Ставка сделана. Для чего Казахстану инфляционное таргетирование?
27-04-2015

Главные задачи, которые поставил перед Нацбанком Президент Казахстана в декабре прошлого года на торжественном собрании, посвященном дню независимости РК, - это дедолларизация нашей экономики и переход к инфляционному таргетированию.

Но если с первой задачей все понятно, то вторая может вызвать вопросы. Что это такое и с чем его «едят», разъяснили эксперты.

«Дедолларизация экономики и переход на инфляционное таргетирование должны стать составляющими новой экономической политики «Нурлы жол», — сказал на торжественном собрании Н. Назарбаев.

Инфляционное таргетирование - это комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране. Комплекс мер включает в себя установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год), подборка и применение подходящего монетарного инструментария и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции — манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Снижение учетной ставки понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег.

Кроме того, повышение учетной ставки повышает уровень процентной ставки кредитования в банках и снижает уровень спроса на кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снизить уровень процентной ставки кредитования. Таким образом, происходит увеличение количества денег на руках у населения; соответственно, снижение учётной ставки повышает уровень инфляции. Повышение учетной ставки понижает уровень инфляции.

Инфляционное таргетирование успешно применяется в ряде развивающихся и развитых стран мира. Это, к примеру, Великобритания, Австралия, Венгрия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика, Южная Корея, Чехия. В США и Японии при отсутствии формально утвержденного принципа инфляционного таргетирования, все же присутствует формально объявленная цель по инфляции, как и еще более чем в 50 странах, а в качестве главного инструмента монетарной политики также используется процентная ставка.

Великобритания ввела инфляционное таргетирование в октябре 1992 года для постепенного перехода к планируемой инфляции. Впоследствии к ней присоединились еще 45 стран. Великобритании удалось с инфляции в 10%, которая наблюдалась в стране в 1990-1991 годах, опуститься до 2,5% уже в 2000 году.

Анна Бодрова, старший аналитик Альпари:

- Как говорится в экономической теории, инфляционное таргетирование представляет собой комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране. Если цель стабильности ценовых уровней является для государства приоритетом, политика инфляционного таргетирования будет работать эффективно. Механизм - плановое «создание» инфляции, то есть антиинфляционные меры можно принимать превентивно, до того, как инфляция начнет расти. Переход к такому фискальному механизму должен занимать не менее 12-16 месяцев с тщательной подготовкой к каждому этапу. Скачки валюты возможны, если процессы выстроены некорректно или - не исключено, - валюта слишком подвержена внешнему влиянию. Казахстан пока удовлетворяет двум основным условиям для перехода на ИТ - у него хорошая доходная база и регулятор достаточно самостоятелен. Далее должна быть объявлена инфляционная цель, за этим шагом последует отказ от регулирования ключевых макропоказателей.

Антон Сороко, аналитик ИХ «ФИНАМ»:

- Инфляционное таргетирование - подход, при котором экономический блок правительства ставит задачу по повышению контроля за темпом роста цен в стране. Цель (target) ставится исходя из текущих потребностей экономики. В зависимости от этого и начинаются попытки воздействовать на данный показатель. Ключевым способом воздействия во всех странах является ключевая процентная ставка, которая сразу оказывает влияние и на депозитный, и на кредитный рынок. Понижение ключевой процентной ставки приводит к росту инвестиционной активности и повышению потребительского спроса, что благоприятно сказывается на ценах. Повышение же ставки призвано, наоборот, снизить предпринимательскую активность и склонить население к росту сбережений - в таком случае инфляция снижается.

Переход к инфляционному таргетированию - важный шаг на пути к полностью открытой и конкурентной экономике. Также это шаг в сторону повышения роли инфляционных ожиданий, что предполагает создание в экономике институтов «длинных» денег, которые являются фондированием для важнейших инфраструктурных проектов, для долгосрочных вложений и стабильности экономики.

Мы позитивно оцениваем данное решение Нацбанка Казахстана, полагаем, что реализация данного перехода в долгосрочной перспективе приведет к снижению долгосрочных инфляционных ожиданий и позитивно скажется на кредитных ставках, что, в свою очередь, приведет к снижению нормы сбережения к пользу инвестиционного спроса, что создаст необходимый для увеличения темпов роста ВВП страны мультипликативный эффект. В результате мы увидим позитивное влияние на темпы экономического развития страны.