В ЕЭК обсудили планы либерализации секторов услуг
01-03-2016

24-26 февраля в Евразийской экономической комиссии под председательством члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова состоялись заседания рабочих групп по секторам (подсекторам) услуг, по которым единый рынок услуг Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет сформирован в соответствии с планами либерализации.

Тимур Сулейменов напомнил, что согласно решению Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) Правительства государств ЕАЭС совместно с ЕЭК
до 1 апреля 2016 года должны подготовить планы либерализации с указанием конкретных сроков (переходного периода) формирования единого рынка услуг в конкретных секторах (подсекторах). А до 1 июля текущего года Комиссия должна представить эти планы для утверждения ВЕЭС.

После исполнения утвержденных планов либерализации будет осуществлен перевод секторов услуг в режим единого рынка, в котором поставщики смогут оказывать услуги в любой стране ЕАЭС на условиях национального режима, режима наибольшего благоприятствования, неприменения количественных и инвестиционных ограничений. При этом им не придется дополнительно учреждать юридическое лицо, а разрешения, выданные в одном государстве Союза, не нужно будет подтверждать в другом. Единый рынок услуг предусматривает признание квалификаций (опыта, образования, переподготовки и т. п.), полученных персоналом услугодателя в одном государстве без прохождения процедур признания в другом государстве.

Министр ЕЭК рассказал, что Комиссия предлагает руководствоваться РГ модельным планом либерализации, разработанным ЕЭК в соответствии с Договором о Союзе. При этом планы либерализации должны обеспечить:

– сближение механизмов допуска к деятельности (в том числе разрешительных требований и процедур) посредством гармонизации законодательства, что не потребуется в отношении конкретных секторов (отдельных норм), где фактически достигнута или имеется содержательная эквивалентность (равнозначность) регулирования;

– создание механизмов административного сотрудничества;

– признание профессиональной квалификации работников поставщиков услуг.

В рамках рабочих групп ЕЭК сторонами совместно с Комиссией будет проведен анализ законодательства для выявления идентичности требований к услугодателю, по итогам которого по каждому сектору по всем регулятивным требованиям должна быть выявлена содержательная эквивалентность либо установлен факт ее отсутствия. Механизм признания эквивалентности (равнозначности) заключается в выявлении сходства и отличий в содержании регулятивных требований и процедур.

Например, если в Казахстане для поставки какой-нибудь услуги нужна лицензия,
а в Беларуси – аттестат, то для признания эквивалентности нужно сверить квалификационные требования, предъявляемые к персоналу, оборудованию и т. д. В случае если эти требования аналогичны или являются сходными, то рабочей группой принимается предварительное решение о признании казахстанских лицензий и белорусских аттестатов на одинаковые или подобные виды услуг в связи с эквивалентностью регулирования. Тимур Сулейменов подчеркнул, что «в соответствии с Договором о Союзе гармонизация законодательства необходима только в исключительных случаях, когда требования к лицу, осуществляющему поставку конкретной услуги, совершенно различны».

Также министр ЕЭК обратил внимание на обязательства государств Союза по организации сотрудничества между регуляторами Сторон, в том числе путем заключения межведомственных соглашений (ст. 68 Договора о ЕАЭС). По его словам, работа по этому направлению должна вестись параллельно с работой по сближению механизмов допуска к деятельности и обеспечения признания квалификаций.

На основании таких соглашений будет организован информационный обмен сведениями национальных ресурсов (а в случае их отсутствия – обеспечено формирование таких ресурсов), а также посредством информационной системы Союза.

Логическим завершением деятельности рабочей группы станет принятие решения Высшим советом, где будут зафиксированы обязательства государств-членов по применению правил единого рынка услуг в отношении конкретной услуги.

По итогам заседаний принято решение в срок до 11 марта представить в Евразийскую экономическую комиссию перечень и тексты нормативных правовых актов сторон, регулирующих деятельность в рамках конкретного сектора (подсектора) услуг из перечня, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета. Кроме того, члены рабочих групп до 21 марта 2016 года должны представить в Комиссию конкретные и согласованные предложения по планам в части мероприятий, сроков их исполнения и ответственных органов от Сторон.

Либерализация ряда секторов (подсекторов) услуг приведет к снижению стоимости услуг для населения стран ЕАЭС с учетом роста конкуренции бизнеса стран ЕАЭС на едином евразийском рынке услуг. В рамках функционирования единого рынка услуг Союза будут созданы условия для обеспечения свободного движения услуг, диверсифицирован бизнес в сфере услуг в странах – партнерах ЕАЭС, привлечены дополнительные инвестиции в экономики государств Союза за счет направления внутренних денежных потоков.

Справка

12 февраля 2016 года Совет Комиссии утвердил составы десяти рабочих групп по секторам (подсекторам) услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках ЕАЭС будет осуществлено в соответствии с планами либерализации. Девять рабочих групп по 20 секторам возглавляет министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов; одну группу – министр по техническому регулированию ЕЭК Валерий Корешков.

Советом Комиссии утверждены Положение о рабочих группах (РГ) и составы десяти РГ:
– в области строительства, услуг в инженерных областях, градостроительного проектирования;
– в области аренды и лизинга прогулочных судов без оператора;
– в области аудита, составления отчетности и бухгалтерского учета;
– в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, и оценки имущества;
– в области услуг по геологическим, геофизическим и другим видам изыскательских работ, маркшейдерской съемке, картографии, прогнозу погоды и метеорологии;
– в области рекламы;
– в области туристических услуг;
– в области услуг, связанных с производством и распространением кино– и видеофильмов, демонстрацией видеофильмов;
– в области проведения научно-исследовательских работ;
– в области услуг по техническим испытаниям и анализам.

Составы рабочих групп сформированы из представителей профильных уполномоченных государственных органов стран ЕАЭС, экспертов со стороны бизнес-сообщества, отраслевых профсоюзных организаций, а также структурных подразделений ЕЭК.

В планы либерализации, которые разработают РГ, будут входить конкретные мероприятия по либерализации условий торговли услугами с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц от государств ЕАЭС и (или) ЕЭК. Кроме того, рабочие группы определят предельные сроки начала функционирования секторов (подсекторов) услуг в рамках единого рынка услуг.

Подготовка планов либерализации предусмотрена Протоколом о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение № 16 к Договору о ЕАЭС).

Решением от 16 октября 2015 г. № 30, подписанным на уровне Высшего Евразийского экономического совета в г. Бурабай был утвержден перечень из 21 сектора услуг, по которым формирование единого рынка будет осуществлено в соответствие с планами либерализации (через переходный период) для всех государств Союза. В отношении 11 секторов услуг из этого перечня Республикой Казахстан предусмотрен переходный период до 2025 года, если иное не будет предусмотрено планами либерализации.

Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что, безусловно, укрепит интеграционный проект.

Подпишитесь на новости и получайте раз в неделю нашу информационную рассылку