О неприменимости Кишиневской (Минской) конвенции к налоговым правоотношениям

Письмо Налогового Комитета Министерства Финансов Республики Казахстан от 22.04.2014 года № НК-13-452-НК-3204

 

Ассоциация налогоплательщиков Казахстана

 

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев Ваше письмо в дополнение к письму от 8.01.2014 г. № НК-13-ЮЛ-Е-883-НК-17, сообщает, что придерживается позиции о неприменимости Кишиневской (Минской) конвенции к налоговым правоотношениям.

По первому вопросу.

Будут ли распространяться положения Протоколов о внесении изменений и дополнений в Конвенции об избежании двойного налогообложения с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, Меморандумов о взаимопонимании в отношении применения норм Конвенций об избежании двойного налогообложения с Украиной, Республикой Армения, Кыргызской Республикой, в части отмены апостилирования сертификатов резидентства, оформленных в таких странах на прошедшие периоды (ретроспективно)?

В проектах как Протоколов о внесении изменений и дополнений в Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, так и Меморандумов о взаимопонимании касательно применения Конвенции об избежании двойного налогообложения казахстанской стороной предлагается норма о ретроспективном распространении вышеуказанных документов на отношения, возникшие в течение срока исковой давности до вступления в силу указанных документов.

По второму и третьему вопросам.

Как действовать налогоплательщикам в настоящее время по действующим договорам, по которым контрагент получил официальный отказ в апостилировании сертификата резидентства от соответствующих уполномоченных органов в своем государстве? 3. Каким образом требовать апостилирование сертификатов резидентства от российских, белорусских, украинских контрагентов при заключении новых договоров в условиях отказа в апостилировании компетентных органов страны контрагента до момента вступления в силу Протоколов о внесении изменений и дополнений в Конвенции об избежании двойного налогообложения
 

Согласно п. 3 ст. 212 Налогового кодекса международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям п. 4 и 5 ст. 219 Налогового кодекса.

При этом п. 5 ст. 219 Налогового кодекса предусмотрено, что подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, поскольку положения Кишиневской (Минской) конвенций не применимы к налоговым правоотношениям, в случае представления резидентами стран-участниц Кишиневской (Минской) конвенций в нарушение требований п. 5 ст. 219 Налогового кодекса документов, подтверждающих резидентство нерезидента без соответствующей легализации (апостилирования), налоговый агент обязан удержать подоходный налог у источника выплаты в соответствии со ст. 193 Налогового кодекса.

По четвертому вопросу.

Просим подтвердить, что Налоговыми органами при проведении проверок не будут требоваться легализованные сертификаты резиденства до вступления в законную силу изменений в Конвенций об избежании двойного налогообложения. Следовательно, от налогоплательщиков не требуется доначисление корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, по таким сертификатам.

Учитавая сложившуюся практику применения Кишиневской (Минской) конвенций в отдельных странах, Налоговым департаментам по областям, гг. Астана, Алматы дано поручение до введения в действие в установленном порядке Протоколов и Меморандумов, в случае представления налоговыми агентами в ходе налогового контроля сертификатов резидентства, выданных компетентными органами стран-участниц Кишиневской (Минской) конвенций, представленных нерезидентами налоговым агентам в сроки, установленные п. 3 ст. 212 Налогового кодекса, но без соответствующей легализации (апостилирования), в обязательном порядке направлять запросы в компетентные органы соответствующего иностранного государства с целью подтверждения резидентства нерезидента.

 

Заместитель Председателя Налогового комитета 
Министерства финансов Республики Казахстан 

Т.Ботаканова