременностью и родами, а также по уходу за ребенком до 3-х лет;
– выплат на время болезни и простоя;
– пенсий, которые зависят от официальной заработной платы и трудового стажа;
– выплат при несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и инвалидности;
– другие гарантии и выплаты, гарантированные трудовым законодательством при официально получаемой зарплате;
– а так же возможность оспаривания в суде при спорных ситуациях.
Поэтому, прежде всего, именно работники должны быть заинтересованы в официальном трудоустройстве, письменном заключении трудового договора, в котором должны быть прописаны все условия работы, в том числе и размер заработной платы. Только при таких условиях сотрудник организации может рассчитывать на все гарантии, которые предоставляет трудовое законодательство, и быть уверенным в том, что не будет ущемлен в своих правах работодателем.
Данный вопрос также перекликается с поручениями Акима области по обеспечению исполнения доходной части местного бюджета органами государственных доходов, в том числе по подоходному налогу у источника выплаты.
В этой связи департаментом проводятся мероприятия по выявлению дополнительных резервов поступлений в бюджет. Поэтапно проводится работа по отдельным направлениям.
На сегодняшний день по налогоплательщикам, предоставляющим услуги по организации питания в столовых 125 школ области в результате отработки дополнительно в бюджет поступило 4,1 млн. тенге, легализовано 170 наемных работников
В сезон сбора урожая проводятся визуальные и хронометражные обследования крестьянских и фермерских хозяйств, в ходе которых устанавливаются фактическое количество наемных работников и суммы выплаченных доходов работникам. В результате проводимой разъяснительной работы с работодателями на предмет полноты и достоверности отражения заработной платы, фактической численности наемных работников представлены 6 крестьянскими, фермерскими хозяйствами дополнительная налоговая отчетность в которой отражено дополнительно 15 наемных работников, фонд заработной платы- 1729,5 тыс.тенге.
По результатам проведенного камерального контроля по программе «Дорожная карта бизнеса» обеспечено дополнительное поступление в сумме 44,8 млн. тенге, по 6 наемным работникам.
В рамках отработки субподрядных организаций на территории области, за действенных на реализации проекта строительства (реконструкции) автомобильных дорог республиканского значения Павлодарской области обеспечено дополнительное поступление всего в сумме 122,8 млн. тенге, по 154 наемным работникам.
В результате проводимой разъяснительной работы за 2016 год с работодателями на предмет полноты и достоверности отражения заработной платы, фактической численности наемных работников т.е. ИПНс доходов, облагаемых у источника выплаты увеличен на общую сумму – 13,8 тыс. тенге по 68 наемным работникам.
Проводится работа по выявлению недропользователей, у которых количество наемных работников и фонд оплаты труда, отраженные в налоговой отчетности не соответствуют сведениям, отраженным в Рабочих программах при заключении контрактов на недропользование. Так, по таким фактам на заседании экспертной комиссии по рассмотрению вопросов продления сроков действия контрактов и согласованию объемов добычи полезных ископаемых 4 недропользователям было рекомендовано привести налоговую отчетность в соответствие с утвержденной рабочей программой. В результате 3 недропользователя представили ДФНО, где отразил ФОТ в сумме 8,7 млн. тенге, исчислил ИПН в сумме 231,7 тыс. тенге, соц.налог в сумме 268 тыс.тенге.
В настоящее время проводится детальный анализ по учреждениям здравоохранения. Направлен в адрес Управления здравоохранения по Павлодарской области запрос по предоставлению списков налогоплательщиков, получивших разрешение на осуществление деятельности частных лечебных организаций (медицинских центров), аптек, стоматологии, предоставляющих услуги по общепиту в учреждениях здравоохранения. Получены списки налогоплательщиков, предоставляющих услуги по общепиту в учреждениях здравоохранения, списки налогоплательщиков, получивших лицензии на занятие определенными видами деятельности медицинской деятельности, а также фармацевтической деятельности. Всего таких налогоплательщиков-360. Проводится камеральный контроль налоговой отчетности указанных налогоплательщиков.
На основании вышеизложенного, Департамент государственных доходов по Павлодарской области предлагает всем в меру своей компетенции проводить разъяснительную работу среди населения о необходимости заключения трудовых договоров с указанием своей реальной заработной платы, также предоставлять сведения, подтверждающие доходы работадателей, потребностях в трудовых ресурсах, для выполнения тех или иных работ и услуг и другие сведения, позволяющие органам государственных доходов установить реальную численность и заработную плату наемных работников.
Все эти меры будут способствовать дальнейшему укреплению экономики как государства, так и его граждан.
Департамент государственных доходов по Павлодарской области