Предстоят изменения в параметрах определения социальных выплат
30-10-2018

В данное время рассматриваются изменения в параметрах назначения социальных выплат с целью улучшения благосостояния и защиты социальных интересов работающих граждан в случаях, когда у них возникает социальный риск.

Изменения в подходе при определении социальных выплат обусловлено отсутствием стимулов для большего участия в системе обязательного социального страхования и необходимостью повысить заинтересованность граждан в формальной занятости.

В связи с этим, 29 октября 2018 года в Министерстве труда и социальной защиты населения РК состоялась презентация проекта закона «Об обязательном социальном страховании» (далее – Законопроект) в новой редакции.

Обязательное социальное страхование для работающих граждан было введено в Республике Казахстан с 1 января 2005 года, как дополнительная помощь к базовому государственному социальному обеспечению.

Сегодня системой обязательного социального страхования охвачено порядка 6 млн. человек. В 2017 году выплаты получили более 770 тыс. человек на сумму почти 160 млрд. тенге. Общая сумма социальных выплат за 13 лет с 2005 по 2017 годы составила 905 млрд. тенге.

В Законопроекте пересмотрены параметры по четырем видам социальных рисков:

  • по утрате трудоспособности
  • потере работы
  • потере кормильца
  • уходу за ребенком до 1 года.

 

Повышение социальных выплат

Для более справедливого механизма назначения социальных выплат, было предложено связать их повышение со стажем работы. Таким образом, при трудовом стаже более 6 лет, коэффициент стажа участия в последующие годы будет повышаться на 1% за каждый год для участников системы социального страхования.

Так же было замечено что настоящая система не всегда учитывает фактически утраченный заработок при назначении социальных выплат, так как при их определении учитываются доходы за 2 года, независимо от перерывов в работе. Таким образом, в законопроекте также было предложено пересмотреть определение среднемесячного размера дохода, который является основой для расчета выплаты. Предложение заключается в учете наибольшей суммы доходов за последовательные 2 года из последних 3 лет до наступления социального риска. Это позволит увеличить размер выплаты и обеспечить социальную справедливость.

Кроме того, законопроектом предлагается определять размер выплат для получателей, утративших трудоспособность, в зависимости от индивидуальной степени утраты трудоспособности, а не действующих усредненных коэффициентов.

 

Потеря Кормильца и уход за детьми

Аналогично для семей, потерявших кормильца, в целях повышения коэффициентов количества иждивенцев, предлагается установить единую градацию по аналогии назначения государственного пособия из бюджета.

Сегодня социальные выплаты назначаются в градации иждивенцев от 1 до 4 детей, а пособия из бюджета в градации от 1 до 6 детей. При этом, коэффициенты, применяемые в разрезе иждивенцев, значительно отличаются. Применение единого подхода позволит повысить размеры социальных выплат семьям, оставшимся без кормильца, и, особенно, семьям, имеющим 5 и более детей. Например, действующий коэффициент для выплат при 2 детях составляет 0,5. Предлагается увеличить данный коэффициент по аналогии с выплатами из госбюджета до 1,49. Это приведет к росту средних размеров выплат с 16 913 до 43 619 тенге. Если же детей в семье 4, то средняя выплата вырастет с 26327 до 67 986 тенге. 

Члены Общественного совета обсудили предложенные изменения параметров назначения социальных выплат и отметили, что новые подходы при исчислении размеров социальных выплат позволят увеличить как размеры социальных выплат, так и количество самих получателей. Это, в свою очередь, благотворно повлияет на благосостояние наших граждан и улучшит качество их жизни.

По материалам http://www.enbek.gov.kz/ru/node/352660