Внесены изменения по регулированию банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности
Законом РК от 24 мая 2021 года№43-VII ЗРК внесены изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности в Республике Казахстан, а именно в:
- Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27 декабря 1994 года № 268-XIII;
- Гражданский кодекс РК (Особенная часть) от 1 июля 1999 года №409-I;
- Закон РК от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;
- Закон РК от 23 декабря 1995 года № 2723 «Об ипотеке недвижимого имущества»;
- Закон РК от 4 июля 2003 года № 474 «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»;
- Закон РК от 6 июля 2004 года № 573 «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан»;
- Закон РК от 26 ноября 2012 года № 56-V «О микрофинансовой деятельности»;
- Закон РК от 6 мая 2017 года 62-VI «О коллекторской деятельности».
Внесенные изменения и дополнения направлены на:
- усиление защиты прав и интересов заемщиков, повышение ответственности кредиторов;
- недопущение роста рисков в кредитовании и снижение роста долговой нагрузки граждан по потребительским кредитам;
- регулирование микрофинансовой деятельности и повышение прозрачности условий предоставления микрокредитов;
- ужесточение требований и введение дополнительных ограничений для коллекторских организаций.
1. Вводится единый обязательный правовой режим урегулирования просроченной задолженности граждан по кредитам банков и микрофинансовых организаций (МФО), который предусматривает:
1) уведомление заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с даты ее наступления;
2) реструктуризацию задолженности, в случае просрочки погашения займа в течение 30 дней после обращения заемщика к кредитору, в виде:
- снижения ставки вознаграждения,
- отсрочки платежа,
- изменения очередности платежа,
- увеличения срока займа,
- уменьшения долговой нагрузки (основной долг, вознаграждение и неустойка)
- самостоятельной реализации недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки.
Банки или МФО при проведении реструктуризации обязаны учитывать факторы:
- социальное положение заемщика,
- снижение доходов заемщика,
- единственность залогового жилья,
- добросовестное исполнение обязательств по займу.
Сроки рассмотрения обращений заемщиков в банки и МФО и урегулирования проблемной задолженности сокращены до 90 дней (ранее 180 дней).
2. В случае недостижения согласия с кредитором по условиям реструктуризации займа ипотечный заемщик вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (Агентство). В этот период кредитор не вправе начинать процедуры взыскания заложенного имущества должников, относящихся к социально-уязвимым слоям населения.
3. В целях недопущения превышения ставок вознаграждения по займам и микрокредитам установлена обязанность банков и МФО представлять кредитным бюро информацию о номинальных ставках и годовой эффективной ставке вознаграждения (ГЭСВ) по выданным кредитам.
4. Законом установлено требование к содержанию, оформлению, обязательным условиям договора о предоставлении микрокредита.
К договору микрозайма обязательно прилагается титульный лист, который содержит:
- дату заключения договора,
- наименование организации и ФИО заемщика (созаемщика),
- сумму микрокредита,
- сроки погашения,
- размер ставки вознаграждения (значение вознаграждения),
- способ и метод погашения,
- порядок начисления и размер неустойки (штрафа, пени),
- информацию о полной стоимости микрокредита (сумму переплаты, размер ставки вознаграждения и ГЭСВ).
5. Вводится обязанность МФО указывать ГЭСВ при распространении и размещении рекламы для возможности потребителям объективно анализировать условия предоставления займа до заключения договора и избежать проблемных ситуаций в будущем.
6. Вводятся новые меры по ограничению роста долговой нагрузки:
- запрет банкам и МФР требовать выплаты вознаграждения, неустойки (штрафов, пни), комиссий и иных платежей по истечении 180 дней просрочки обязательств по всем ипотечным займам (ранее только по ипотечным жилищным займам);
- запрет по начислению вознаграждения на просроченные и непогашенные суммы вознаграждения, неустойки (штрафов, пени), комиссий и иных платежей.
7. Законом предусмотрено расширение условий для списания бланковых остатков по ипотечным жилищным займам, что позволит по всем действующим займам (новым и ранее выданным) ускоренно списать долговое бремя, оставшееся после реализации залогового жилья, для заемщиков с доходом ниже МЗП.
8. Законом предусмотрены условия для очистки кредитной истории заемщиков путем сокращения сроков хранения кредитных историй до 5 лет (ранее 10 лет).
9. Законом установлены требования к деятельности коллекторских агентств:
- обязанность соблюдения минимального уставного капитала для обеспечения цифровых способ коммуникации и минимизации личных контактов с должниками;
- запрет на переговоры с незарегистрированных за агентством номеров телефонов или чужих телефонных номеров;
- обязанность видео-аудио фиксации процесса взаимодействия с должником;
- ограничение взаимодействия коллектора с третьими лицами, в том числе с работодателями должника (за исключением случаев установления места нахождения).
По материалам АРРФР