Порядок присвоения статуса уполномоченного экономического оператора в РК
Уполномоченный экономический оператор (далее - УЭО) - это юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями и отвечающее условиям присвоения статуса УЭО.
Уполномоченный экономический оператор в Таможенном союзе - это определенная категория юридических лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.
В настоящее время правовое регулирование института уполномоченного экономического оператора осуществляется на двух уровнях - в Таможенном кодексе таможенного союза и Кодексе Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее - Кодекс).
Статус УЭО присваивается юридическому лицу Комитетом государственных доходов Республики Казахстан (далее - Комитет). При этом выдается свидетельство о включении в реестр УЭО, которое признается на всей территории Республики Казахстан.
Для получения свидетельства о включении в реестр УЭО юридическое лицо представляет в Комитет, заявление по форме, утвержденной Приказом Министра финансов РК от 15 декабря 2015 года № 659 «Об утверждении форм заявлений, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года "О таможенном деле в Республике Казахстан».
К заявлению должны прилагаться следующие документы:
1. заполненная анкета по форме, утвержденной Приказом Министра финансов РК от 26 июля 2010 года № 372 «Об утверждении формы анкеты, реестра уполномоченных экономических операторов и свидетельства о включении в реестр»;
2. аудиторский отчет;
3. документы, подтверждающие право собственности или право хозяйственного ведения, или право оперативного управления или аренды (субаренды) либо иного законного основания на помещения, открытые площадки и иные территории, где осуществляются производственные операции, за исключением возможности их получения из соответствующих информационных систем государственных органов;
4. документы, подтверждающие генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов:
- копию платежного документа о перечислении денег на счет временного размещения денег таможенного органа;
- договор залога имущества, заключенный между плательщиком и таможенным органом, и отчет оценщика об оценке рыночной стоимости залогового имущества;
- договор банковской гарантии;
- договор поручительства;
Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
-подтверждение генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов (далее-ПГО);
-карточка обеспечения уплаты таможенных пошлин налогов (далее - Карточка).
ПГО и Карточка выдаются Департаментом государственных доходов, в зоне деятельности которого зарегистрирован участник ВЭД.
Комитет при рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов проверяет содержащиеся в них сведения, а также поручает Департаменту государственных доходов, в зоне деятельности которого зарегистрирован участник ВЭД, провести выездную таможенную проверку на соответствие заявителя условиям присвоения статуса УЭО.
По результатам рассмотрения заявления, приложенных к нему документов, а также проведенной выездной таможенной проверки, Комитет не позднее девяноста календарных дней со дня регистрации заявления и указанных документов принимает решение о выдаче свидетельства о включении лица в реестр УЭО либо об отказе в выдаче такого свидетельства, с указанием причин отказа.
УЭО предоставляются следующие специальные упрощения:
1) право временного хранения товаров в собственных помещениях и иных территориях УЭО;
2) в отношении УЭО при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
3) в отношении УЭО первоочередной порядок совершения таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, и помещения под таможенную процедуру;
4) при осуществлении периодического таможенного декларирования обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не применяется;
УЭО могут быть предоставлены следующие дополнительные специальные упрощения:
1) УЭО могут проводить таможенные операции, связанные с выпуском товаров, в собственных помещениях, на открытых площадках, территориях УЭО;
2) товары, полученые УЭО в рамках внешнеторговых контрактов, могут быть выпущены до подачи таможенной декларации в случае представления декларантом следующих документов:
-коммерческих или иных документов, содержащих сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;
-обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащего сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую будут помещаться товары;
-документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
3) в отношении УЭО применение процедуры таможенного транзита не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.
Таким образом, ожидается, что, получив статус УЭО, юридическое лицо получает следующие преимущества:
- специальные упрощения, предоставляемые УЭО,
- ускорение процедуры прохождения таможенной границы,
- снижение финансовых затрат,
- использование товара до подачи декларации на товары,
- возможность применения процедуры предварительного и электронного декларирования,
- повышение имиджа компании,
- обеспечение сохранности грузов,
- кадровая и информационная безопасность,
- сокращение документооборота,
- минимальный пакет документов.
Для присвоения статуса УЭО необходимо соответствовать следующим условиям:
1) наличие генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не менее одного года на сумму, эквивалентную 1 000 000 евро.
Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 872, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро;
2) участник ВЭД должен осуществлять внешнеторговую деятельность в течение трех лет до дня обращения в таможенный орган на получение статуса уполномоченного экономического оператора при наличии не менее десяти деклараций на товары за каждый год;
3) на момент подачи заявления у участника ВЭД должна отсутствовать задолженность по таможенным платежам и налогам;
4) на момент подачи заявления у участника ВЭД должна отсутствовать задолженность (недоимки);
5) на момент подачи заявления у участника ВЭД (учредителей, акционеров, имеющих контрольный пакет акций) должны отсутствовать факты наличия непогашенной судимости в соответствии со статьями 209, 214 и 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 16 июля 1997 года, а также со статьями 234, 236 и 286 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года;
6) на момент подачи заявления у участника ВЭД должны отсутствовать в течение одного года факты привлечения к административной ответственности по статьям 404, 405, 409, 410, 411, 412, 413, 413-2, 414, 415, 417, 417-1, 418, 421, 423, 424, 426 – 434, 438 и 438-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года, а также со статьями 527, 528, 531 – 535, 537 – 545, 548 – 555 и 558 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года;
7) у участника ВЭД должна быть в наличии автоматизированной системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций;
8) наличие аудиторского отчета и (или) аудиторских отчетов, составленных не позднее девяноста календарных дней до даты подачи заявления и содержащих информацию о собственном капитале юридического лица, составляющем не менее пятисот тысяч евро по рыночному курсу валют на дату составления указанного отчета. При этом аудиторский отчет должен быть составлен за период тридцати шести календарных месяцев, предшествующих дате составления отчета;
9) наличие на праве собственности или праве хозяйственного ведения, или праве оперативного управления или аренды (субаренды) либо на ином законном основании помещений, открытых площадок и иных территорий, где осуществляются производственные операции, что подтверждается соответствующими документами;
10) наличие договора (соглашения) о пользовании информационной системой электронных счетов-фактур.
ДГД по ВКО