Касательно разъяснения налогового законодательства в части налогообложения недропользователей

Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 26 сентября 2014 года № НК-24/8017-И

Налоговый комитет МФ РК в рамках проводимой работы по разъяснению налогового законодательства в части налогообложения недропользователей сообщает следующее. 
Согласно п. 10 статьи 310 Налогового кодекса в случае передачи добытого минерального сырья, прошедшего первичную переработку (обогащение), для последующей переработки другому юридическому лицу (без перехода права собственности) и (или) структурному или иному технологическому подразделению в рамках одного юридического лица или использования на собственные производственные нужды недропользователь определяет доход по такой операции по фактической производственной себестоимости добычи и первичной переработки (обогащения), определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов. 

При этом согласно пп. 6) п. 2 статьи 310 Налогового кодекса производственная себестоимость добычи и первичной переработки - это затраты на производство, определяемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, непосредственно связанные с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность и их первичной переработкой (обогащением), за исключением затрат по хранению, транспортировке, реализации полезных ископаемых, общеадминистративных и прочих затрат, не связанных непосредственно с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность и их первичной переработкой (обогащением). 

Таким образом, в целях определения дохода по контрактной деятельности согласно п. 10 статьи 310 Налогового кодекса производственная себестоимость определяется исходя из суммы всех понесенных затрат на добычу и первичную переработку, независимо от того подлежат данные затраты признанию в качестве расхода в текущем налоговом периоде или нет. 

При этом вычет расходов по контрактной деятельности не определяется специальными нормами налогового законодательства, предусмотренными для недропользователей. Отнесение на вычет понесенных расходов производится в соответствии с общими нормами Налогового кодекса, определяющими порядок учета расходов. 

Так, согласно п. 5 статьи 57 Налогового кодекса учет товарно-материальных запасов в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. 

При этом согласно п. 34 МСФО 2 «Запасы» при продаже запасов балансовая стоимость этих запасов должна быть признана в качестве расходов в том периоде, в котором признается соответствующая выручка. 

Таким образом, отнесение на вычет по контрактной деятельности стоимости минерального сырья, признаваемого в качестве запасов должно производиться в общеустановленном порядке, т.е. только в момент признания выручки от реализации. 

Настоящее письмо отражает позицию Налогового комитета и предназначено для учета в работе бухгалтерской службой предприятия. Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 70Налогового кодекса налогоплательщик вправе самостоятельно откорректировать налоговые обязательства путем предоставления дополнительной налоговой отчетности. 

Учитывая изложенное, предлагаем при выявлении нарушений в налоговом учете самостоятельно пересмотреть свои налоговые обязательства в порядке, установленном Налоговым кодексом.