Какие налоговые обязательства возникают при ввозе товара на ответственное хранение в РК с территории ЕАЭС?

Ответ Председателя КГД МФ РК от 09.07.2019 года на вопрос от 03.07.2019 года № 557260

Вопрос:

ТОО, резидент РК, планирует заключить договор ответ-хранения с российской компанией. Предполагаемая схема сотрудничества:

• Российская компания является собственником товаров, прошедших все таможенные операции на территории РФ, за свой счет передает ТОО товар на хранение на территории РК.
• ТОО оказывает услуги складского хранения на территории РК по согласованным тарифам в рамках договора ответ-хранения.
• Российская компания, являясь собственником товаров, заключает договор поставки с сторонним покупателем-резидентом РК и продает товар, находящийся на ответ-хранении.
• По распоряжению собственника товар, находящийся на хранении на складе, передается покупателю (третьему лицу).

У какого юридического лица возникают налоговые обязательства по уплате НДС в РК при ввозе товара на ответственное хранение: у компании-резидента РК, оказывающей услуги хранения, или у конечного покупателя – резидента РК, заключившего договор с собственником товара?

 

Ответ:

Здравствуйте Капаева Алия! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 19 Налогового кодекса налоговые органы обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства. Согласно пункту 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан совершать действия, указанные в пункте 2 статьи 36 Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом. Следовательно, органы государственных доходов обязаны в пределах компетенции давать разъяснения налогоплательщику по конкретной ситуации, затрагивающей возникновение, исполнение и прекращение налогового обязательства. Вместе с тем, в порядке информации сообщаем следующее.

Согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Евразийского экономического союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1), 2), 3) и 4) данного пункта.

Таким образом, в рассматриваемом случае, местом реализации услуг по оказанию услуги складского хранения не территории Республики Казахстан является территория Республики Казахстан, соответственно обороты по их реализации являются облагаемыми.

Кроме того, согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.

Согласно пункту 1 статьи 71 Договора товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами. В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению № 18 (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг) к Договору (далее – Приложение 18).

Согласно пункту 2 Приложения № 18 импорт товаров - ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена. В соответствии с пунктом 13.4 Приложения № 18 если налогоплательщик одного государства-члена приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, - комиссионером, поверенным или агентом (в случае если товары будут реализованы налогоплательщиком другого государства-члена через комиссионера, поверенного или агента).

На основании вышеизложенного, а также в соответствии со статьей 438 Налогового кодекса Республики Казахстан плательщиком НДС в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) является собственник товаров, импортирующий товары на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС.

Согласно пункту 2 статьи 456 Налогового кодекса при импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам, в том числе по договорам (контрактам) лизинга, на бумажном носителе и в электронной форме либо только в электронной форме не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, если иное не установлено настоящим пунктом.

Одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган документы указанные в подпунктах 1) – 8) пункта 2 статьи 456, в т.ч. заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронной форме либо только в электронной форме. Дополнительно сообщаем, что Правила заполнения и представления налоговой отчетности «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00)» утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12.02 2018 г. № 166.

 

Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК                                                    Султангазиев М.Е.