«Концепция Проекта Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по вопросам расширения сферы применения контрольно-кассовых машин при переходе на новый порядок применения контрольно-кассовых машин в Республике Казахстан»

Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 12 июня 2014 года № НК-06/4836-И

Государственным органам 
(по списку) 

Национальная палата 
предпринимателей 
Республики Казахстан 


Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан во исполнение пункта 64 Плана мероприятий по реализации Дорожной карты первоочередных мер социально-экономической политики Республики Казахстан на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 355 и пункта 19 Плана мероприятий противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2014 года № 531, направляет на согласование Концепцию проекта «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по вопросам расширения сферы применения контрольно-кассовых машин при переходе на новый порядок применения контрольно-кассовых машин в Республике Казахстан». 
В связи со сжатостью сроков просим согласовать в срок до 19 июня 2014 года 


 

И. о. Председателя 
А. Скаков 

 

Концепция Проекта Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и

других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по вопросам расширения сферы применения контрольно - кассовых машин

при переходе на новый порядок применения контрольно - кассовых машин в Республике Казахстан»

 

1. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по вопросам расширения сферы применения контрольно-кассовых машин при переходе на новый порядок применения контрольно-кассовых машин в Республике Казахстан».

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Законопроект разработан в целях реализации поручения от 27 декабря 2013 года № 61-18.201-1 Руководителя администрации Президента Республики Казахстан К. Масимова и поручения от 8 января 2014 года № 20-25/7373 Заместителя Премьер - Министра - Министра финансов Республики Казахстан Б.Султанова касательно перехода на применение ККМ, обеспечивающих передачу сведений о денежных расчетах в органы налоговой службы.

Настоящая Концепция — это стратегия создания, развития и оказания качественного сервиса бизнес-сообществу и населению по вопросам использования ККМ при осуществлении между продавцом и покупателем наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт.

Цель концепции - определить стратегические направления развития применения ККМ в Республике Казахстан, соответствующие современным общественным отношениям, уровню развития технологии обработки и передачи данных на современном этапе, современному состоянию и планируемому развитию информационных систем МФ РК, основным потребностям пользователей ККМ.

Задачи концепции - описать текущее состояние применения ККМ в РК; провести анализ международного опыта применения ККМ; описать основные принципы применения ККМ в РК в ближайшем будущем, в том числе: технологические процессы, внедрение новых технологий, роли участников процессов перехода и дальнейшей эксплуатации ККМ в РК.

Реализация проекта делится на 3 основных этапа: обследование, изучение мирового опыта и формирование концепции перехода на новый порядок применения ККМ в РК с постепенным расширением области применения ККМ нового формата.

3. Цель принятия законопроекта

В настоящее время в Республике Казахстан сложилась практика применения ККМ, основанная на применении фискальной памяти. Для обеспечения некорректируемости данных со стороны недобросовестного налогоплательщика применяются ККМ специальной конструкции, занесенные в Государственный реестр ККМ

Такая схема приводит для налогоплательщика, связанных с дополнительными затратами на оснащение ККМ, через повышение стоимости ККМ вследствие специальной конструкции и ограничения предложения на рынке, затратам связанным с регистрацией ККМ, так как регистрация не может быть осуществлена электронным способом. Кроме того, приводит к дополнительной административной нагрузке за счет ведения документации для налоговых органов.

В тоже время необходимо отметить низкий уровень эффективности текущей схемы непосредственно для органов налоговой службы вследствие невозможности удаленного сбора информации о выручке и требует обязательного выхода на проверку для контроля полноты учета выручки. Отсутствует возможность проведения аналитической работы с целью выделения недобросовестных налогоплательщиков. Наряду с этим, на обеспечение процесса регистрации ККМ требуются человеческие ресурсы.

В результате, перечисленные обстоятельства находят отражение на качестве исполнения основной задачи налоговых органов - на собираемости налогов. В этой связи, решение вопроса перехода к применению ККМ с передачей данных позволит с одной стороны снизить возможность легализации денежных средств через «теневую экономику», с другой - оптимизировать рабочие процессы налоговых органов, за счет оптимизации персонала и затрат.

Понимая слабости текущей схемы контроля полноты учета наличных денег, Налоговый Комитет МФ РК выступил с инициативой внесения поправок в Налоговый Кодекс для перехода от ККМ с фискальной памятью к ККМ с оперативной передачей информации о денежных расчетах в сторону налоговых органов, в частности на первом этапе для оптовой и розничной торговли подакцизными товарами (нефтепродуктов и алкогольной продукции).

Реализация предлагаемого порядка контроля позволит регистрировать ККМ удаленно с помощью электронных услуг, позволит налоговым органам выполнять контрольную и аналитическую работу. При этом, параллельное обеспечение заинтересованности населения в истребовании кассовых чеков при совершении денежных расчетов, также позволит контролировать применение ККМ и правильность выдачи чеков.

4. Практика применения ККМ в РК в настоящее время

В настоящее время в РК сложилась практика применения ККМ основанная на применении фискальной памяти. Для обеспечения неизменяемости данных со стороны недобросовестного налогоплательщика применяются ККМ специальной конструкции занесенные в Государственный Реестр ККМ.

НК МФ РК ведет государственный реестр ККМ путем включения (исключения) моделей ККМ в (из) государственный (государственного) реестр (реестра). Государственный реестр ККМ утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 декабря 2008 года №635.

4.1 Действующая нормативная база

Кодекс РК от 10 декабря 2008 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;

Приказ Министра финансов РК от 30 декабря 2008 года №635 «Об утверждении государственного реестра контрольно-кассовых машин»;

Приказ Министра финансов РК от 30 декабря 2008 года №636 «Об утверждении технических требований и формы соответствия техническим требованиям контрольно-кассовых машин»;

Постановление Правления Национального Банка РК от 31 декабря 2008 года №117 «Об установлении формы и содержания контрольного чека компьютерных систем, применяемых банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций».

Постановление Правительства РК от 1 ноября 2011 года №1265 «Об утверждении Правил выдачи заключений о соответствии компьютерной системы техническим требованиям для включения в государственный реестр контрольно-кассовых машин»;

Приказ Министра финансов РК от 1 февраля 2012 года №69 «Об утверждении формы отчета об использовании налогоплательщиками билетов в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте».

4.1 Формирование государственного реестра ККМ

Уполномоченный орган ведет государственный реестр ККМ путем включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра).

Рассмотрение вопросов о включении модели ККМ в государственный реестр осуществляется на основании налогового заявления заинтересованного лица.

Модели ККМ, внесенные в актуальную версию Государственного Реестра ККМ и количество аппаратов, соответствующих моделей, зарегистрированные на текущий момент в налоговых органах приведен в Приложении 1. «ККМ, внесенные в Государственный реестр по состоянию на 2014 год».

4.2 Действующая процедура учета ККМ в налоговом органе

Постановка на учет в налоговых органах ККМ, модели которых включены в государственный реестр, производится по месту их использования.

Постановка на учет ККМ производится с присвоением регистрационного номера ККМ и выдачей регистрационной карточки ККМ на основании налогового заявления о постановке на учет ККМ, представленного налогоплательщиком.

Изменение сведений, указанных в регистрационной карточке ККМ производится на основании налогового заявления о постановке ККМ на учет в налоговом органе с указанием измененных сведений.

Снятие ККМ с учета производится в случаях:

1) прекращения осуществления деятельности, связанной с денежными расчетами, осуществляемыми при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег;

2) изменения места использования ККМ или места нахождения налогоплательщика, использующего ККМ в торговом автомате или терминале оплаты услуг, если такое изменение требует регистрации ККМ в другом налоговом органе;

3) невозможности дальнейшего применения в связи с технической неисправностью ККМ;

4) исключения ККМ из государственного реестра;

5) в иных случаях, не противоречащих налоговому законодательству Республики Казахстан.

При снятии ККМ с учета налоговыми органами производится снятие фискального отчета, камеральный контроль и сопоставление данных книги учета наличных денег с показаниями фискального отчета и данными книги товарных чеков, делается запись о закрытии книги учета наличных денег и книги товарных чеков.

Постановка на регистрационный учет ККМ и формирование регистрационной карточки осуществляется в ИС налоговых органов (с 2007 года).

4.3 Текущие проблемы

Существует ряд проблем, которые объективно и/или субъективно существуют. Для налогоплательщиков - это одной из основных проблем являет дороговизна ККМ. В среднем стоимость ККМ составляет от 20 ООО тенге

При этом, обслуживание в центре технического обслуживания (далее - ЦТО) не является обязательным для налогоплательщика, однако при сложном устройстве механизма работы ККМ, налогоплательщику рекомендуется заключить договор с ЦТО и в год такое обслуживание составляет в среднем 8 ООО тенге.

Имеется проблема с актуальностью Государственного реестра ККМ. Так, из 141 моделей ККМ, включенных в такой реестр, порядка 10% налогоплательщиками не используются в связи с несоответствием, действующим техническим требования.

Но одна из сложностей для налоговых органов - это отсутствие механизма по выявлению незарегистрированных в налоговых органах терминалов оплаты услуг, которые должны быть подключены к компьютерной системе, обеспечивающей регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг.

5 Мировой опыт применения ККМ

5.1 Опыт применения ККМ с онлайн передачей данных в

Республике Корея

Проведена работа по изучению мирового опыта приема данных с ККМ в режиме онлайн. Так, система получения данных с ККМ в режиме онлайн используется в Бельгии, Болгарии, Грузии, Сербии, Черногории, Эфиопии, Республике Корея, Китае и Армении.

НК МФ РК совместно с международными экспертами в рамках совместного с Всемирным банком проекта по реформированию налогового администрирования проведен анализ международного опыта внедрения в эксплуатацию современных моделей ККМ.

По результатам анализа мирового опыта наиболее действенной и жизнеспособной является система Южной Кореи. Используемая система не позволяет корректировать данные ККМ и предоставляет возможность расширения электронных услуг.

С 2004 года на законодательном уровне принято, закреплено, онлайн передача данных с кассовых аппаратов до оператора, оказывающего услугу предпринимателям, и получение подтверждающего кода операции от оператора до предпринимателя в режиме онлайн.

Законодательство Республики Корея устанавливает обязанность применения терминалов наличной оплаты для следующих категорий хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальные предприниматели в потребительской отрасли, чья совокупная сумма дохода за предыдущий налоговый период достигает или превышает 24 миллионов вон (3 млн. 300 тысяч тенге);

2) все юридические лица независимо от объема их доходов.

Каждый из указанных хозяйствующих субъектов обязан зарегистрироваться в налоговом органе через своего оператора в качестве участника системы наличных расчетов. Национальная налоговая служба (далее - ННС) обладает информацией о всех местах установки терминалов наличной оплаты.

При этом законодательство Республики Корея не определяет каких-либо технических требований к таким терминалам наличной оплаты. Официальныйперечень моделей таких терминалов, допущенных к применению на территории страны, отсутствует.

Функция терминалов наличной оплаты заключается в:

1) автоматизированной передаче в режиме «on-line» информации:

- об осуществленном наличном денежном расчете в адрес оператора, который, в свою очередь, один раз в сутки передает эту информацию в адрес ННС;

- об осуществленном безналичном денежном расчете (посредством банковской карты) в адрес банка и оператора, который также ее передает в адрес ННС, и в адрес банка.

2) печати кассового чека по требованию клиента. Если клиент не требует кассового чека, то чек не печатается. Но формируется электронный чек, привязанный к данному налогоплательщику. Идентификатором налогоплательщика служит номер мобильного телефона, предъявляемый при покупке товаров/услуг.

Чек печатается только после подтверждения приема информации о платеже оператором, который обслуживает данный терминал наличной оплаты. При этом на чеке печатается уникальный номер подтверждения. Даже если покупателю чек не требуется, информация о платеже в любом случае передается оператору.

Неотъемлемой частью каждого терминала является устройство считывания банковских карт. При этом терминалы не оснащаются в обязательном порядке фискальной памятью. Как правило, память имеется на терминалах, установленных в сетевых магазинах, для обеспечения правильного и полного учета. Такая фискальная память, даже при ее наличии, не защищается какими- либо криптографическими или некриптографическими методами. Ни фискальная память, ни сам терминал наличной оплаты не представляет интерес для ННС. Важно отметить, что применяемые терминалы не имеют каких-либо средств визуального контроля (пломбы, голограммы), которые представляли бы интерес для ННС.

Таким образом, применяемые в Республике Корея терминалы наличной оплаты решают задачу обеспечения полноты учета выручки не посредством защищенного хранения информации в самом терминале, а посредством обязательной мгновенной автоматической передачи информации о платеже оператору. Фактически применяемые терминалы служат передающими и печатающими устройствами.

Функции оператора заключаются в приеме в режиме «on-line» информации от каждого терминала наличной оплаты, регистрации каждого платежа с присвоением уникального номера, направлении (один раз в день) в адрес налоговой службы информации о платежах.

Одновременно установлена ответственность продавца за отказ в выдаче чека или выдачи «ложного», то есть не зарегистрированного оператором, чека в размере 5% от суммы покупки, а также ответственность оператора, если он не сообщит (не зарегистрирует) обслуживаемый им терминал наличной оплаты в налоговом органе, в размере 1% дохода, который заработал оператор за этот период.

Необходимо отметить, что налоговая система Республики Корея предоставляет физическим лицам возможность применять различные вычеты по осуществленным им расходам, в связи с чем физические лица заинтересованы в идентификации и подтверждении осуществленных ими расходов. Любое физическое лицо - резидент Республики Корея может на специальном сайте зарегистрировать свой мобильный телефон и вводить его при каждой покупке через специальное устройство ввода. Доступ к информации обо всех осуществленных покупках физического лица может быть ему предоставлен через его личный кабинет.

В случае, если физическому лицу не выдали по его требованию чек, или он обнаружил не зарегистрированный оператором чек, он имеет право в течение 5 лет со дня, когда отказались выдать чек или выдали «ложный» чек, сообщить об этом в ННС. Если информация подтверждается, то такое физическое лицо получает награду, а нарушителю выписывается штраф.

ННС очень редко осуществляет выход на место установки терминалов наличной оплаты. Понятие контрольной закупки отсутствует. Специального разрешения или поручения для выхода на место установки терминала не требуется. Контроль осуществляется в целях правильного исчисления налогов путем анализа динамики продаж, структуры терминалов (избыток или недостаток количества терминалов по сравнению с размером бизнеса) и пр.

Отсутствует обязательность в технических устройствах, целью записи и хранения информации о проведенных наличных денежных расчетах. Налогоплательщики, применяющий ККМ, по своей воле может установить запоминающее устройство.

Обязательность передачи данных онлайн позволяет не хранить данных об операциях на ККМ, тем самым решен вопрос некорректируемости.

5.2 Выводы из анализа применения ККМ в других странах

Система получения данных с ККМ в режиме онлайн зарекомендовала себя положительно и благотворно влияет на собираемость налогов

Необходимо отметить, что только в Республике Корея существует система онлайн подтверждения возможности совершения сделки путем присвоения уникального кода каждому чеку третьей стороной (оператором), что минимизирует возможность получения ложного чека покупателем.

Институт оператора фискальных данных в Республике Корея создан в связи со значительным количеством ККМ - 3 млн. шт., а также со значительными финансовыми затратами на создание такой системы (помещение, серверное оборудование, штат, программное обеспечение, резервный центр и т.д.).

Создание инфраструктуры сбора данных с ККМ в режиме реального времени требует значительных бюджетных расходов и расширение штата НК.

Создание инфраструктуры оператора фискальных данных для обработки большего объема информации от миллионов ККТ в режиме реального времени требует значительных вложений, которые сравнимы с созданием процессинговых центров платежных карт. Принимая во внимание ограниченность республиканского бюджета, институт оператора фискальных данных может реализовать новый порядок без дополнительных бюджетных затрат.

В качестве оператора фискальных данных может выступить телекоммуникационная компания, которые уже обладает необходимыми решениями и инфраструктурой.

Одним из ключевых факторов для внедрения нового порядка является привлечение покупателей для общественного контроля за правильностью применения ККТ. Это возможно реализовать только через стимулирующие лотереи и мотивации покупателей сообщать о потенциальных нарушениях. Естественно, что реализовать такую мотивационную программу непосредственно от органа государственной власти (например, в виде возврата заявителю доли от взысканного нарушителю штрафа) крайне затруднительно, так как это потребует значительного изменения законодательства и решения множества сложных технических и организационных вопросов. Институт оператора фискальных данных сможет это реализовать без труда, так как он заинтересован в росте количества организаций и индивидуальных предпринимателей, правильно применяющих ККМ.

Необходимо отметить, что кроме инфраструктуры обработки фискальных данных, необходимо плотно работать с производителями ККМ, чтобы обеспечить рынок инновационными и недорогими моделями. Такую работу более естественно и эффективно проводить через операторов фискальных данных, а не через органы государственной власти.

6 Порядок применения ККМ в Казахстане с 1 июля 2014 года

6.1 Принятые изменения в Налоговом кодексе

На сегодняшний день на территории Республики Казахстан все денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

При этом, применение ККМ не распространяется на денежные расчеты:

1) физических лиц, не подлежащих обязательной государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, кроме лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность или деятельность по исполнению исполнительных документов;

2) индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары):

осуществляющих деятельность с применением специального налогового режима на основе патента;

осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса на территории открытых торговых рынков;

для крестьянских или фермерских хозяйств;

3) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом в области транспорта по согласованию с уполномоченным органом;

4) Национального Банка Республики Казахстан.

Наряду с этим, в Налоговом кодексе установлена обязанность с 1 июля 2014 года для налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции осуществлять передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы налоговой службы по сетям телекоммуникаций общего пользования.

Данные изменения позволят НК контролировать выручку налогоплательщиков в режиме реального времени, автоматизировать процесс проверки, минимизировать количество выездных проверок или же осуществлять точечные проверки налогоплательщиков с конкретными фактами их деятельности.

6.2 Ввод понятия Оператора фискальных данных

На данном этапе, в целях реализации проекта по переходу на новый порядок применения ККМ, проведена работа по вводу понятия «оператор фискальных данных», при непосредственном функционировании которого и будет осуществляться передача сведений о денежных расчетах.

Так, основное функциональное назначение оператора фискальных данных (ОФД):

- обеспечивает прием и обработку данных, поступающих в режиме онлайн по каналам связи от владельцев ККМ;

- обеспечивает хранение и сохранность полученных данных

- обеспечивает пакетирование принятых и обработанных данных и отправку их в Налоговый орган,

- обеспечивает доступ к данным сотрудникам налогового органа для проведения проверок и осуществления других контрольных функций в соответствии с регламентом и полномочиями

- обеспечивает доступ к собственным данным Потребителей и Владельцев ККМ для осуществления ими контрольных функций или получения дубликатов чеков

Участие ОФД позволит

- сократить средства республиканского бюджета на поддержку процессов сбора фискальных данных за счет сокращения расходов на IT: содержание

средств вычислительной техники и телекоммуникаций, оплату труда квалифицированного персонала;

- построить конкурентную среду по обслуживанию владельцев ККМ;

- построить дополнительные сервисы для бизнеса;

- создать систему мотивации покупателей для привлечения к контрольной работе (лотереи, премии);

- привести на рынок инновационные модели ККМ.

- осуществлять в электронном виде прием и передачу заявлений на регистрацию / перерегистрацию / снятие с учета ККМ в НК;

- существенно удешевить ККМ за счет отсутствия фискальной памяти и перенесения ее функций на ОФД и т.д.

ОФД несет ответственность за бесперебойное функционирование инфраструктуры ККМ, сохранность данных и восстановление данных в случае сбоев, несанкционированный доступ и распространение данных.

6.3 Предлагаемые изменения в Налоговом кодексе

Внедрение новой системы применения ККМ в Казахстане позволит значительно снизить теневой оборот, защитить права потребителей, увеличить налоговые поступления в бюджет, исключить проведение рейдовых и сократить хронометражные проверки, упростить процедуры эксплуатации ККМ для налогоплательщиков, а также преимущество для налогоплательщиков осуществлять контроль в онлайн режиме за поступлением денежных средств.

В целях реализации данного проекта по переходу на применение ККМ нового формата, в 1 квартале 2014 года запущен пилотный проект с использованием ККМ с функцией передачи , при участии крупных монополистов в области оптовой и розничной реализации бензина, дизельного топлива, алкогольной продукции на базе предоставленной площадки АО «Казактелеком» в качестве опробации роли оператора фискальных данных. Так, на серверах АО «Казахтелеком» развернуто программное обеспечение, которое обеспечивает прием и дальнейшую обработку данных.

Вместе с тем, для полного контроля наличного оборота и расширения сферы использования ККМ с SIM-картами в других отраслях экономики, необходимо задействовать всех налогоплательщиков, работающих с наличным оборотом, что позволит существенно снизить теневую экономику и увеличить поступление в бюджет, снизить количество рейдовых проверок.

В целях расширения сферы использования ККМ с SIM-картами в других отраслях экономики требуется внесение дополнений в статью 645 Налогового кодекса, при этом расширение сферы использования таких ККМ предлагаем внедрить по аналогии с применением POS-терминалов.

7 Краткие выводы

Основная роль Налогового органа при внедрении нового порядка применения ККМ в РК не меняется: осуществление деятельности по контролю и учету поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Новые принципы эксплуатации ККМ позволят органам налоговой службы увеличить собираемость за счет:

- модернизации и успешной эксплуатации информационных систем управления рисками, позволяющими оперативно обнаруживать угрозы налоговых преступлений, лжепредпринимательства, проведение незаконных операций с наличностью;

- повышения эффективности и оперативности налоговых проверок, связанных с определением правильности отражения торговых операций в учете предприятий;

- сократить количество ошибок в налоговой отчетности за счет исключения ручных операций по составлению отчетности и расчету отчетных показателей.

 

Структурный

элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Примечание

1.

части 3, 4 пункта 1 статьи 645

Статья 645. Общие положения

1. На территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налогоплательщики, осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, при торговых операциях посредством наличных денег обязаны применять контрольно­кассовые машины, обеспечивающие передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы налоговой службы по сетям телекоммуникаций общего пользования.

При этом обязанность по применению таких контрольно-кассовых машин возникает у налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, с 1 июля 2014 года.

Статья 645. Общие положения

1. На территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налогоплательщики, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования и осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, при торговых операциях посредством денежных расчетов обязаны применять контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, обеспечивающие передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы налоговой службы по сетям телекоммуникаций общего пользования.

При этом обязанность по применению таких контрольно-кассовых машин возникает у налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, с 1 июля 2014 года. При осуществлении на территории Республики Казахстан отдельных видов деятельности, установленных Правительством Республики Казахстан, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить применение таких контрольно-кассовых машин с 1 января 2016 года.

Норма направлена на расширение перечня налогоплательщиков, обязанных применять контрольно-кассовые машины, обеспечивающие передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы налоговой службы.