Вопрос:
Добрый день!
работники нашего ТОО питаются в обед в столовой,принадлежавшей другому предприятию. По итогам месяца мы получаем сч-ф и накладную на перечень блюд,согласно прилагаемого списка сотрудников. Также, в офисе есть оборудованный уголок для приема пищи.Теперь в Новом Налоговом Кодексе 2018 появилась ст.243 пункты 5 и 6.
Вопрос: Объясните, мы можем брать на вычет данные затраты на питание работников, если это отражено в Учетной политики предприятия, без отнесения на доходы физических лиц?
Ответ:
Согласно пункту 5 статьи 243 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) вычету подлежат расходы налогоплательщика по обеспечению работникам условий труда, отвечающих требованиям безопасности, охраны и гигиены труда, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям, по обеспечению работникам возможности отдыха и приема пищи в специально оборудованном месте в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами или актами работодателя. В соответствии с пунктом 6 статьи 243 Налогового кодекса подлежат отнесению на вычеты расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности по организации общественного питания работников, дошкольного воспитания и обучения, социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса вычету подлежат расходы работодателя по доходам работника, подлежащим налогообложению, указанным в пункте 1 статьи 322 Налогового кодекса (в том числе расходы работодателя по доходам работника, указанным в подпунктах 20), 22), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса), за исключением:
1) включаемых в первоначальную стоимость: фиксированных активов; объектов преференций; активов, не подлежащих амортизации;
2) включаемых в себестоимость запасов и подлежащих отнесению на вычеты через себестоимость таких запасов, которая определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
3) признаваемых последующими расходами в соответствии с пунктом 5 статьи 272 Налогового кодекса. Согласно подпункту 4) статьи 323 Налогового кодекса, действующему в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017 года № 121-VI, доходом работника в натуральной форме, подлежащим налогообложению, в том числе является оплата работодателем работнику или третьим лицам стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных работником от работодателя или третьих лиц.
Стоимость таких товаров, выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов работодателя, понесенных в связи с таким выполнением работ, оказанием услуг, с учетом соответствующей суммы налога на добавленную стоимость и акцизов Согласно статьи 81 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК (далее – Трудовой кодекс) в течение ежедневной работы (рабочей смены) работнику должен быть предоставлен один перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее получаса. Время предоставления перерыва для отдыха и приема пищи, его продолжительность устанавливаются правилами трудового распорядка, трудовым, коллективным договорами. При этом, время перерыва для отдыха и приема пищи не включается в рабочее время. На работах, где по условиям производства предоставление перерыва невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время в специально оборудованном месте. Перечень таких работ, порядок и место для отдыха и приема пищи устанавливаются коллективным договором или актами работодателя. Кроме того, в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 182 Трудового кодекса работодатель обязан создать работникам необходимые санитарно-гигиенические условия, обеспечить выдачу и ремонт специальной одежды и обуви работников, снабжение их средствами профилактической обработки, моющими и дезинфицирующими средствами, медицинской аптечкой, молоком или равноценными пищевыми продуктами, и (или) специализированными продуктами для диетического (лечебного и профилактического) питания, средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с нормами, установленными уполномоченным государственным органом по труду.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 243 Налогового кодекса вычету подлежат текущие расходы по обеспечению возможности отдыха и приема пищи в рабочее время на работах, где по условиям производства предоставление перерыва невозможно, перечень которых установлены коллективным договором или актами работодателя. В свою очередь, пунктом 6 статьи 243 Налогового кодекса предусмотрено отнесение на вычеты расходов по самостоятельной организации работодателем общественного питания для работников.
На основании вышеизложенного, в случае если по итогам месяца получены документы о перечне блюд и список сотрудников, которыми осуществлены затраты на такое питание, такая оплата работодателем является доходом работника в натуральной форме, подлежащим обложению индивидуальным подоходным налогом, и подлежит отнесению на вычеты по корпоративному подоходному налогу в виде расходов работодателя по доходам работника. При этом, если данные затраты не признаны доходами таких работников, такие расходы при исчислении корпоративного подоходного налога вычету не подлежат.