Касательно вопросов налогообложения по затратам на питание работников

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 16 мая 2018 года на вопрос от 4 мая 2018 года № 496168

Вопрос:

Добрый день!

работники нашего ТОО питаются в обед в столовой,принадлежавшей другому предприятию. По итогам месяца мы получаем сч-ф и накладную на перечень блюд,согласно прилагаемого списка сотрудников. Также, в офисе есть оборудованный уголок для приема пищи.Теперь в Новом Налоговом Кодексе 2018 появилась ст.243 пункты 5 и 6.

Вопрос: Объясните, мы можем брать на вычет данные затраты на питание работников, если это отражено в Учетной политики предприятия, без отнесения на доходы физических лиц?

Ответ:

Согласно пункту 5 статьи 243 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) вычету подлежат расходы налогоплательщика по обеспечению работникам условий труда, отвечающих требованиям безопасности, охраны и гигиены труда, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям, по обеспечению работникам возможности отдыха и приема пищи в специально оборудованном месте в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами или актами работодателя. В соответствии с пунктом 6 статьи 243 Налогового кодекса подлежат отнесению на вычеты расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности по организации общественного питания работников, дошкольного воспитания и обучения, социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов.

Согласно положениям пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса вычету подлежат расходы работодателя по доходам работника, подлежащим налогообложению, указанным в пункте 1 статьи 322 Налогового кодекса (в том числе расходы работодателя по доходам работника, указанным в подпунктах 20), 22), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса), за исключением:

1) включаемых в первоначальную стоимость: фиксированных активов; объектов преференций; активов, не подлежащих амортизации;

2) включаемых в себестоимость запасов и подлежащих отнесению на вычеты через себестоимость таких запасов, которая определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

3) признаваемых последующими расходами в соответствии с пунктом 5 статьи 272 Налогового кодекса. Согласно подпункту 4) статьи 323 Налогового кодекса, действующему в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017 года № 121-VI, доходом работника в натуральной форме, подлежащим налогообложению, в том числе является оплата работодателем работнику или третьим лицам стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных работником от работодателя или третьих лиц.

Стоимость таких товаров, выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов работодателя, понесенных в связи с таким выполнением работ, оказанием услуг, с учетом соответствующей суммы налога на добавленную стоимость и акцизов Согласно статьи 81 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК (далее – Трудовой кодекс) в течение ежедневной работы (рабочей смены) работнику должен быть предоставлен один перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее получаса. Время предоставления перерыва для отдыха и приема пищи, его продолжительность устанавливаются правилами трудового распорядка, трудовым, коллективным договорами. При этом, время перерыва для отдыха и приема пищи не включается в рабочее время. На работах, где по условиям производства предоставление перерыва невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время в специально оборудованном месте. Перечень таких работ, порядок и место для отдыха и приема пищи устанавливаются коллективным договором или актами работодателя. Кроме того, в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 182 Трудового кодекса работодатель обязан создать работникам необходимые санитарно-гигиенические условия, обеспечить выдачу и ремонт специальной одежды и обуви работников, снабжение их средствами профилактической обработки, моющими и дезинфицирующими средствами, медицинской аптечкой, молоком или равноценными пищевыми продуктами, и (или) специализированными продуктами для диетического (лечебного и профилактического) питания, средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с нормами, установленными уполномоченным государственным органом по труду.

Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 243 Налогового кодекса вычету подлежат текущие расходы по обеспечению возможности отдыха и приема пищи в рабочее время на работах, где по условиям производства предоставление перерыва невозможно, перечень которых установлены коллективным договором или актами работодателя. В свою очередь, пунктом 6 статьи 243 Налогового кодекса предусмотрено отнесение на вычеты расходов по самостоятельной организации работодателем общественного питания для работников.

На основании вышеизложенного, в случае если по итогам месяца получены документы о перечне блюд и список сотрудников, которыми осуществлены затраты на такое питание, такая оплата работодателем является доходом работника в натуральной форме, подлежащим обложению индивидуальным подоходным налогом, и подлежит отнесению на вычеты по корпоративному подоходному налогу в виде расходов работодателя по доходам работника. При этом, если данные затраты не признаны доходами таких работников, такие расходы при исчислении корпоративного подоходного налога вычету не подлежат.

Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК
                                                                                Тенгебаев А.М.