О Соглашении между Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан о координации мер макроэкономической политики на 2019 год

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2019 года № 141

 В целях проведения эффективной макроэкономической политики Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан о координации мер макроэкономической политики на 2019 год.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

 

Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

 

 

  Одобрен
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 26 марта 2019 года № 141
  Проект

 

Соглашение
между Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан о координации мер макроэкономической политики на 2019 год

      Рост благосостояния и уровня жизни населения является главной целью экономической политики государства. Достижение данной цели требует согласованных действий Правительства и Национального Банка по проведению эффективной макроэкономической политики, включая вопросы налогово-бюджетной, денежно-кредитной и других политик по следующим направлениям:

      диверсификация и развитие ненефтяных секторов экономики;

      поддержание стабильности платежного баланса;

      обеспечение качественного роста экономики и реальных доходов населения;

      поддержание стабильности цен;

      создание условий для доступного финансирования экономики; поддержание долгосрочной финансовой стабильности, направленной на повышение качества финансовых решений.

      Для реализации приоритетной цели по обеспечению устойчивого и сбалансированного роста экономики Правительство будет руководствоваться следующими принципами:

      проведение качественного структурного преобразования экономики для снижения влияния внешних факторов и обеспечения экономической безопасности страны;

      обеспечение предсказуемой фискальной политики, нацеленной на снижение цикличной зависимости от сырьевого сектора и поддержание конкурентоспособности отечественных производителей;

      реализация социальной политики, направленной на развитие человеческого капитала, а также смягчение проблемы структурной безработицы, дефицита квалифицированных кадров и низкой конкурентоспособности;

      формирование прозрачной и предсказуемой политики финансирования дефицита бюджета, определяющей привлечение внутреннего и внешнего заимствования, накопление и использование внешних активов и основанной на балансе фискальной устойчивости, структуры срочности, долгосрочной эффективности;

      ограничение административных интервенций в экономические рыночные отношения.

      Национальный Банк при проведении денежно-кредитной политики будет руководствоваться следующими принципами:

      постепенное снижение уровня инфляции и ее сохранение на низком уровне, способствующем максимизации темпов экономического роста, при режиме инфляционного таргетирования и свободно плавающего обменного курса тенге;

      дальнейшее сохранение либерального валютного законодательства;

      дальнейшее сохранение прозрачной валютной политики в рамках режима свободно плавающего обменного курса и улучшение коммуникаций с целью повышения доверия к национальной валюте со стороны предприятий и населения, необходимых при принятии экономических решений, как при ведении бизнеса, так и при формировании сбережений;

      обеспечение эффективного денежного обращения и поддержание бесперебойного функционирования платежных систем;

      поддержание стабильности финансовой системы, в том числе через внедрение риск-ориентированного надзора, основанного на оценке степени принятых рисков финансовыми институтами и пропорционального регуляторного воздействия.

      Национальный Банк учитывает в своей деятельности текущую экономическую политику Правительства и содействует ее эффективной реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.

      Правительство ставит своей задачей достижение темпов экономического роста не ниже 3,8% в 2019 году и 5% в среднесрочной перспективе.

      Национальный Банк на период 2019-2021 годов устанавливает целевой ориентир по инфляции в пределах 4-6% с последующим снижением до 3-5%.

      Направленные на реализацию послания Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 5 октября 2018 года, а также поручений Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, данных на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 30 января 2019 года, тесная координация и принятие совместных мер являются важным условием для повышения эффективности общей макроэкономической политики государства и способствуют достижению целей Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года.

      В данном контексте Правительство и Национальный Банк настоящим Соглашением определяют следующие задачи:

      1. Сбалансированная фискальная политика

      Правительство будет проводить устойчивую и предсказуемую фискальную политику, направленную на обеспечение макроэкономической стабильности, снижение зависимости расходов бюджета от цен на нефть, повышение эффективности и стабильности государственных расходов. При этом в области социальной политики все бюджетные инициативы, направленные на повышение реальных доходов населения, будут выполняться в полном объеме. Будут приниматься меры по расширению налогооблагаемой базы, улучшению и цифровизации налогового и таможенного администрирования.

      Для обеспечения долгосрочной устойчивости Правительство будет проводить политику, направленную на стабилизацию расходов на уровне, способствующем накоплению средств Национального фонда.

      Политика в области бюджетных доходов будет направлена на стимулирование роста консолидированных налоговых поступлений до 25% к ВВП на основе расширенной налогооблагаемой базы.

      2. Эффективная денежно-кредитная политика и меры по контролю за инфляцией

      Правительство и Национальный Банк, принимая меры по обеспечению экономического роста и созданию условий для оживления деловой активности, признают необходимость контроля инфляционных процессов, усиление которых может способствовать нарушению макро- и микроэкономической стабильности. При этом стороны признают, что финансирование экономики за счет необеспеченной эмиссии, необоснованного снижения стоимости денег или других нерыночных форм финансирования несет серьезные риски дестабилизации и кризиса финансового рынка, эскалации инфляции.

      Национальный Банк, следуя принципам инфляционного таргетирования при реализации денежно-кредитной политики, будет стремиться поддерживать уровень базовой ставки, положительной в реальном выражении в пределах 3-3,5% (разница между установленным размером базовой ставки и инфляцией, ожидаемой на горизонте одного года). Значение базовой ставки будет способствовать повышению спроса на кредитные ресурсы банков и росту экономики на потенциальном уровне. При усилении инфляционных процессов и повышения рисков выхода инфляции за пределы установленного целевого коридора Национальный Банк оставляет за собой право ужесточить денежно- кредитную политику.

      В области регулирования ликвидности Национальным Банком в рамках его мандата и действующих инструментов будут приняты меры по стимулированию направления временно свободной банковской ликвидности с операций с Национальным Банком на кредитование экономики.

      Национальный Банк будет обеспечивать дальнейшее повышение уровня прозрачности и предсказуемости своей политики, улучшая коммуникации, как своевременно осведомляя о дальнейших действиях, так и распространяя необходимую статистическую и аналитическую информацию.

      В рамках тарифной политики Правительство продолжит совершенствовать подходы по регулированию предприятий - естественных монополистов с целью формирования эффективной стоимости их услуг для обеспечения реализации инвестиционной программы и обновления основных фондов, а также доступности и качества услуг для потребителя.

      3. Обеспечение стабильности валютного рынка

      В рамках текущего режима плавающего курса Правительство и Национальный Банк осознают, что для поддержания сбалансированности валютного рынка, имеющего последствия для всей финансовой системы, реального сектора и доходов домашних хозяйств, важным является обеспечение достаточного предложения иностранной валюты на рынке.

      Для обеспечения гарантированных трансфертов в бюджет из Национального фонда будет проводиться планомерная конвертация необходимых валютных активов Национального фонда на внутреннем валютном рынке.

      Правительство обеспечит координацию и согласованность действий компаний квазигосударственного сектора на валютном рынке, предоставление на регулярной основе соответствующей информации Национальному Банку.

      Национальный Банк в соответствии с текущим режимом денежно- кредитной политики продолжит политику свободно плавающего обменного курса тенге, оставляя за собой право проведения интервенций для предотвращения чрезмерных изменений курса тенге. Национальный Банк сохранит прозрачность при проведении валютной политики и будет продолжать улучшать коммуникационный канал.

      Национальный Банк будет способствовать развитию рынка производных финансовых инструментов в целях обеспечения экономических агентов инструментами хеджирования валютных рисков.

      4. Привлечение инвестиций и доступность фондирования экономики

      Правительство и Национальный Банк предусмотрят меры по обеспечению привлекательности инвестиционного климата, доступности и прозрачности фондирования, роста привлечения инвестиций в экономику страны, в том числе в отношении ее приоритетных секторов. Фондирование экономики будет осуществляться не только инструментами банковского кредитования, но и развитием иных эффективных альтернативных источников финансирования, включая инструменты фондового рынка, роста потенциала рынка небанковских финансовых организаций, в том числе страхового рынка, рынка управляющих инвестиционных компаний, микрофинансовых организаций, кредитных товариществ, лизинга, инвестиционных фондов, фондов венчурного финансирования. Это позволит обеспечить диверсификацию источников фондирования, устранить дисбалансы в развитии национального финансового рынка, снизить риски закредитованности населения и бизнеса, создания предпосылок для кризиса долгов.

      Правительство и Национальный Банк предусмотрят меры по созданию возможности прозрачного и рыночного инвестирования активов в доступные и ликвидные финансовые инструменты организованного фондового рынка. В целях повышения доступа граждан к финансовым услугам и снижения теневой экономики будут решены вопросы, препятствующие эффективной удаленной идентификации клиентов и интеграции баз данных.

      Национальный Банк с участниками финансового рынка продолжит работу по формированию эффективной инфраструктуры рынка, развитию рынка межбанковского кредитования, построению рыночных индексов и индикаторов, созданию условий для расширения и развития новых финансовых инструментов, продуктов и услуг, внедрению наилучших стандартов и практик, продвижению высокотехнологичных дистанционных финансовых услуг и обеспечению их доступности во всех регионах страны.

      5. Развитие рынка государственных ценных бумаг

      Правительство и Национальный Банк подчеркивают, что рынок государственных ценных бумаг создает условия для формирования индикатора стоимости долгового капитала в национальной валюте - кривой доходности, которая отражает ожидания рынка по траектории краткосрочных ставок, инфляции, дефициту бюджета, и делает возможным планирование инвестиционной деятельности.

      Правительство для обеспечения ликвидности рынка государственных ценных бумаг, стимулирования конкурентного спроса и повышения его предсказуемости обеспечит регулярную публикацию графика размещений государственных ценных бумаг Министерства финансов, укрупнение выпусков и сокращение их общего числа.

      Национальный Банк будет проводить работу по включению ценных бумаг Министерства финансов в международные глобальные индексы развивающихся стран для расширения круга квалифицированных инвесторов, повышения ликвидности внутреннего рынка ценных бумаг, снижению ставок доходностей и повышения доверия к кривой доходности.

      Национальный Банк совместно с Министерством финансов и участниками фондового рынка продолжит работу по формированию эффективной инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, в том числе с участием международных расчетных организаций.

      6. Реализация государственных программ финансовой поддержки развития экономики

      Правительство и Национальный Банк, осознавая необходимость дальнейшей диверсификации для снижения зависимости экономики Республики Казахстан от внешних шоков, будут совместно работать над повышением эффективности мер государственной поддержки реальному сектору, учитывая количество и масштаб государственных программ финансирования предприятий реального сектора. Механизмы кредитования для предприятий в рамках государственных программ должны быть обоснованными, целевыми, прозрачными и ограниченными во времени. Получателями должны быть эффективные предприятия с высокой социально- экономической отдачей. В целях предотвращения дисбалансов, поддержка будет оказываться на основе принципов эффективного управления и разделения рисков.

      Правительство и Национальный Банк продолжат реализацию жилищных программ "Нұрлы жер" и "7-20-25". Правительством будут приняты меры по увеличению предложения доступного жилья. Национальный Банк продолжит финансирование программы "7-20-25" на ранее утвержденных условиях. Меры по сбалансированной реализации двух жилищных программ позволят обеспечить доступным жильем различные слои населения с привлечением как бюджетных, так и частных источников финансирования.

      Правительством будет проведена ревизия государственных программ в целях повышения их эффективности, будут сформированы общие принципы к механизмам государственной помощи, уточнены приоритетные направления государственной поддержки, исключающие возможность финансирования неэффективных предприятий. Будет регулярно осуществляться анализ государственных программ кредитования и поддержки реального сектора на предмет их отдачи, вклада в развитие экономики.

      Будут приняты меры по дальнейшему развитию частного сектора, а также расширению частных инвестиций в реализации государственных и социальных инициатив, в том числе в проектах ГЧП.

      Национальный Банк в рамках обеспечения фондированием предпримет необходимые меры по предоставлению банкам долгосрочной ликвидности в сумме 600 млрд. тенге в 2019-2020 годах для кредитования приоритетных проектов экономики, определенных Правительством.

      Национальным Банком будут предоставлены 100 млрд. тенге в течение 5 лет на продолжение реализации программы обусловленного финансирования банков для кредитования физических лиц - покупателей легкового автотранспорта отечественного производства.

      7. Оздоровление предприятий реального сектора

      Правительство и Национальный Банк признают, что в основе создания условий для здоровой бизнес-среды лежит жесткая рыночная дисциплина в отношении несостоятельных и неэффективных компаний. Своевременный и упорядоченный вывод несостоятельных компаний с рынка и передача их активов более эффективным предпринимателям с минимальными потерями стоимости позволят повысить продуктивность и рентабельность экономики и, в конечном итоге, обеспечить долгосрочную макроэкономическую стабильность.

      Правительство и Национальный Банк будут направлять усилия на формирование бизнес-среды, основанной на верховенстве закона и обеспечивающей защиту частной собственности, конкурентные условия, минимальные барьеры для защиты прав третьих лиц, развитую инфраструктуру, подготовку квалифицированных специалистов.

      Правительство и Национальный Банк будут совместно работать с высшими судебными органами по вопросам правоприменительной практики и обеспечения баланса интересов должников и кредиторов.

      Правительство будет вести работу по дальнейшему улучшению законодательства по банкротству, наработке практики правоприменения, ее документации и анализа, по выявлению недостатков и выработке необходимых мер по их устранению. Совместно с Национальным Банком будут устраняться барьеры, которые препятствуют кредиторам реализовать свои права по урегулированию долга для сокращения потерь по займам и передачи активов несостоятельных заемщиков более продуктивным инвесторам.

      Будут проводиться мероприятия по повышению качества корпоративного управления, включая отчетность предприятий реального сектора, в том числе путем повышения требований к ее формированию и раскрытию, ответственности руководителей и акционеров за недостоверную информацию.

      Национальный Банк будет способствовать оздоровлению предприятий реального сектора через меры по оздоровлению ссудного портфеля банков, путем расширения возможностей и прав банков по реструктуризации проблемной задолженности. Принимаемые меры в рамках установления требований к системе управления рисками банков будут направлены на повышение качества и обоснованности кредитных решений, чтобы отсеять сомнительных заемщиков, а также на обеспечение прав инвесторов на рынке ценных бумаг при несостоятельности эмитента.

      8. Стабильность финансовой системы

      Правительство и Национальный Банк будут совместно работать над повышением эффективности и устойчивости финансовой системы, ее способности направлять капитал и распределять риски.

      Национальный Банк, как финансовый регулятор, продолжит работу по обеспечению финансовой стабильности, расширению долгосрочного кредитования и укреплению банковской системы инструментами макропруденцальной политики, микропруденциального регулирования и надзора, а также поддержке ликвидности состоятельных банков как кредитор последней инстанции. Денежно-кредитная политика будет способствовать финансовой стабильности исключительно через обеспечение макроэкономической стабильности и стабильности цен.

      В рамках совершенствования инструментов регулирования будет внедрен риск-ориентированный надзор, основанный на мотивированном надзорном суждении, использовании результатов независимой оценки качества активов и эффективном диалоге с банками. Для ограничения непродуктивного кредитования, в том числе связанного, а также рисков переноса банковских потерь на государство, надзорная деятельность будет базироваться на принципах проактивного подхода, использующего различные инструменты стимулирования эффективной и дестимулирования негативной банковской практик с оценкой индивидуальных бизнес-моделей и риск-профиля организаций.

      Правительство и Национальный Банк приложат все усилия по развитию и обеспечению параллельного функционирования Казахстанской фондовой биржи (КФБ) и биржи Международного финансового центра города Астаны (AIX), с использованием единой кастодиальной и расчетной инфраструктуры рынка ценных бумаг.

      9. Снижение теневой экономики и развитие безналичных платежей

      Правительство и Национальный Банк осознают положительное влияние мер по снижению теневого сектора на развитие экономики, повышение качества жизни населения, деловой активности, рост налоговых поступлений.

      Правительство в целях обеспечения экономического роста и совершенствования бизнес-среды будет реализовывать комплекс мер, направленный на стимулирование повышения прозрачности доходов субъектов бизнеса, поощрение активного применения субъектами малого бизнеса форм безналичных расчетов путем применения налоговых льгот и иных мер поддержки финансового и нефинансового характера.

      Для снижения наличного оборота и минимизации предпосылок, создающих условия для функционирования теневой экономики, Правительство и Национальный Банк будут совместно принимать меры по переводу расчетов по крупным сделкам в безналичную форму. Данные мероприятия позволят обеспечить ускорение выхода бизнеса из тени и будут способствовать снижению размера теневой экономики страны.

      При поддержке Правительства и Национального Банка в рамках оптимизации перевода государственных и финансовых услуг в электронный формат будет выстроено эффективное взаимодействие государственных органов и финансового сектора.

      Национальный Банк в целях повышения доступности безналичных платежей и минимизации издержек участников рынка создаст необходимые условия, в том числе правовые, для совершенствования инфраструктуры безналичных платежей и развития инновационной и конкурентной среды.

      10. Защита прав потребителей и повышение финансовой грамотности

      Правительство и Национальный Банк осознают, что формирование благоприятной среды для развития предпринимательства должно сопровождаться обеспечением защиты здоровья, безопасности и юридических и экономических интересов граждан Казахстана, ограничения негативного влияния договорных отношений на третьих лиц.

      Правительство и Национальный Банк продолжат работу по защите прав потребителей, усилят требования по прозрачности условий договоров, по обеспечению информированности решения, примут меры по защите личной информации.

      Правительство и Национальный Банк продолжит реализацию мер, направленных на повышение финансовой грамотности населения, в том числе путем проведения необходимой разъяснительной работы, что будет способствовать снижению рисков в финансовых отношениях, а также социальной и экономической стабильности в стране.

      Национальный Банк для ограничения рисков потребительского кредитования распространит периметр регулирования финансовых отношений на небанковские организации, такие как кредитные товарищества, онлайн кредиторы, ломбарды. Система регулирования будет базироваться не на субъектном подходе, когда требования выстраиваются по принципу отнесения их к определенному виду финансовой организации, а на установлении требований пропорционально сложности и рискам оказываемых финансовых услуг.

      Для реализации вышеобозначенных мер Национальный Банк выйдет с соответствующим предложением в Правительство по внесению законодательных изменений, в том числе предусматривающих расширение мандата Национального Банка.

      11. Заключительные положения.

      Правительство и Национальный Банк не будут ограничиваться указанными в настоящем Соглашении направлениями взаимодействия. Координация действий будет осуществляться путем регулярного мониторинга и обсуждения принятых и предполагаемых к принятию мер на заседаниях Совета по экономической политике.

      Реализация настоящего Соглашения позволит обеспечить достижение вышеупомянутых целевых ориентиров по темпам экономического роста и уровня инфляции на 2019 год и среднесрочную перспективу, а также показателей, определенных Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 30 января 2019 года:

      привлечение инвестиций в основной капитал на уровне 16,8% к ВВП в 2019 году и более 30% к ВВП в год к 2025 году;

      доведение доли малого и среднего бизнеса до 28,2% к ВВП в 2019 году и 35% к ВВП к 2025 году;

      сокращение доли теневой экономики на 40% за три года.

 

За Правительство
Республики Казахстан

За Национальный Банк
Республики Казахстан