Участники ВЭД при недостатке денежных средств могут обратиться в институт «обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов»
Для чего был создан институт «обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» и каков механизм его применения на практике?
При таможенном декларировании товаров часто возникают ситуации, при которых участнику ВЭД могут срочно понадобиться денежные средства на уплату неожиданно возникших финансовых проблем в виде дополнительного начисления на перемещаемый через таможенную границу ЕАЭС товар таможенных пошлин и налогов.
Свободных денежных средств может не оказаться, а данную проблему решать необходимо в срочном порядке, так как из-за задержки на таможне срываются сроки исполнения различного рода обязательств перед партнерами по бизнесу, покупателями и т.д. Возникает вопрос, как выйти из создавшегося положения, не отрывая крупных денег из бизнеса, быстро, качественно и с малейшими финансовыми потерями, не нарушив при этом требования законодательства?
Именно в целях беспрепятственного осуществления участниками ВЭД различных таможенных операций, таможенным законодательством предусмотрен институт обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (статьи 96 – 105 КРК «О таможенном регулировании в РК», далее - Кодекс).
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть обеспечено заинтересованным лицом при:
- отсрочке или рассрочке уплаты ввозных таможенных пошлин (п.7 ст.91 Кодекса);
- подаче заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, подаваемого в виде электронного документа, сопровождается представлением … документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов… (п.6 ст.194 Кодекса);
- выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров … (ст.195 Кодекса);
- выпуске товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров, … (ст.196 Кодекса);
-помещении иностранных товаров для их перевозки (транспортировки) под таможенную процедуру транзита … (ст.223 Кодекса);
- при помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории … (ст.223 Кодекса);
- помещении товаров ЕАЭС, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем, под таможенную процедуру таможенного транзита … (ст.387 Кодекса);
- помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада без фактического помещения на таможенный склад, за исключением случаев, когда декларантом выступает уполномоченный экономический оператор (п.4 ст. 235 Кодекса);
-замены иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, эквивалентными товарами, за исключением случаев, когда декларантом выступает уполномоченный экономический оператор (п.5 ст. 252 Кодекса);
- периодического таможенного декларирования, за исключением случаев, когда декларантом выступает уполномоченный экономический оператор (ст. 188 Кодекса);
- помещения товаров на временное хранение в места по заявлению лица, обладающего полномочиями в отношении товара … (п.2 ст.170 Кодекса);
- обнаружения признаков ненадлежащего оформления представленных документов и (или) содержания в них недостоверных сведенийо происхождении товаров (ст.397 Кодекса);
- помещениитоваров под таможенную процедуру таможенного транзита, исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может обеспечиваться экспедитором и (или) иным лицом за плательщика, если это иное лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ...(ст.226 Кодекса);
- обеспечении таможенным представителем исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов… В соответствии со статьей 494 Кодекса таможенный представитель несет с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, а также при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 195 и пунктом 3 статьи 196 Кодекса. В случае, если исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечено таможенным представителем, при наступлении предусмотренных в соответствии с настоящим Кодексом обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению, такая обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом …
Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу, производящему выпуск товаров, за исключением обеспечения исполнения такой обязанности в отношении товаров, перевозимых по одной транзитной декларации, которое может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения (п.4 ст.96, п.7 ст.226 Кодекса).
При запросе документов и (или) сведений в соответствии с пунктом 4 статьи 410 Кодекса расчет размера обеспечения по уплате таможенных пошлин, налогов, (за отсрочку или рассрочку уплаты) производится таможенным органом и направляется декларанту в соответствии с пунктом 6 статьи 410 Кодекса.
Обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, а также исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора осуществляется в порядке, установленном соответственно статьями 486 и 535 Кодекса.
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:
1) деньгами;
2) банковской гарантией;
3) поручительством;
4) залогом имущества;
5) договором страхования.
Правила применения и формы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, порядок их заполнения, учета и внесения в них изменений (дополнений) регламентированы Приказом Министра финансов РК от 26 февраля 2018 года №294 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, и (или) экономического оператора».
Регистрация обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов является государственной бесплатной услугой (далее - Госуслуга), стандарт предоставления которой утвержден в приложении 50 к Приказу Министра финансов РК от 27 апреля 2015 г. №284 «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов» (далее – Приказ МФ РК №284). Регламент оказания данной услуги утвержден Приложением 50 к Приказу Министра финансов РК от 4 июня 2015 года №348 «Об утверждении регламентов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан» (далее – Приказ МФ РК №348).
Чтобы зарегистрировать Госуслугу заинтересованное лицо (далее – заявитель) обращается в таможенный орган (канцелярию) с заявлением о регистрации Госуслуги, поданного по форме, утвержденной Приказом МФ РК №284 в виде документа на бумажном носителе. К заявлению должны быть приложены в зависимости от выбранного способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов один из следующих документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов:
- копии платежного документа о перечислении денег на счет временного размещения денег органа государственных доходов;
- договора залога имущества, заключенного между плательщиком и органом государственных доходов, и отчета оценщика об оценке рыночной стоимости залогового имущества;
- договора гарантии банка, заключенного между банком-гарантом и плательщиком, и банковской гарантии;
- договора поручительства;
- договора страхования.
Подтверждением принятия заявителем документов является отметка на копии заявления, содержащая дату, время, подпись, фамилию и инициалы лица, принявшего пакет документов.
Истребование от заявителей документов, которые могут быть получены из информационных систем, не допускается.
В случаях представления заявителем неполного пакета документов согласно перечню, предусмотренному стандартом государственной услуги, и (или) документов с истекшим сроком действия таможенный орган отказывает в приеме заявления.
Основанием для отказа в оказании Госуслуги является несоответствие заявителя и (или) представленных материалов, объектов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленным нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Таможенный орган не позднее трех рабочих дней со дня регистрации заявления регистрирует обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов или отказывает в его регистрации (ст.98 – 102, 104, 105 Кодекса).
В случае недовольства принятым решением (действием, бездействием) таможенного органа, возникновения коррупционных и других рисков при получении государственной услуги, заявитель имеет право обжаловать вышеуказанные действия услугодателя в уполномоченный орган или в суд (п.3 Приложения 50 к Приказу МФ РК №284). Адреса мест оказания государственной услуги размещены на интернет–ресурсах МФ РК: www.minfin.gov.kz, Комитета государственных доходов МФ РК www.kgd.gov.kz.
В практической деятельности ДГД по Кызылординской области участниками ВЭД в виде обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при проведении таможенных операций в подавляющем большинстве применяется страхованиенепредусмотренных бизнес-планом на таможенную очистку товаров рисков. За истекшие 9 месяцев 2018 года было зарегистрировано 156 форм обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Общая сумма обеспечения составила сумму в размере 1 402 млн. тенге. Уплата таможенных пошлин и налогов была обеспечена следующими способами:
- договорами страхования - 151 форма обеспечения (97%)на общую сумму 1 198 млн. тенге (85,4%);
- деньгами - 4 формы обеспечения на общую сумму 526 тыс. тенге;
-залогом имущества - 1 форма обеспечения на сумму 203 млн. тенге.
За время осуществления указанной работы в адрес ответственных должностных лиц Департамента жалобы и нарекания, касающиеся качества, сроков предоставления Госуслуги, возникновения коррупционных рисков, не поступали.
По всем вопросам, возникающим у заинтересованных лиц, приобеспечении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их обжалования, а также о возникающих коррупционных рисках можете обращаться по телефону доверия 21-52-09, в отдел тарифного регулирования Управления тарифного регулирования и посттаможенного контроля Департамента, тел. 21-55-37 или на официальный сайт Департамента http://kzl.kgd.gov.kz/ru.
По материалам http://kzl.kgd.gov.kz/ru/news/obespechenie-ispolneniya-obyazannosti-po-uplate-tamozhennyh-poshlin-nalogov-soglasno