Внесены изменения в порядок оформления ТТН и путевого листа
24-06-2021

Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 16 июня 2021 года № 307 внесены изменения в Приказ Министра по инвестициям и развитию РК от 30 апреля 2015 года № 546 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (Правила).

Данные изменения вступают в действие с 23 августа 2021 года, согласно которым:

I. Добавлено понятие:

  • единая система управления транспортными документами – информационная система, обеспечивающая регистрацию, учет, обработку и хранение документов, связанных с перевозочной деятельностью в области автомобильного транспорта, и передачу формализованной информации о таких документах соответствующим уполномоченным государственным органам и участникам перевозочного процесса;

II. Внесены уточнения в порядок применения товарно-транспортной накладной (ТТН) и путевого листа, согласно которому:

1) перевозка грузов оформляется ТТН на бумажном носителе или в форме электронно-цифрового документа, при этом ТТН является основным перевозочным документом, по которой производится списание отправляемого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем;

2) грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз ТТН в 4 экземплярах в случае оформления на бумажном носителе;

3) вред, возникший вследствие неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных в ТТН, возмещается грузоотправителем;

4) прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью перевозчика во всех экземплярах ТТН в случае оформления на бумажном носителе, при этом:

  • первый экземпляр остается у грузоотправителя для списания предъявленных к перевозке грузов (остальные экземпляры вручаются перевозчику);
  • второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю для оприходования полученных грузов;
  • третий экземпляр остается у перевозчика, прилагается к счету за перевозку и является основанием для расчета с грузоотправителем (грузополучателем);
  • четвертый экземпляр остается у перевозчика, прилагается к путевому листу и является основанием для учета транспортной работы.

Грузоотправитель выписывает дополнительные экземпляры ТТН, число которых устанавливается соглашением между грузоотправителем и перевозчиком.

5) во всех экземплярах ТТН в случае оформления на бумажном носителе, грузоотправитель проставляет время прибытия, убытия и простоя автотранспортного средства, а также указывает способ погрузки, вес груза, количество грузовых мест, виды услуг, выполняемых перевозчиком, и заверяет ТТН подписью, печатью или штампом, при этом не требуется наличие печати или штампа для юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства;

6) при выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, удостоверения, свидетельства, разрешения и так далее), перевозчик принимает эти документы и передает их вместе с грузом грузополучателю;

7) при сдаче груза водитель предъявляет 3 экземпляра ТТН (в случае оформления на бумажном носителе) грузополучателю, который удостоверяет прием груза своей подписью и печатью (штампом) в каждом экземпляре ТТН и указывает во всех экземплярах ТТН время прибытия и убытия автотранспортного средства, при этом не требуется наличие печати (штампа) для юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства;

8) время прибытия и убытия автотранспортного средства под погрузку (разгрузку) указывается в соответствии с п. 40, п. 41 и п. 42 Правил, при этом в случае:

  • когда грузоотправитель или грузополучатель неверно указали время прибытия автотранспортного средства под погрузку (разгрузку) и окончания погрузочно-разгрузочных работ, водитель во всех имеющихся у него ТТН делает запись в присутствии представителя грузоотправителя (грузополучателя) о том, что время проставлено неправильно, и указывает фактическое время прибытия и убытия;
  • несогласия с записью водителя грузоотправитель (грузополучатель) составляет акт с участием водителя, а при отказе последнего от составления акта - с участием двух представителей незаинтересованной стороны.

При наличии на территории грузоотправителя или грузополучателя диспетчерского пункта перевозчика для составления акта о неправильной отметке времени прибытия вызывается диспетчер указанного пункта.

9) путевой лист - документ первичного учета, который совместно с ТТН, определяет показатели для учета работы автотранспортного средства;

10) при повременной оплате перевозок грузов в путевой лист (в случае его оформления на бумажном носителе) вписываются номера ТТН, один экземпляр которых прилагается к путевому листу для учета количества перевезенных тонн груза и других показателей;

11) путевые листы и ТТН, оформленные на бумажном носителе, подлежат регистрации в журналах учета движения путевых листов и ТТН, и хранению перевозчиком вместе с журналами в течение 5 лет;

12) путевые листы и ТТН оформляются перевозчиком на бумажном носителе или в форме электронно-цифрового документа на одну смену (рейс) до начала смены (рейса) отдельно на каждое грузовое автотранспортное средство с внесением сведений для заполнения путевого листа, ТТН и CMR при перевозке грузов автомобильным транспортом согласно приложению 1, при этом отдельные данные в ТТН заполняются также и грузоотправителем (грузополучателем);

13) путевые листы и ТТН, оформленные на бумажном носителе, удостоверяются штампом или печатью перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя), при этом не требуется наличие печати (штампа) для юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства;

14) при оформлении путевого листа и ТТН на бумажном носителе на грузовое автотранспортное средство с технической допустимой максимальной массой более 3,5 тонн, перевозчик и грузоотправитель обеспечивает их регистрацию в единой системе управления транспортными документами:

  • путевого листа - до начала смены (рейса);
  • ТТН - до отправления груза.

Удостоверение записей и отметок в ТТН и в путевом листе в форме электронно-цифрового документа осуществляется в соответствии с Законом РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

При формировании, ведении и использовании единой системы управления транспортными документами учитываются Единые требования в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РК от 20 декабря 2016 года № 832.

III. Кроме того, актуализированы ссылки на применяемые нормативно-правовые акты, нормативы и правила.