Необходимо ли казахстанской компании образовывать постоянное учреждение в другой стране при получении маркетинговых и представительских услуг от нерезидента этой страны?

Ответ Председателя КГД МФ РК от 29.03.2019 г. на вопрос от 15.03.2019 г. № 540829

Вопрос:

ТОО занимается реализацией строительного материала и планирует заключить договор с предпринимателем из Узбекистана на представление интересов ТОО на территории Узбекистана, а именно продвижение товара ТОО, работа с проектными институтами и подрядчиками для использования продукции ТОО при проектировании и строительства объектов, проведение переговоров и поиск новых клиентов. 

Данный предприниматель будет подконтрольным лицом ТОО. Договора купли-продажи товара будут заключаться непосредственно между ТОО и покупателем в Узбекистане. 

1. К каким видам услуг будут относится вышеперечисленные услуги?

2. Возникает ли обязательство по удержанию подоходного налога у источника с доходов нерезидента по указанным услугам? 

3. Возникают ли обязательства по начислению НДС за нерезидента по указанным услугам? 

4. Необходимо ли образовать постоянное учреждение в Узбекистане? 

5. Какие налоговые обязательства возникают, в случае образования постоянного учреждения на территории Узбекистана? 

6. Будут ли доходы от реализации заявляться данным постоянным учреждением и будут ли оплачиваться КПН и НДС в бюджет Узбекистана? 

Ответ:

Здравствуйте Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает , что согласно информации, изложенной в Вашем обращении, компания планирует заключить договор с нерезидентом, что является намерением, и условия договора могут измениться на момент его подписания. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 36 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Вместе с тем, для сведения предоставляем общеустановленный порядок налогообложения доходов нерезидентов. По вопросам 1и 2 Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы от оказания управленческих, финансовых, консультационных, инжиниринговых, маркетинговых, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан. В соответствии с положениями статьи 645 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях главы 72 Налогового кодекса - нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи. Таким образом, в рассматриваемом случае, если услуги, оказанные нерезидентом, включают услуги, перечисленные в подпункте 3) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса, то доходы такого нерезидента подлежат налогообложению в Республике Казахстан согласно положениям Налогового кодекса. Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 2 Налогового кодекса если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора. Принимая во внимание, что между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан заключено и ратифицировано Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (далее - Соглашение), нерезидент вправе применить положения указанного Соглашения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Соглашения прибыль, полученная в одном Договаривающемся Государстве предприятием другого Договаривающегося Государства, облагается налогом в первом упомянутом Государстве, если только она получена через расположенное там постоянное учреждение и только в той части, которая относится к: а) такому постоянному учреждению; b) продажам в этом другом Государстве товаров или изделий, которые совпадают или схожи с товарами или изделиями, которые продаются через постоянное учреждение; или с) другой предпринимательской деятельности, осуществляемой в этом другом Государстве, которая по своему характеру совпадает или схожа с предпринимательской деятельностью, осуществляемой через такое постоянное учреждение. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения термин "постоянное учреждение" означает постоянное место, через которое предприятие Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве. Подпунктом с) пункта 3 данной статьи Соглашения установлено, что термин "постоянное учреждение" включает, в том числе оказание услуг, включая консультационные услуги резидентами через служащих или другой персонал, нанятый резидентом для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) в пределах страны более чем 12 месяцев.

Таким образом, в случае если деятельность нерезидента на территории Республики Казахстан не превышает 12 месяцев, то такая деятельность нерезидента не приводит к образованию постоянного учреждения. Согласно пункту 3 статьи 666 Налогового кодекса налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор. Пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса установлено, что международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство нерезидента. На основании вышеизложенного, нерезидент вправе применить положения такого договора, при условии предоставления налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство нерезидента, соответствующего требованиям статьи 675 Налогового кодекса, в сроки, установленные пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса. При выявлении факта образования нерезидентом в Республике Казахстан постоянного учреждения налоговый агент не вправе применить положения международного договора в части освобождения доходов нерезидентов в Республике Казахстан. По вопросам 4,5,6 Пунктом 5 статьи 5 Соглашения установлено, что несмотря на положения пунктов 1 и 2, если лицо, иное, чем агент с независимым статусом, к которому применяются положения пункта 6 настоящей статьи, действуя от имени предприятия, имеет и обычно использует в Договаривающемся Государстве право заключать контракты от имени этого предприятия, то такое предприятие будет рассматриваться как имеющее постоянное учреждение в этом Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если только деятельность этого лица не ограничивается упомянутой в параграфе 4, которая, хотя и осуществляется через постоянное место деятельности, согласно положениям этого параграфа не делает из этого постоянного места деятельности постоянное учреждение. Также согласно пункту 6 данной статьи Соглашения предприятие одного Договаривающегося Государства не рассматривается как имеющее постоянное учреждение в другом Договаривающемся Государстве только в силу того, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности. Таким образом, при выполнении условий пункта 6 статьи 5 Соглашения, деятельность ТОО не образует постоянное учреждение на территории Республики Узбекистан. По вопросу НДС В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи, выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с Налоговым кодексом. Из подпункта 4) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса следует, что местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан, если покупатель работ, услуг осуществляет предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан. В целях данного подпункта местом осуществления предпринимательской или другой деятельности покупателя работ, услуг признается территория Республики Казахстан в случае присутствия покупателя работ, услуг на территории Республики Казахстан на основе государственной (учетной) регистрации в органах юстиции Республики Казахстан или на основе постановки на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя. Положения данного подпункта применяются в отношении, в том числе следующих работ, услуг: консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, адвокатские, рекламные услуги, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средств массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе.

Таким образом, в случае если местом реализации работ, услуг оказанных нерезидентом, признается Республика Казахстан, то сумма, полученная нерезидентом от ТОО за вышеуказанные услуги, является оборотом ТОО и подлежит обложению НДС. В соответствии с подпунктом 6) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» физическое либо юридическое лицо, подавшее обращение, имеет право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц либо решение, принятое по обращению.

Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК                                                    Султангазиев М.Е.