ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Султангазиев М.Е.):
1) обеспечить проведение пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости алкогольной продукции средствами идентификации (далее - пилотный проект) в период с 1 июня 2019 года по 30 сентября 2021 года, включительно;
2) представить заключение о результатах, проведенного пилотного проекта для направления в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан в срок до 20 октября 2021 года;
3) разместить настоящий приказ на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
2. Утвердить:
Методические рекомендации проведения пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости алкогольной продукции, согласно приложению 1 к настоящему приказу;
План-график проведения пилотного проекта согласно приложению 2 к настоящему приказу.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Первый вице-Министр Б. Шолпанкулов
Приложение 1
к приказу Первого вице-Министра финансов
Республики Казахстан
от 31 мая 2019 года № 528
Методические рекомендации
по проведению пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости алкогольной продукции
1. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по проведению пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости алкогольной продукции (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях оказания методологической и правовой помощи участникам пилотного проекта при проведении пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости алкогольной продукции, находящейся в обороте на территории Республики Казахстан, которые в ходе проведения пилотного проекта могут быть доработаны путем внесения соответствующих изменений и дополнений.
2. Целями пилотного проекта являются:
1) апробация полноты, эффективности, результативности и достаточности механизмов маркировки и прослеживаемости алкогольной продукции средствами идентификации для обеспечения:
подтверждения подлинности товаров;
противодействия незаконному ввозу на территорию Республики Казахстан, производству и обороту алкогольной продукции (в том числе контрафактной);
взаимодействия участников оборота алкогольной продукции в целях исключения использования непредусмотренных законодательством схем оборота и производства алкогольной продукции;
стандартизации и унификации процедур учета оборота алкогольной продукции;
2) определение целесообразности перехода на обязательную маркировку алкогольной продукции средствами идентификации и отказа от маркировки алкогольной продукции учетно-контрольными марками (далее - УКМ).
3. Участниками пилотного проекта являются:
1) Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет);
2) участники оборота алкогольной продукции:
производители;
импортеры;
организации оптовой торговли;
организации розничной торговли.
3) администратор информационной системы «Маркировка и прослеживаемость товаров» (далее - ИС МПТ);
4) оператор фискальных данных определенный в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года № 205 «Об определении юридического лица, обеспечивающего передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования».
При этом в процессе реализации пилотного проекта, указанный перечень может быть уточнен.
4. Участники оборота алкогольной продукции участвуют в пилотном проекте на добровольной основе.
Для участия в пилотном проекте участниками оборота алкогольной продукции подаются заявления в ИС МПТ. Участники оборота алкогольной продукции могут подавать заявку на любом этапе реализации пилотного проекта.
5. Для целей настоящих Методических рекомендации используются следующие сокращения и определения:
1) администратор ИС МПТ - акционерное общество «Казахтелеком» разработчик, осуществляющий разработку, внедрение и сопровождение ИС МПТ, а также установку и настройку всех компонентов, необходимых для обеспечения маркировки и прослеживаемости алкогольной продукции;
2) агрегирование - объединение потребительских упаковок алкогольной продукции в транспортную упаковку с сохранением информации о взаимосвязи уникальных идентификаторов путем нанесения соответствующего средства идентификации в целях обеспечения прослеживаемости движения алкогольной продукции по товаропроводящей цепи без необходимости вскрытия.
Агрегирование предполагает возможность наличия любого уровня вложенности:
агрегирование первого уровня - объединение потребительских упаковок в транспортную упаковку, например, в короб;
агрегирование второго уровня - объединение транспортных упаковок в другую транспортную упаковку вышестоящего уровня вложенности, например, паллету или контейнер;
3) пилотный проект - пилотный проект по маркировке и прослеживаемости алкогольной продукции;
4) алкогольная продукция - пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более полутора процента, произведенная с использованием этилового спирта из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, за исключением спиртосодержащей продукции медицинского назначения, зарегистрированной в качестве лекарственного средства в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения;
5) розничная реализация алкогольной продукции - продажа алкогольной продукции для ее дальнейшего потребления или некоммерческого использования, осуществляемая в стационарных помещениях, оборудованных торговым залом, и на территориях ресторанов, баров и кафе, оснащенных контрольно-кассовой машиной с фискальной памятью;
6) оптовая реализация алкогольной продукции - отпуск алкогольной продукции со складских помещений по адресу, указанному в лицензии, без ограничения объемов;
7) ИС МПТ - информационная система маркировки и прослеживаемости товаров, разработанная Администратором в целях информационного обеспечения маркировки и прослеживаемости товаров средствами идентификации и мониторинга, их производства и оборота;
8) мониторинг оборота алкогольной продукции - проведение анализа оборота и производства алкогольной продукции на основании сведений, зарегистрированных участниками оборота алкогольной продукции в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями в ИС МПТ;
9) потребительская тара алкогольной продукции - тара, используемая для розлива готовой продукции, предназначенная для реализации конечному потребителю.
10) групповая упаковка алкогольной продукции - упаковка, объединяющая несколько единиц потребительской тары. Групповая упаковка допускается к реализации конечному потребителю;
11) оборот алкогольной продукции - ввоз на территорию Республики Казахстан, хранение, транспортировка, получение и передача товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории Республики Казахстан
12) вывод алкогольной продукции из оборота - реализация маркированной алкогольной продукции конечному потребителю (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), уничтожение (порча, утеря) маркированной алкогольной продукции, реализация (экспорт) маркированной алкогольной продукции за пределы Республики Казахстан;
13) транспортная упаковка алкогольной продукции - упаковка, объединяющая алкогольную продукцию, сложенная в групповую упаковку, используемая для хранения и транспортировки алкогольной продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную логистическую единицу;
14) глобальный идентификационный номер единицы товара (далее - Global Trade Item Number, GTIN, идентификационный номер GTIN) - глобальный идентификационный номер, присваиваемый группе товаров (товаров) национальной (региональной) организацией GS1 в соответствии с правилами, установленными стандартами системы GS1, наносимый в виде двумерного штрихового кода на группу товаров (товаров) в целях ее однозначной идентификации в мировом экономическом пространстве;
15) код идентификации - символьная последовательность, содержащая уникальный номер экземпляра продукции;
16) код маркировки - совокупность идентификационного номера, кода идентификации и кода проверки. Для целей идентификации потребительской тары, групповой и транспортной упаковки составляется в соответствии с требованиями главы 9 настоящих Методических рекомендаций;
17) код проверки - символьная последовательность, которая формируется как имитовставка на основе данных идентификационного номера и кода идентификации. Код проверки формируется на основании криптографических алгоритмов и содержит идентификатор криптографического ключа;
18) средство идентификации - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода, или записанная на радиочастотную метку, или представленная с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации;
19) сериализация - процесс генерирования кодов маркировки потребительской тары и/или групповых и/или транспортных упаковок;
20) маркировка потребительской тары алкогольной продукции - нанесение СИ на потребительскую тару, групповую и транспортную упаковки в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями и представление достоверных сведений о них на всех этапах производства и оборота алкогольной продукции в ИС МПТ;
21) ЕАЭС - Евразийский экономический союз;
22) ИИН/БИН - индивидуальный идентификационный номер/бизнес идентификационный номер;
23) код ТН ВЭД ЕАЭС - код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
24) ОКЭД - общий классификатор видов экономической деятельности;
25) оператор фискальных данных - юридическое лицо, обеспечивающее в оперативном режиме передачу в органы государственных доходов сведений о денежных расчетах с использованием контрольно-кассовых машин, совершаемых при торговых операция и/или оказании услуг;
26) перечень алкогольной продукции - алкогольная продукция, подлежащая маркировке, по кодам ТН ВЭД ЕАЭС: 2203000100, 2204 - 2208.
27) реестр СИ - реестр средств идентификации;
28) контрольно-кассовая машина - электронное устройство с блоком фискальной памяти без функции передачи данных, аппаратно-программный комплекс с (без) функцией(-и) фиксации и (или) передачи данных, электронное устройство с функцией фиксации и (или) передачи данных, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг;
29) личный кабинет - специальный информационный сервис ИС МПТ, предоставляемый участнику пилотного проекта;
30) реестр участников - перечень лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, добровольно изъявивших желание участвовать в пилотном проекте;
31) трансграничная торговля товарами - оптовая торговля товарами, осуществляемая в рамках взаимной торговли товарами с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена ЕАЭС;
32) уникальный идентификатор товара - уникальная для каждого отдельного товара или потребительской упаковки комбинация идентификационного номера и индивидуального серийного номера;
33) уникальный идентификатор транспортной упаковки - уникальная для каждой отдельной транспортной упаковки комбинация символов, составленная в соответствии с требованиями главы 10 настоящих Методических рекомендаций;
34) участники оборота алкогольной продукции - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции на территории Республики Казахстан;
35) электронный документ (ЭД) - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи;
36) электронная цифровая подпись (ЭЦП) - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания;
37) товарная накладная - документ, сопровождающий товар на всем пути следования от отправителя до получателя, предназначенный для контроля за оборотом товаров и необходимый для оформления операций по отпуску и приему товаров, а также операций по передаче прав собственности на товар;
38) сопроводительная накладная на товары - это товаросопроводительный документ, в том числе подтверждающий отгрузку товаров, утвержденный приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении перечня товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, а также Правил оформления и их документооборота» от 26 декабря 2019 года № 1424 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19784);
39) АSCII - (American standard code for information interchange) - метод кодирования информации, при котором печатным и непечатным символам соответствуют числовые коды;
40) DataMatrix - двумерный матричный штрих код, представляющий собой чёрно-белые элементы или элементы нескольких различных степеней яркости, наносимые в форме квадрата, размещённые в прямоугольной или квадратной группе, предназначен для кодирования текста или данных других типов;
41) DataMatrix ЕСС200 - версия DataMatrix, использующая технологию предотвращения ошибок и восстановления поврежденной информации. ECC200 дает возможность восстановления всей последовательности закодированной информации в случае, когда код содержит до 30 % повреждений. Данная версия двухмерного штрих кода имеет частоту появления ошибок меньше, чем 1 на 10 миллионов сканированных символов;
42) GS1 - международная организация, в области стандартизации учёта и штрихового кодирования логистических единиц;
43) GS1-DataMatrix - стандартизированная GS1 реализация двумерного матричного штрих кода DataMatrix;
44) GS1-128 - формат штрих кода глобальной организации по стандартизации GS1, предназначенный для передачи информации о грузе между предприятиями.
45) AI = ‘**’ - атрибут, предусмотренный стандартом GS1;
46) аппаратно-программный комплекс - совокупность программного обеспечения и технических средств, совместно применяемых для решения задач определенного типа.
2. Требования к участникам оборота алкогольной продукции
6. Для участия в пилотном проекте участники оборота алкогольной продукции обеспечивают следующие условия:
1) производитель и импортер алкогольной продукции:
наличие электронной цифровой подписи;
наличие подключенного по каналам связи к ИС МПТ аппаратно-программного комплекса, обеспечивающего автоматизированное взаимодействие с Администратором в части получения кодов маркировки. Аппаратно-программный комплекс представляется Администратором на время проведения пилотного проекта на безвозмездной основе (передается на ответственное хранение на основании договора);
наличие компьютерной системы, обладающей возможностью формировать электронные документы и заверять их электронной цифровой подписью, а также принимать необходимые документы для взаимодействия с ИС МПТ (в том числе запрос кодов маркировки, сведения об использовании кодов маркировки, товарную накладную);
2) организации оптовой торговли алкогольной продукции:
наличие электронной цифровой подписи;
наличие компьютерной системы, обладающей возможностью формировать электронные документы и заверять их электронной цифровой подписью, а также принимать необходимые документы с ИС МПТ (товарная накладная), в том числе при работе посредством личного кабинета;
3) организации розничной торговли алкогольной продукцией:
наличие электронной цифровой подписи;
наличие компьютерной системы, обладающей возможностью формировать электронные документы и заверять их электронной цифровой подписью, а также принимать необходимые документы с ИС МПТ (товарная накладная), в том числе при работе посредством личного кабинета;
наличие сопряженных с контрольно-кассовыми машинами средств сканирования и распознавания СИ;
3. Регистрация, изменение и уточнение сведений, а также исключение участника из пилотного проекта
7. Для включения в реестр участников, участник оборота алкогольной продукции направляет Администратору по каналам связи либо формирует в ИС МПТ в зависимости от вида деятельности следующее заявление:
1) участника пилотного проекта - производителя алкогольной продукции, содержащее следующие сведения:
наименование производителя алкогольной продукции;
ИИН/БИН производителя;
адреса производственных площадок, а также складских помещений, на которых осуществляется соответствующая деятельность по производству и хранению алкогольной продукции;
адрес электронной почты;
2) участника пилотного проекта - импортера алкогольной продукции, содержащее следующие сведения:
наименование импортера алкогольной продукции;
ИИН/БИН импортера алкогольной продукции;
адреса складских помещений, на которых осуществляется соответствующая деятельность по хранению алкогольной продукции;
адрес электронной почты.
3) участника пилотного проекта - организации оптовой торговли алкогольной продукцией, содержащее следующие сведения:
наименование организации оптовой торговли алкогольной продукцией;
ИИН/БИН организации оптовой торговли алкогольной продукцией;
адреса складских помещений, на которых осуществляется деятельность по хранению алкогольной продукции;
адрес электронной почты;
4) участника пилотного проекта - организации розничной торговли алкогольной продукцией, содержащее следующие сведения:
наименование организации розничной торговли алкогольной продукцией,
ИИН/БИН организации розничной торговли алкогольной продукцией;
адреса торговых и складских помещений, на которых осуществляется соответствующая деятельность по реализации и хранению алкогольной продукции;
адрес электронной почты;
регистрационные номера контрольно-кассовых машин, установленных в соответствующих торговых помещениях;
В данных заявлениях участники оборота алкогольной продукции имеют право дополнительно указать иные сведения.
В случае соответствия заявления пункту 7 настоящих Методических рекомендаций:
1) Администратор в срок не более 2 (два) часов с момента получения заявления:
включает участника оборота алкогольной продукции в реестр участников;
открывает для участника личный кабинет;
уведомляет участника оборота алкогольной продукции о включении в реестр участников и открытии личного кабинета.
В уведомлении указываются регистрационные номера, присвоенные сведениям об участнике пилотного проекта - участника оборота алкогольной продукции в реестре участников;
2) участник пилотного проекта в личном кабинете формирует и регистрирует в реестре участников информацию об иных лицах, имеющих право от его имени подписывать электронные документы и (или) направлять их в ИС МПТ, а также сертификаты электронных цифровых подписей, оформленных на данных лиц.
8. Основанием для автоматического отказа в регистрации участника оборота алкогольной продукции в качестве участника пилотного проекта является указание сведений, не соответствующих требованиям, установленным в настоящей главе, и (или) непредставление необходимых сведений.
9. Изменение сведений в реестре участников производится в соответствии с порядком, установленным настоящими Методическими рекомендациями для регистрации участника оборота алкогольной продукции.
10. Администратор осуществляет исключение участника оборота алкогольной продукции из реестра участников по его заявлению, представляемому посредством личного кабинета, в течение 24 (двадцати четыре) часов после подачи такого заявления.
4. Регистрация сведений об алкогольной продукции
11. Для включения сведений об алкогольной продукции в реестр продукции производитель или импортер алкогольной продукции направляет Администратору по каналам связи либо формирует в ИС МПТ заявление о регистрации алкогольной продукции, содержащие следующие сведения:
наименование алкогольной продукции;
идентификационные номера товаров, и иную информацию в соответствии с настоящей главой;
емкость тары алкогольной продукции;
вид, крепость алкогольной продукции.
12. В случае соответствия сведений, указанных в заявлении, требованиям, установленным в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, Администратор в срок не более 2 (два) часов с момента получения заявления:
включает указанные в заявлении сведения в реестр продукции;
уведомляет производителя или импортера алкогольной продукции, о включении в реестр продукции.
В уведомлении указываются регистрационные номера, присвоенные зарегистрированной алкогольной продукции в реестре продукции.
13. Изменение сведений об алкогольной продукции в реестре продукции и исключение этих сведений из реестра производится в соответствии с порядком, установленным настоящими Методическими рекомендациями для включения сведений об алкогольной продукции в реестр продукции.
5. Маркировка алкогольной продукции
14. Участники оборота алкогольной продукции самостоятельно осуществляют маркировку алкогольной продукции и представляют сведения в ИС МПТ, в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
15. Маркировка алкогольной продукции осуществляется следующим образом:
1) производитель наносит средство идентификации на потребительскую тару техническим устройством на специально отведенный участок в дизайне основной этикетки или контрэтикетки, приклеиваемой к потребительской таре (например, бутылки) непосредственно на производственной линии.
Средство идентификации, нанесенное на учетно-контрольную марку наклеивается голограммой в нижнем направлении на потребительскую тару таким образом, чтобы при вскрытии потребительской тары нарушалась целостность учетно-контрольной марки.
2) импортер при осуществлении ввоза алкогольной продукции с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, осуществляет маркировку следующими способами:
по соглашению с производителем - путем нанесения DataMatrix кода на потребительскую тару техническим устройством на специально отведенный участок в дизайне основной этикетки или контрэтикетки, приклеиваемой к потребительской таре непосредственно на производственной линии;
по соглашению с производителем путем наклеивания стикера с нанесенным DataMatrix кодом на потребительскую тару;
наклеивает самостоятельно изготовленные стикеры с нанесенным на них DataMatrix, на таможенном складе до момента помещения товара под таможенную процедуру;
3) импортер при осуществлении ввоза алкогольной продукции с территории государств, являющихся членами ЕАЭС у которых маркировка алкогольной продукции отсутствует, осуществляет маркировку следующими способами:
по соглашению с производителем - путем нанесения DataMatrix кода на потребительскую тару техническим устройством на специально отведенный участок в дизайне основной этикетки или контрэтикетки, приклеиваемой к потребительской таре непосредственно на производственной линии;
по соглашению с производителем путем наклеивания стикера с нанесенным DataMatrix кодом на потребительскую тару либо самостоятельно до ввоза товара на территорию Республики Казахстан.
16. В случае ввоза алкогольной продукции с территории государств-членов ЕАЭС, в которых маркировка алкогольной продукции является обязательной маркировка импортером, не производится.
17. Допускается маркировка товаров за пределами таможенной территории Союза.
18. На групповую и транспортную упаковку средство идентификации наносится на лицевую или боковую часть по усмотрению производителя или импортера в целях удобства упрощения агрегации товара.
19. При выборе способа нанесения средства идентификации на упаковку и на используемое для этих целей оборудование ограничений не предусматривается.
6. Предоставление кодов для маркировки алкогольной продукции
20. Способы получения средств идентификации у Администратора Системы:
1) посредством получения кода маркировки, который в дальнейшем преобразовывается в средство идентификации и самостоятельно наносится участниками оборота алкогольной продукции;
2) в распечатанном виде (при обращении участника оборота на получение услуги по изготовлению этикетки, содержащей средство идентификации, и предназначенной для дальнейшего нанесения на товар.
21. Коды для маркировки алкогольной продукции получаются производителем или импортером алкогольной продукции путем направления Администратору по каналам связи либо формирования в ИС МПТ заявки на получение кодов для маркирования алкогольной продукции, включенной в реестр продукции, следующего содержания:
идентификационный номер товара, присвоенный алкогольной продукции при включении в реестр продукции;
количество запрашиваемых кодов;
тип упаковки: потребительская тара, групповая, транспортная;
дополнительные сведения о дате, времени и месте производства (при их наличии).
22. В случае соответствия сведений, указанных в заявке, требованиям, установленным настоящими Методическими рекомендациями:
1) Администратор в срок, не позднее 4 (четыре) часов с момента получения заявки:
сериализует необходимое количество кодов маркировки;
предоставляет участнику пилотного проекта - производителю или импортеру алкогольной продукции список этих кодов;
включает в реестр СИ сведения о переданных кодах;
2) участник пилотного проекта - производитель алкогольной продукции:
в срок, не позднее 4 (четыре) часов с момента получения списка кодов маркировки направляет Администратору подтверждение о получении кодов, содержащихся в списке;
в срок, не превышающий 48 (сорок восемь) часов с момента получения кодов маркировки, обеспечивает нанесение средств идентификации на потребительскую тару алкогольной продукции;
в течение 24 (двадцать четыре) часов после нанесения средств идентификации на потребительскую тару алкогольной продукции направляет в ИС МПТ следующие сведения об использовании кодов маркировки (в целях активации средств идентификации):
идентификационный номер товара;
код идентификации;
дату и время маркировки;
информацию о нанесенных средствах идентификации;
3) участник пилотного проекта - импортер алкогольной продукции:
а) при осуществлении ввоза алкогольной продукции в рамках трансграничной торговли с государствами-членами ЕАЭС:
в срок, не превышающий 14 (четырнадцать) рабочих дней с момента получения кодов маркировки направляет в ИС МПТ следующие сведения об использовании кодов маркировки (в целях активации средств идентификации):
код маркировки;
дату и время маркировки;
информацию о нанесенных средствах идентификации, и\или невозможности изготовить средство идентификации с указанием причины посредством размещения соответствующего уведомления в Системе;
б) при импорте товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС:
в срок, не превышающий 30 (тридцать) рабочих дней с момента получения кодов маркировки направляет в ИС МПТ следующие сведения об использовании кодов маркировки (в целях активации средств идентификации):
код маркировки;
дату и время маркировки;
информацию о нанесенных средствах идентификации, и\или невозможности изготовить средство идентификации с указанием причины посредством размещения соответствующего уведомления в Системе.
23. Администратор после получения от участника пилотного проекта - производителя или импортера алкогольной продукции сведений, предусмотренных пунктом 17 настоящих Методических рекомендаций, в режиме реального времени обеспечивает отражение в реестре СИ соответствующих статусов кодов маркировки и средств идентификации, а также доступность этой информации участникам пилотного проекта.
7. Агрегация алкогольной продукции, мониторинг их производства и оборот в рамках пилотного проекта
24. Участник оборота алкогольной продукции может производить агрегацию алкогольной продукции, как на территории страны-экспортера, так и после ввоза товара на территорию Республики Казахстан (например, на собственном складе), по завершению которой уведомляет Администратора, тем самым активирует средство идентификации, в том числе групповые средства идентификации.
25. Участник пилотного проекта - производитель или импортер, производит агрегацию алкогольной продукции, по окончании которой в течение 72 (семьдесят два) часов посредством ИС МПТ в автоматическом режиме уведомляет об этом Администратора с предоставлением следующих сведений:
регистрационный номер участника оборота в Реестре участников оборота алкогольной продукции;
перечень уникальных идентификаторов транспортной упаковки;
перечень агрегируемых уникальных идентификаторов алкогольной продукции;
дата агрегирования.
26. Участники оборота алкогольной продукции, осуществляющие операцию расформирования (разагрегирования) транспортной упаковки, передают в ИС МПТ следующие сведения:
регистрационный номер участника оборота в Реестре участников оборота алкогольной продукции, осуществившего расформирование (разагрегирование) транспортной упаковки;
перечень уникальных идентификаторов транспортных упаковок, подлежащих расформированию. При этом в Системе производится гашение уникального идентификатора расформированной транспортной упаковки, но уникальные идентификаторы товаров, содержащиеся в ней, остаются в обороте.
27. Участники оборота алкогольной продукции, осуществляющие операции по изъятию, перекладке товара в рамках транспортной упаковки, передают в ИС МПТ следующие сведения:
регистрационный номер участника оборота в Реестре участников оборота алкогольной продукции;
перечень уникальных идентификаторов товаров, транспортных упаковок, подлежащих трансформации;
тип операции трансформации (перекладка, изъятие).
28. В случае перекладки потребительской тары в другую транспортную упаковку, указывается перечень соответствующих уникальных идентификаторов перекладываемого товара, а также уникальный идентификатор транспортной упаковки, в которую совершена перекладка.
29. Администратор в течение 4 (четыре) часов после получения сведений обеспечивает их отражение в реестре СИ.
30. Мониторинг введения в оборот и обращения алкогольной продукции, задействованных в пилотном проекте, осуществляется Комитетом посредством ИС МПТ.
Для целей осуществления мониторинга оборота и движения алкогольной продукции:
1) стороны сделки при передаче (приеме) алкогольной продукции между участниками оборота алкогольной продукции на основании содержания первичного документа, подтверждающего переход права собственности или передачу товара на реализацию:
формируют уведомление, в форме товарной накладной о передаче (приеме) алкогольной продукции;
уполномоченные представители обеих сторон подписывают указанное уведомление;
направляют уведомление о передаче (приеме) и электронную копию первичного документа в ИС МПТ;
При этом уведомление о передаче (приеме) направляется в срок не более 72 (семьдесят два) часов с момента перехода права собственности на алкогольную продукцию, отраженного в уведомлении, от одного участника оборота алкогольной продукции к другому, но не позже момента передачи права собственности на это изделие от получателя третьим лицам;
2) Администратор при получении уведомления о передаче (приеме) в течение 4 (четыре) часов отражает в реестре СИ факт перехода права собственности с указанием всех сведений, находящихся в уведомлении, на алкогольную продукцию от одного участника оборота другому.
8. Оборот алкогольной продукции, вывод из оборота
и мониторинг процесса
31. Оборот алкогольной продукции, импортируемой на территорию Республики Казахстан из государств, не являющихся участниками ЕАЭС, производится следующим образом:
1) участник пилотного проекта - импортер алкогольной продукции:
помещает импортируемый товар под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
после выпуска Декларации на товары передает Администратору, информацию о цифровых кодах маркировки, указанных в Декларации на товары и номер Декларации на товары;
в течение 14 (четырнадцать) дней после выпуска Декларации на товары передает Администратору информацию о цифровых кодах маркировки, подлежащих обороту (после фактической постановки на учет ввезенного товара) и\или невозможности оборота средства идентификации с указанием причины посредством размещения соответствующего уведомления в Системе.
2) Администратор в течение 4 (четыре) часов после поступления сведений, предусмотренных подпунктом 1) настоящего пункта, отражает в реестре СИ факт оборота этой продукции.
32. Оборот алкогольной продукции, ввезенной на территорию Республики Казахстан из государств-членов ЕАЭС, производится путем подтверждения участником пилотного проекта сведений из электронной товарной накладной, выписанной экспортером алкогольной продукции в течение 21 (двадцать один) календарного дня.
33. Мониторинг оборота алкогольной продукции, задействованной в пилотном проекте, осуществляется Комитетом, на основе сведений, передаваемых Администратором.
Для целей осуществления мониторинга вывода из оборота алкогольной продукции:
1) участник оборота алкогольной продукции, при розничной продаже сканирует и распознает средство идентификации, нанесенное на упаковку (потребительскую тару либо групповую) алкогольной продукции, техническими средствами, сопряженными с контрольно-кассовыми машинами, зарегистрированными в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Сведения о коде товара и коде идентификации включаются в фискальный документ «кассовый чек», формируемый контрольно-кассовой машиной;
2) оператор фискальных данных не позднее суток со дня реализации алкогольной продукции передает сведения о регистрационном номере контрольно-кассовых машин, дате реализации, цене реализации, о коде товара и коде идентификации, содержащиеся в контрольно-кассовом чеке в ИС МПТ по каждой реализованной единице;
3) Администратор в течение 4 (четыре) часов отражает в реестре СИ сведения о выводе из оборота алкогольной продукции, маркированных средством идентификации, в соответствии с полученными сведениями от оператора фискальных данных.
34. При выводе алкогольной продукции из оборота по основаниям, отличным от продажи в розницу (списании), участник оборота алкогольной продукции, осуществляющий списание этой продукции, представляет в ИС МПТ уведомление о выводе алкогольной продукции, содержащее следующие сведения:
коды товара и идентификации, выведенной из оборота алкогольной продукции;
название, дата и номер документа, которым оформлен вывод из оборота алкогольной продукции;
адрес площадки, на которой осуществляется вывод из оборота алкогольной продукции;
причина вывода из оборота алкогольной продукции.
35. Мониторинг оборота алкогольной продукции осуществляется потребителем посредством:
мобильного приложения, установленного на технических устройствах (мобильных устройствах) потребителей, путем сканирования средства идентификации, нанесенного на потребительскую тару.
Мобильное приложение, разрабатывается и предоставляется Администратором.
36. Администратор обеспечивает передачу потребителю алкогольной продукции сведений о месте производства и нахождения в настоящее время упаковки алкогольной продукции, ее статус.
37. В случае обнаружения потребителем недостоверных данных приобретенной алкогольной продукции с фактическими данными о товаре, полученными от Администратора, потребитель посредством мобильного приложения направляет уведомление в ИС МПТ.
9. Информационное взаимодействие участников пилотного проекта
38. В рамках реализации пилотного проекта и обеспечения информационного взаимодействия Администратор осуществляет следующие функции:
1) ведение реестра участников;
2) ведение реестра продукции;
3) ведение реестра СИ;
4) предоставление участникам пилотного проекта в пределах их компетенции сведений, содержащиеся в реестрах;
5) предоставляет потребителям алкогольной продукции информацию о содержании средства идентификации алкогольной продукции и ее статусе.
39. Взаимодействие участников пилотного проекта с Администратором осуществляется путем обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью.
40. Обмен электронными документами осуществляется посредством ИС МПТ как путем передачи по каналам связи, так и через личный кабинет.
41. Соответствие сведений, содержащихся в электронных документах, в том числе сформированных участниками оборота алкогольной продукции в личном кабинете, проверяется автоматически средствами ИС МПТ.
В случае предоставления участниками пилотного проекта электронного документа с некорректной информацией, Администратор направляет участнику оборота алкогольной продукции уведомление, с указанием выявленных несоответствий.
В случае предоставления участниками оборота алкогольной продукции электронного документа с корректной информацией, Администратор направляет участнику оборота алкогольной продукции уведомление о включении сведений в ИС МПТ.
В случае отсутствия в настоящих Методических рекомендациях указания на иной срок направления уведомления, уведомления, указанные в настоящей главой, направляются Администратором участнику оборота алкогольной продукции автоматически, в течение 2 (два) часов с момента получения документа.
Уведомления подписываются электронной цифровой подписью Администратора.
10. Состав информации, включаемой в код маркировки,
формирование и нанесение средств идентификации на
потребительскую тару алкогольной продукции
42. К структуре кода маркировки устанавливаются следующие требования:
1) код маркировки для потребительской упаковки включает три группы данных:
первая группа состоит из 14 (четырнадцать) цифр и содержит идентификационный номер (первая цифра 0 и 13 цифр код GS1);
вторая группа состоит из 7 (семи) символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код идентификации потребительской тары алкогольной продукции;
третья группа состоит из 8 (восемь) символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки;
2) код маркировки для групповой упаковки соответствует стандарту GS1, включает несколько обязательных групп данных, а также произвольное число дополнительных групп данных, включаемых по усмотрению производителя алкогольной продукции.
Обязательные группы данных идентифицируются следующими атрибутами, предусмотренными стандартом GS1:
первая группа обязательных данных идентифицируется кодом применения AI = ‘01’ и содержит GTIN (14 цифр) собственной групповой упаковки;
вторая группа обязательных данных идентифицируется кодом применения AI = ‘21’ и содержит код идентификации (7 символов) групповой упаковки;
третья группа обязательных данных идентифицируется кодом применения AI = ‘93’ и содержит код проверки (8 символов);
3) код маркировки для транспортной упаковки соответствует стандарту GS1-128;
4) допустимые к использованию в коде идентификации, в коде проверки и в идентификаторе ключа проверки символы представлены в строке: ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789!”%&’*+-./_,:;=<>?.
43. Преобразование кода маркировки в средство идентификации осуществляется участником пилотного проекта - производителем или импортером алкогольной продукции, комплектующим потребительскую групповую или транспортную упаковку.
44. Формат представления средства идентификации выбирается из следующих вариантов:
средство идентификации потребительской тары представляется двумерным штриховым кодом в формате DataMatrix;
средство идентификации групповой упаковки представляется двумерным штриховым кодом в формате GS1-DataMatrix;
средство идентификации транспортной упаковки представляется одномерным штриховым кодом в формате GS1-128.
45. Требования к средства идентификации в формате штрихового кода:
1) для потребительской тары и групповой упаковки применяется модуль размером не менее 0,3 миллиметров, а для транспортной - не менее 2 миллиметров;
2) вероятность подделки путем подбора средства идентификации пренебрежительно мала и в любом случае меньше, чем один из десяти тысяч;
3) ИС МТП не допускает повторной сериализации кода, нанесенного на упаковку продукции, не выведенной из оборота;
4) функция распознавания и коррекции ошибок эквивалентна или выше, чем у DataMatrix ЕСС200.
46. Требования к качеству нанесения средств идентификации на потребительскую, групповую и транспортную упаковку:
1) нанесение с уровнем класса качества С или выше в соответствии со стандартом ISO/IEC 15415;
2) нанесение печатью с использованием метода коррекции ошибок ЕСС-200;
3) использование АSCII кодирования.
47. Оборудование для считывания должно осуществлять считывание кодов маркировки, нанесенных в соответствии со стандартом ISO/IEC 15415, включая параметры, указанные в настоящей главе.
11. Исправление реестров, заявок и сведений в ИС МПТ
48. Для внесения изменений в реестр продукции участник пилотного проекта - производитель или импортер алкогольной продукции направляет Администратору уточняющие сведения о выпускаемой, импортируемой алкогольной продукции или ее упаковках.
49. Администратор в случае соответствия, представленных, уточняющих сведений, в соответствии с требованиями настоящих Методических рекомендаций:
вносит изменения в реестр продукции;
в срок не более 2 (два) часов с момента получения уточняющих сведений уведомляет об этом участника пилотного проекта - производителя или импортера алкогольной продукции.
50. При необходимости исключить позицию из реестра продукции (например, в случае, когда такая позиция не имеет отношения к алкогольной продукции) участник пилотного проекта - производитель или импортер алкогольной продукции, включивший эту позицию, направляет Администратору сведения об исключении из реестра продукции, ранее зарегистрированную алкогольную продукцию.
51. Администратор, в случае соответствия сведений об исключении позиций из реестра продукции:
вносит изменения в реестр продукции;
в срок не более 2 (два) часов с момента получения уточняющих сведений, уведомляет об этом участника пилотного проекта.
52. Для внесения изменений в ранее поданную заявку на получение кодов маркировки участник пилотного проекта - производитель или импортер алкогольной продукции направляет Администратору уточняющие сведения.
53. Внесение изменений в ранее поданную заявку допускается до момента предоставления участнику пилотного проекта - производителю или импортеру алкогольной продукции списка кодов по переданной заявке и включения их в реестр СИ.
54. Администратор в случае соответствия сведений о внесении изменений в ранее поданную заявку на получение кодов маркировки:
отменяет первоначальную заявку;
предоставляет участнику пилотного проекта - производителю или импортеру алкогольной продукции коды маркировки в соответствии с полученными от него уточнениями.
55. Для уточнения сведений, в случае возникновения разногласий о составе переданной и полученной продукции при передаче алкогольной продукции от одного участника оборота алкогольной продукции другому, осуществляются следующие действия:
1) участник оборота алкогольной продукции, осуществляющий прием алкогольной продукции, передает Администратору уведомление о передаче (приеме) алкогольной продукции, подписанное электронно-цифровой подписью передающей стороны;
2) участники оборота алкогольной продукции, являющиеся сторонами сделки, формируют уведомление об уточнении сведений о передаче (приеме) алкогольной продукции, подписывают уполномоченными представителями обоих сторон и направляют Администратору уведомление, содержащее следующие сведения о товаре:
ИИН/БИН передающей стороны;
ИИН/БИН принимающей стороны;
список идентификационных номеров и кодов идентификации, содержащихся в средствах идентификации, указанные в уведомлении о передаче (приеме) алкогольной продукции и фактически принятые;
реквизиты первичных документов;
3) Администратор при получении уведомления об уточнении сведений, в течение 4 (четыре) часов отражает в реестре СИ факт перехода права собственности с указанием всех сведений, находящихся в полученных уведомлениях, на алкогольную продукцию от одного участника пилотного проекта другому.
56. В случае возникновения разногласий о составе переданной и полученной продукции при передаче алкогольной продукции от одного участника оборота алкогольной продукции другому, в том числе в случае возникновения у принимающей стороны необходимости в осуществлении дальнейшей реализации алкогольной продукции, не дожидаясь получения измененных первичных документов, для уточнения сведений передающей стороной осуществляются следующие действия:
1) участник пилотного проекта - участнику оборота алкогольной продукции, осуществляющий прием алкогольной продукции, передает Администратору уведомление о передаче (приеме) алкогольной продукции, подписанное электронно-цифровой подписью передающей стороны, а также уведомление о выявленных несоответствиях при передаче алкогольной продукции, подписанное своей электронно-цифровой подписью;
уведомление о передаче алкогольной продукции с выявленными несоответствиями содержит следующие сведения о переданной (принятой) алкогольной продукции:
ИИН/БИН передающей стороны;
ИИН/БИН принимающей стороны;
список идентификационных номеров товаров и кодов идентификации, содержащихся в средствах идентификации для принятых упаковок алкогольной продукции;
цена покупки;
дата приема;
реквизиты первичных документов.
2) Администратор при получении уведомления о передаче алкогольной продукции с выявленными несоответствиями, в течение 4 (четыре) часов отражает в реестре СИ факт перехода права собственности с указанием всех сведений, находящихся в полученных уведомлениях, на алкогольную продукцию от одного участнику оборота алкогольной продукции другому;
3) участнику оборота алкогольной продукции, являющиеся сторонами сделки, формируют уведомление об уточнении сведений о передаче (приеме) алкогольной продукции, подписывают указанное уведомление уполномоченными представителями обоих сторон и направляют его Администратору;
4) Администратор при получении уведомления об уточнении сведений, в течение 4 (четыре) часов отражает в реестре СИ факт перехода права собственности с указанием всех сведений, находящихся в полученных уведомлениях, на алкогольную продукцию от одного участнику оборота алкогольной продукции другому.
57. В случае выявления несоответствия в уведомлении о выпуске алкогольной продукции:
1) участник оборота алкогольной продукции, импортирующий алкогольную продукцию, формирует и направляет Администратору подписанное уведомление о выпуске алкогольной продукции с выявленными несоответствиями, которое содержит следующие сведения:
ИИН/БИН импортера алкогольной продукции;
список кодов товара и идентификации, содержащихся в средствах идентификации для переданных (принятых) упаковок алкогольной и/или продукции;
список идентификационных номеров товаров и кодов идентификации, в отношении которых выявлены несоответствия;
адрес площадки, на которой произведен этот товар;
адрес площадки, зарегистрированной за участником оборота, импортирующим алкогольную продукцию, на которой размещен данный товар;
дата выпуска алкогольной продукции;
реквизиты декларации на товары.
58. Для повторного оборота алкогольной продукции (в случае, если участник оборота алкогольной продукции, являясь участником оборота в розничном звене, приобрел алкогольную продукцию у другого участника оборота в розничном звене для ее последующей реализации) осуществляются следующие действия:
1) участник оборота алкогольной продукции (принимающей стороной):
в течение 72 (семьдесят два) часов с момента приобретения алкогольной продукции, но не позже момента перехода права собственности на этот товар от получателя третьим лицам, направляется Администратору уведомление о восстановлении в обороте алкогольной продукции после розничной реализации, содержащее следующие сведения об алкогольной продукции:
ИИН/БИН передающей стороны;
ИИН/БИН принимающей стороны;
список идентификационных номеров товаров и кодов идентификации, содержащихся в средствах идентификации для переданных (принятых) упаковок алкогольной продукции;
цена продажи (покупки);
дата передачи (приема);
реквизиты фискального документа - чека контрольно-кассовой машины, подтверждающего факт приобретения алкогольной продукции и, при необходимости реквизиты иного документа;
2) Администратор после получения уведомления о восстановлении в обороте алкогольной продукции после розничной реализации, в течение 4 (четыре) часов отражает в реестре СИ факт восстановления в обороте и перехода прав собственности с указанием всех сведений, находящихся в уведомлении, на алкогольную продукцию.
59. Для исправления или отмены ранее представленных Администратору сведений о списании кодов маркировки осуществляются следующие действия:
1) участник оборота алкогольной продукции направляет Администратору по каналам связи либо с использованием ИС МПТ уточняющие сведения, для исправления или отмены ранее представленных Администратору сведений о списании кодов маркировки, внесенных в реестр СИ, содержащие те же данные об алкогольной продукции, что и в уведомлении о выбытии алкогольной продукции, а также реквизиты исправляемого (отменяемого) уведомления;
2) Администратор в случае соответствия уточняющих сведений требованиям, установленным в настоящих Методических рекомендациях:
вносит изменения в реестр СИ;
в течение 2 (два) часов с момента получения уточняющих сведений, уведомляет участника об этом.
60. Для отражения сведений осуществляются следующие действия:
1) участник оборота алкогольной продукции формирует и направляет уведомление Администратору об уточнении сведений о владельце кода маркировки алкогольной продукции с указанием выявленных кодов маркировки, числящихся как недостача и излишек, содержащее следующие сведения:
ИИН/БИН участника пилотного проекта;
список идентификационных номеров товаров и кодов идентификации, содержащихся в средствах идентификации для обнаруженных (отсутствующих) единиц потребительской тары алкогольной продукции;
реквизиты первичного документа;
2) Администратор, в случае соответствия сведений установленным требованиям:
вносит изменения в реестр СИ;
в течение 2 (два) часов с момента получения уточняющих сведений, уведомляет о таких изменениях участника;
уведомляет участника оборота алкогольной продукции о произведенных уточнениях сведений.
В рамках розничной продажи не допускается внесение уточнений в реестре СИ по ранее выведенным из оборота кодам маркировки.
12. Дополнительные сервисы, предоставляемые Администратором
участникам пилотного проекта
13. Предоставление участникам пилотного проекта, сведений, содержащихся в ИС МПТ, а также получение ими таких сведений, осуществляется как в личном кабинете, так и посредством обмена электронными документами.
Каждый участник оборота алкогольной продукции вправе получать как первичную информацию, переданную им в ИС МПТ, так и обезличенные данные, полученные вследствие обобщения Администратором данных, полученных от других участников, в рамках действующего законодательства.
14. Для обеспечения эффективного исполнения функций, возлагаемых настоящими Методическими рекомендациями, Администратор предоставляет участнику оборота алкогольной продукции по его запросу сведения, отраженные в реестрах.
15. Участник оборота алкогольной продукции в запросе указывается вид формализованного отчета и параметры формирования этого отчета.
16. Администратором обеспечивается формирование отчетов, содержащих следующие сведения об участниках оборота алкогольной продукции:
1) список потребительских, групповых и транспортных упаковок алкогольной продукции, в том числе в составе агрегатов:
поступивших на склад к участнику пилотного проекта;
переданных участником оборота алкогольной продукции другим участниками оборота алкогольной продукции;
выведенных участником оборота алкогольной продукции из оборота;
находящихся на складе участника оборота алкогольной продукции.
2) история движения конкретных упаковок алкогольной продукции;
3) наличие и отсутствие некорректностей в подготовленном участником оборота алкогольной продукции уведомлении о передаче алкогольной продукции;
4) список и содержание документов, переданных участником оборота алкогольной продукции Администратору.
Приложение 2
к приказу Первого вице-Министра финансов
Республики Казахстан
от 31 мая 2019 года № 528
План-график
проведения пилотного проекта по маркировке и прослеживаемости алкогольной продукции
(далее - пилотный проект)
№ п/п |
Наименование работ |
Срок |
Форма завершения |
Исполнители (соисполнители) |
1. Нормативно-правовые и организационные мероприятия пилотного проекта |
||||
1.1 |
Создание рабочей группы по проведению пилотного проекта |
10 июня 2019 года |
Приказ КГД |
КГД
|
1.2 |
Определение состава участников пилотного проекта |
10 июня 2019 года |
Список участников |
КГД |
1.3 |
Проведение совещания с участниками пилотного проекта |
11 июня 2019 года |
Протокол совещания |
КГД РГ |
1.4 |
Изучение существующих производственных, логистических и информационных систем производителей, дистрибуции, розницы |
8 июля 2019 года |
Информация на РГ |
КГД Администратор
|
1.5 |
Отработка с производителями алкогольной продукции процессов маркировки и передачи алкогольной продукции участникам оборота оптового и розничного звена |
29 июля 2019 года |
Информация в РГ |
Администратор Участники оборота алкогольной продукции |
1.6 |
Изучение существующих, логистических и информационных систем импортеров, дистрибуции, розницы |
19 августа 2019 года |
Информация на РГ |
КГД Администратор
|
1.7 |
Отработка с импортерами алкогольной продукции процессов маркировки и передачи алкогольной продукции участникам оборота оптового и розничного звена |
9 сентября 2019 года |
Информация в РГ |
Администратор Участники оборота алкогольной продукции |
1.8 |
Отработка с участниками оборота оптового и розничного звена процесса передачи и вывода алкогольной продукции из оборота |
30 сентября 2019 года |
Информация в РГ |
Администратор Участники оборота алкогольной продукции |
2. Технические мероприятия пилотного проекта |
||||
2.1 |
Подготовка инфраструктуры для запуска пилотного проекта (установка на площадке Администратора необходимых компонентов Системы, настройка и запуск Системы) |
30 сентября 2019 года |
Письмо об исполнении в КГД |
Администратор |
2.3 |
Регистрация участников пилотного проекта в Системе |
14 октября 2019 года |
Наличие сведений о регистрации участников в ИС МПТ |
Администратор Участники оборота алкогольной продукции |
2.4 |
Регистрация алкогольной продукции (описание продукции) в Системе, маркировка которой будет осуществляться в ходе пилотного проекта |
4 ноября 2019 года |
Информация в РГ |
Участники оборота алкогольной продукции Администратор КГД
|
2.5 |
Выпуск маркированной алкогольной продукции производителями |
18 ноября 2019 года |
Маркированная алкогольная продукция |
Участники оборота алкогольной продукции Администратор КГД |
2.6 |
Маркировка алкогольной продукции при импорте |
декабрь 2019 - март 2020 года |
Маркированная алкогольная продукция |
Участники оборота алкогольной продукции Администратор КГД
|
3. Подведение итогов пилотного проекта |
||||
3.1 |
Проведение совещания с участниками пилотного проекта с подведением итогов |
июль 2020 года |
Протокол совещания |
КГД Администратор Участники оборота алкогольной продукции |
3.2 |
Направление информации в Правительство Республики Казахстан об итогах пилотного проекта |
июль 2020 года |
Письмо |
КГД |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
КГД - Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан;
Администратор - Акционерное общество «Казахтелеком»;
Участники оборота алкогольной продукции - производители алкогольной продукции, организации оптовой торговли алкогольной продукцией, организации розничной торговли алкогольной продукцией, импортеры алкогольной продукции в Республику Казахстан;
РГ - рабочая группа.