Статформа 1-инвест. Правомерно ли взыскание штрафов?
В судебном порядке будут рассмотрены обращения предпринимателей с жалобой на действия областного департамента статистики. Об этом было заявлено в ходе очередного Совета по защите прав предпринимателей Акмолинской области. Субъекты бизнеса выражают претензии на то, что госорган обязал их выплатить штраф якобы за непредоставление первичных статданных в установленный срок.
Действительно, в соответствии со статьей 19 Закона РК «О государственной статистике» госорганом утвержден соответствующий график, кроме того, приказом министра нацэкономики с 1 января 2016 года введен план статистических работ. Согласно этим документам, юридическим лицам и их структурным подразделениям, независимо от численности работающих, необходимо ежемесячно представлять статформу 1-инвест «Отчет об инвестициях в основной капитал» не позднее 2-го числа после отчетного периода. Невыполнение установленных требований, в соответствии с законодательством влечет штрафные санкции (и немалые): на физические лица в размере 10, на некоммерческие организации, субъектов малого предпринимательства – 14, на субъектов среднего бизнеса – 20, и на крупный бизнес – 120 месячных расчетных показателей.
Однако отметим, что с 1 января 2016 года вступил в силу Предпринимательский кодекс РК (ПК РК), статьей 13 которого определен следующий регламент: «Профилактика правонарушений и мотивация субъекта предпринимательства исполнять требования, установленные законами РК, имеют приоритет перед применением мер государственного принуждения в процессе осуществления предпринимательской деятельности».
По мнению экспертов региональной палаты, вмененные предпринимателям штрафные санкции крайне суровы в нынешних экономических условиях и, мягко говоря, необъективны. К примеру, субъект малого бизнеса допустил просрочку предоставления статданных, но все же предоставляет ее по форме (1,5 листа в формате А4), однако автоматически он подвергается к административному взысканию со стороны должностных лиц. Для примера, минимальный штраф для ИП составляет 29 694 тенге.
При этом предприниматель сдает статданные по форме 1-инвест – пустографки (!), так как предприятием не ведется и не планируется инвестиционная деятельность. Логически предположить, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения.
Эксперты правового блока РПП считают, что меры госпринуждения, согласно пункту 2 статьи 13 ПК РК, за совершенное субъектом бизнеса правонарушение должны соответствовать его характеру и тяжести. Вразрез этому очевидно, что чиновниками протоколы об адмнарушениях, постановления о наложении административных взысканий составлены лишь на основании санкций часть 2 статьи 497 КоАП. Между тем в некоторых протоколах и вовсе отсутствуют ссылки на статьи нормативно-правовых актов, по которым предусматривается предоставление статистических данных, в частности, на статью 19 Закона «О государственной статистике», пункты приказа министра национальной экономики РК от 23 октября 2015 года № 678.
По словам представителей департамента статистики, они действовали в соответствии с регламентом. Однако в результате их действий, в автоматическом режиме фиксирующих нарушения, на бизнес ложится нелегкое бремя. Безусловно, закон для всех един, и его незнание не освобождает от ответственности, но его нормы нужно правильно доводить до потребителя и вовремя разъяснять. «Со стороны госоргана (департамента статистики) нет должного разъяснения норм законодательства», – констатировал член Совета, руководитель областного департамента юстиции Анатолий Дермановский. С ним согласился и директор Кокшетауского филиала АО «ForteBank» Талап Рахманов: «Освещение мероприятий проводится весьма скудно».
«Департамент статистики не является контрольно-карательным органом, в его компетенции лишь сбор и анализ статданных», – подчеркнул в свою очередь руководитель областного департамента по делам госслужбы Куаныш Жапаков.
Члены Совета согласились, что госоргану и РПП необходимо проводить активную работу по разъяснению законодательства.
Между тем в судебные инстанции уже направлен иск региональной палаты, в котором эксперты просят рассмотреть: имеет ли место административное правонарушение, виновны ли лица в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, и другие обстоятельства, которые имеют большое значение для правильного урегулирования сложившейся ситуации.
Подпишитесь на новости и получайте раз в неделю нашу информационную рассылку