Изменения в правилах предоставления онлайн-микрокредитов
13-05-2021

С 17 мая 2021 года вступают в силу изменения в постановление Правления НБРК от 28 ноября 2019 года № 217 «Об утверждении Правил предоставления микрокредитов электронным способом».

Изменения направлены на устранение рисков, связанных с оформлением микрокредитов на другое лицо и усиление процедур по надлежащей идентификации клиентов микрофинансовых организаций.

Согласно новым правилам, для регистрации в личном кабинете клиент - физическое лицо вводит следующие данные:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии), указанные в документе, удостоверяющем личность;
  • индивидуальный идентификационный номер;
  • номер и срок действия документа, удостоверяющего личность;
  • абонентский номер устройства сотовой связи;
  • реквизиты банковского счета (IBAN) и/или реквизиты платежной карточки клиента (за исключением предоставления микрокредитов посредством терминалов);
  • фотография клиента в анфас на светлом фоне, с нейтральным выражением лица и закрытым ртом.

Для регистрации в личном кабинете клиент - юридическое лицо вводит (прикрепляет) следующие данные (документы в сканированном виде):

  • приказ о назначении руководителя исполнительного органа юридического лица или доверенность, подтверждающая полномочия лица, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), указанные в документе, удостоверяющем личность лица, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита;
  • банковский идентификационный номер клиента – юридического лица;
  • индивидуальный идентификационный номер лица, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита;
  • номер и срок действия документа, удостоверяющего личность лица, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита;
  • справку о государственной регистрации/перерегистрации клиента –юридического лица;
  • абонентский номер устройства сотовой связи клиента – юридического лица;
  • реквизиты банковского счета (IBAN) и/или реквизиты платежной карточки клиента – юридического лица;
  • фотография клиента в анфас на светлом фоне, с нейтральным выражением лица и закрытым ртом, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита.

Организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, для подтверждения регистрации клиента осуществляет сверку данных, предоставленных:

  • клиентом – физическим лицом: фамилию, имя, отчество (при наличии), индивидуальный идентификационный номер и фотографию клиента;
  • клиентом – юридическим лицом: фамилию, имя, отчество (при наличии) и фотографию лица, указанные в документе, удостоверяющем личность лица, уполномоченного подписывать договор о предоставлении микрокредита.

После регистрации клиента в личном кабинете последующий допуск клиента к личному кабинету осуществляется путем генерации и ввода паролей или с использованием не менее одного из аутентификационных признаков (токенов, смарт-карт, одноразовых паролей).

Внесение изменений в данные об абонентском устройстве сотовой связи клиента и реквизитов банковского счета (за исключением предоставления микрокредитов посредством терминалов), осуществляется в личном кабинете клиента с применением одного из способов, указанных ниже.

Для идентификации и аутентификации клиента в личном кабинете клиента используются следующие способы:

      1) электронная цифровая подпись, представленная национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан;

      2) биометрическая идентификация посредством использования услуг ЦОИД;

      3) двухфакторная аутентификация.

В личном кабинете не подлежат изменению данные об индивидуальном идентификационном номере/ бизнес-идентификационном номере клиента.

Заключение договора о предоставлении микрокредита, внесение изменений и дополнений в договор о предоставлении микрокредита электронным способом между организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, и клиентом, осуществляется посредством электронной цифровой подписи клиента и (или) путем генерации и ввода паролей или с использованием не менее одного из аутентификационных признаков (токенов, смарт-карт, одноразовых паролей). 

Предоставление микрокредита электронным способом осуществляется путем перевода денег с банковского счета организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, на банковский счет (платежную карточку) клиента, а также посредством выдачи клиенту наличных денег через терминал или кассу.

Более подробно  изменения вы можете ознакомиться в Постановлении Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 30 апреля 2021 года № 63.