Случаи для возврата государственной пошлины
Согласно статьи 532 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс), государственная пошлина – обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действии и (или) выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.
Для возврата государственной пошлины налогоплательщики должны предоставить в органы государственных доходов следующий перечень документов:
- налоговое заявление;
- платежный документ (квитанция об уплате госпошлины, платежное поручение);
- документ, являющийся основанием для возврата госпошлины.
Нормами Налогового кодекса предусмотрены случаи, при которых государственная пошлина полностью или частично возвращается:
1) внесения государственной пошлины в большем размере;
1-1) передачи дела в арбитраж;
1-2) мировым соглашением, соглашением медиации или соглашением партисипативной процедуры;
2) возвращения заявления или отказа в его (ее) принятии;
3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения;
4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия;
4-1) возвращения ходатайства о пересмотре судебного акта в кассационном порядке;
5) в иных случаях.
При отказе истца от иска; уменьшения истцом своих требований; отмены судебного приказа - сумма уплаченной государственной пошлины не возвращается.
Порядок возврата государственной пошлины по решениям судов, вынесенных не в пользу налоговых органов производится в соответствии с пунктом 4 статьи 548 Налогового кодекса возврат суммы государственной пошлины плательщику, в пользу которого состоялась решение суда о возмещений государственной пошлины с государственного учреждения, являющегося стороной по делу, производится органом налоговой службы на основании налогового заявления налогоплательщика или государственного учреждения, за исключением случаев защиты государственным учреждением интересов третьих лиц, с приложением платежного документа об уплате государственной пошлины в бюджет и вступившего в законную силу судебного акта.
Также, в соответствии пунктами 5, 6 статьи 548 Налогового кодекса, возврат уплаченной в бюджет суммы государственной пошлины производится налоговыми органами по месту ее уплаты с соответствующего кода бюджетной классификации, на который была зачислена сумма государственной пошлины.
При этом отмечаем, что пунктами 7 статьи 548 Налогового кодекса установлено, что документы на возврат суммы государственной пошлины должны быть представлены в орган налоговой службы до истечения трехлетнего срока дня зачисления суммы государственной пошлины в бюджет.
Также одним из важных вопросов является обращение в органы государственных доходов представителей юридических и физических лиц, не уполномоченных представлять интересы по возврату государственной пошлины, то есть с правом подписания и сдачи налогового заявления для возврата государственной пошлины, сдавать и получать необходимые документы, оплачивать и получать все необходимые платежи.
Согласно части 5 статьи 43 Гражданского кодекса Республики Казахстан руководители филиалов и представительств юридических лиц назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности.
В свою очередь следует отметить, что в соответствии п.3 ст.17 Налогового кодексауполномоченный представитель - юридического лица либо структурного подразделения юридического лица действует на основе учредительных документов такого налогоплательщиков и его доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указывается конкретный перечень полномочий представителя.
Согласно данного Кодекса уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, действует на основе нотариального удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной
к нотариально удостоверенной, выданной таким налогоплательщиком (налоговым агентом) в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указывается конкретный перечень полномочий представителя
Также следует отметить, что согласно пунктом 3 статьи 61 Налогового кодекса налоговые формы, составленные на бумажном носителе, должны быть подписаны налогоплательщиком (налоговым агентом) либо его представителем, а также заверены печатью налогоплательщика (налогового агента) либо его представителя, имеющих в установленных законодательством Республики Казахстан случаях печать со своим наименованием.
Руководитель юридического отдела
М. Сабурова