Как отражается в бухучете затраты по модернизации спутниковой связи и установке системы ионизации воздуха на воздушном судне?

Ответ Министра финансов РК от 29.03.2022 года на вопрос от 17.03.2022 года № 731537

Вопрос:

Компания, осуществляющая деятельность по перевозке пассажиров на воздушном судне, приобрела услуги по модернизации спутниковой связи и установке системы ионизации воздуха на воздушном судне.

Как отражается в бухучете затраты по модернизации спутниковой связи и установке системы ионизации воздуха на воздушном судне?

Ответ:

Согласно пунктам 7, 9 и 10 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (далее - МСФО 16) первоначальная стоимость объекта основных средств подлежит признанию в качестве актива только в том случае, если: (a) признается вероятным, что организация получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды; и (b) первоначальная стоимость данного объекта может быть надежно оценена. МСФО 16 не определяет единицу измерения для целей признания, т. е. что именно составляет объект основных средств.

Таким образом, при использовании критериев признания применительно к конкретной ситуации, в которой находится организация, требуется суждение.

Организация должна оценивать все свои затраты, относящиеся к основным средствам, руководствуясь принципом признания, установленного в пункте 7 МСФО 16 по мере возникновения таких затрат. Такие затраты включают затраты, понесенные первоначально в связи с приобретением или строительством объекта основных средств, а также затраты, понесенные впоследствии в связи с достройкой, частичным замещением или обслуживанием этого объекта.

Согласно пунктам 13 и 14 МСФО 16 элементы некоторых объектов основных средств могут требовать регулярной замены. Согласно принципу признания, изложенному в пункте 7 МСФО 16, организация включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты по частичной замене такого объекта в момент их возникновения, если удовлетворяются критерии признания. При этом, балансовая стоимость заменяемых частей списывается в соответствии с положениями данного стандарта о прекращении признания (см. пункты 67–72 МСФО 16).

Условием продолжения эксплуатации объекта основных средств (например, самолета) может быть проведение регулярных масштабных технических осмотров на предмет наличия дефектов вне зависимости от того, производится ли при этом замена элементов объекта. При выполнении каждого масштабного технического осмотра связанные с ним затраты признаются в балансовой стоимости объекта основных средств в качестве затрат на замену, если удовлетворяются критерии признания. Оставшаяся в балансовой стоимости сумма ранее признанных затрат на проведение предыдущего технического осмотра (в отличие от запчастей, имеющих физическую форму) подлежит прекращению признания. Это происходит вне зависимости от того, выделялись или нет затраты, связанные с предыдущим техническим осмотром, в рамках операции по приобретению или строительству данного объекта.

При необходимости расчетная стоимость будущего аналогичного технического осмотра может быть использована в качестве показателя стоимости существующего компонента технического осмотра, в которой он был включен в балансовую стоимость соответствующего объекта в момент его приобретения или строительства.

При этом, согласно пунктам 67 и 70 МСФО 16 признание балансовой стоимости объекта основных средств прекращается: (a) при выбытии этого объекта; или (b) когда никаких будущих экономических выгод от использования или выбытия этого объекта уже не ожидается. Если, согласно изложенному в пункте 7 МСФО 16 принципу признания, организация признает в балансовой стоимости объекта основных средств затраты на замену части этого объекта, то она прекращает признание балансовой стоимости замененной части вне зависимости от того, амортизировалась эта часть отдельно или нет.

Если для организации практически невозможно определить балансовую стоимость замененной таким образом части, то организация может использовать величину затрат на замену как показатель стоимости замененной части на момент, когда она была приобретена или построена.

Таким образом, затраты по установке: спутниковой связи или системы ионизации воздуха на воздушном судне включаются в стоимость основных средств, если они понесены в целях получения (не обязательно увеличения) будущих экономических выгод на воздушном судне.

В противном случае данные затраты подлежат отнесению на расходы периода. Прекращение признания основных средств или ее части осуществляется в соответствии с вышеуказанными нормами МСФО 16.

Министр финансов РК                                                                  Жамаубаев Е. К.

https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/731537