О внесении изменений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 января 2017 года № 33 «Об утверждении Правил кредитования/микрокредитования в городах и Правил гарантирования по микрокредитам, выдаваемым микрофинансовыми организациями/ банками второго уровня в городах»

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 июля 2017 года № 286

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.    Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 января 2017 года № 33 «Об утверждении Правил кредитования /микрокредитования в городах и Правил гарантирования по микрокредитам, выдаваемым микрофинансовыми организациями/банками второго уровня в городах» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14856 опубликованный 9 марта 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде) следующие изменения:

заголовок изложить в следующей редакции:

«Об утверждении Правил кредитования/микрокредитования в городах и Правил гарантирования по кредитам/микрокредитам, выдаваемым микрофинансовыми организациями/банками второго уровня в городах»;

подпункт 2) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«2) Правила гарантирования по кредитам/микрокредитам, выдаваемым микрофинансовыми организациями/банками второго уровня в городах, согласно приложению 2 к настоящему приказу.»;

Правила кредитования/микрокредитования в городах, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу;

в Правилах гарантирования по микрокредитам, выдаваемым микрофинансовыми организациями/банками второго уровня в городах, утвержденных указанным приказом:

наименование изложить в следующей редакции:

«Правила гарантирования по кредитам/микрокредитам, выдаваемым микрофинансовыми организациями/банками второго уровня в городах»;

в пункте 4:

подпункт 1) изложить в следующей редакции:

«1) БВУ - банк второго уровня, участвующий в Программе;»;

подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:

«3) микрофинансовая организация (далее - МФО) - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, официальный статус которого определяется государственной регистрацией в органах юстиции и прохождением учетной регистрации, осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов, а также дополнительные виды деятельности, разрешенные Законом Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года «О микрофинансовых организациях»;»;

«4) кредит/микрокредит - заемные средства, предоставляемые микрофинансовыми организациями (МФО)/банками второго уровня (БВУ) заемщику по Договору о предоставлении микрокредита в национальной валюте Республики Казахстан на условиях платности, срочности, возвратности, обеспеченности и целевого использования;»;

подпункты 9) и 10) изложить в следующей редакции:

«9) номинальная ставка вознаграждения - ставка вознаграждения по кредиту /микрокредиту, установленная договором о предоставлении микрокредита /договором банковского займа на момент его заключения;»;

«10) действующий предприниматель - субъект малого предпринимательства, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в БВУ/МФО за кредитом/ микрокредитом более трех лет;»;

подпункт 12) изложить в следующей редакции:

«12) начинающий предприниматель - субъект малого предпринимательства, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в БВУ /МФО за кредитом/микрокредитом менее трех лет;»;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. К участию в гарантировании допускаются предприниматели, получающие кредиты соответствующим требованиям Правил кредитования /микрокредитования в городах, утвержденными настоящим приказом.»;

пункты 7, 8 и 9 исключить;

пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Гарантия предоставляется только по кредитам/микрокредитам, выдаваемым МФО/БВУ с 1 января 2017 года на создание новых микропредприятий, расширение существующего бизнеса в городах.»;

пункт 17 изложить в следующей редакции:

«17. Гарантия предоставляется на срок, не более срока кредита /микрокредита.»;

пункт 28 изложить в следующей редакции:

«28. В случаях наличия замечаний к представленным документам, выявленные замечания направляются МФО/БВУ гарантом для их устранения в течение 3 (трех) рабочих дней. При этом срок рассмотрения документов, указанный выше для гаранта, возобновляется.»;

пункт 32 изложить в следующей редакции:

«32. После получения от МФО/БВУ копии договора о предоставлении микрокредита/договора банковского займа гарант в течение 30 рабочих дней оформляет и подписывает договор гарантии, который направляет в МФО/БВУ.

пункт 39 изложить в следующей редакции:

«39. Гарант может аннулировать гарантию при нарушении условий Программы и/или договора гарантии, неисполнения условий предоставления гарантии, установленных решением гаранта о предоставлении гарантии.»;

пункт 41 изложить в следующей редакции:

«41. Отчет МФО/БВУ о текущем мониторинге хода реализации проектов предпринимателя в рамках Программы согласно приложению 3 к настоящим Правилам гарантирования представляется МФО/БВУ гаранту не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным, в письменном и электронном виде.»;

пункт 43 изложить в следующей редакции:

«43. Гарант ежемесячно в срок до 6 (шестого) числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в местный исполнительный орган и уполномоченный орган информацию по гарантиям, выданным по кредитам/микрокредитам.

Уполномоченный орган ежемесячно к 10 (десятому) числу месяца, следующего за отчетным предоставляет информацию по гарантиям, выданным по кредитам/микрокредитам уполномоченному органу по вопросам занятости населения.».

2.    Департаменту развития предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законадательством обеспечить:

1)    государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2)    в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

3)    размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

4)    в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пунктаприказа.

3.    Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4.    Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

Министр национальной экономики

Республики Казахстан                                                                Т. Сулейменов

Приложение

к приказу

Министра национальной экономики

Республики Казахстан

от 25 июля 2017 года № 286

 

Приложение 1 к приказу

Министра национальной экономики

Республики Казахстан

от 31 января 2017 года № 33

Правила кредитования/микрокредитования в городах

Глава 1. Общие положения

1.    Настоящие Правила кредитования/микрокредитования в городах (далее -Правила) разработаны в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстана № 919 от 29 декабря 2016 года (далее - Программа) и определяют условия и порядок предоставления кредитов/микрокредитов в городах Республики Казахстан, кроме малых городов.

Кредитование/микрокредитование в рамках Правил используется в качестве мер по содействию занятости безработным, самозанятым с предпринимательским потенциалом.

Глава 2. Термины и определения

2.    В Правилах используются следующие понятия и определения:

1)    участники Программы - безработные, независимо от регистрации в центрах занятости населения, и самозанятые с предпринимательским потенциалом и сельскохозяйственные кооперативы и их члены, являющиеся получателями кредита/микрокредита по договору о предоставлении кредита /микрокредита;

2)    договор бюджетного кредита - письменное соглашение о предоставлении бюджетного кредита, заключаемое в соответствии с гражданским законодательством между местным исполнительным органом и организацией микрокредитования;

3)    местный исполнительный орган (далее - МИО) - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории;

4)    действующий предприниматель - предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения за кредитом/микрокредитом более трех лет;

5)    инвестиции - приобретение/строительство/модернизация/ реконструкция /капитальный ремонт основных средств, приобретение биологических /нематериальных активов;

6)    уполномоченный орган по вопросам предпринимательства (далее -уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области предпринимательства;

7)    кредитор - микрофинансовая организация/банки второго уровня (далее -

БВУ);

8)    кредитное соглашение - письменное соглашение о предоставлении займа, заключаемое в соответствии с гражданским законодательством между организацией микрокредитования и кредитором. Форма кредитного соглашения утверждается организацией микрокредитования;

9)    договор о предоставлении кредита/микрокредита - письменное соглашение, заключаемое между кредитором и участником Программы, для предоставления последнему кредита/микрокредита за счет средств займа на цели, определенные настоящими Правилами;

10)    кредит/микрокредит - заемные средства, предоставляемые БВУ/МФО участнику Программы по договору о предоставлении кредита/микрокредита в

национальной валюте Республики Казахстан на условиях платности, срочности, возвратности, обеспеченности и целевого использования;

11)    заем - сумма денег, предоставляемая организацией микрокредитования кредитору на основании кредитного соглашения для дальнейшего финансирования проектов участников Программы;

12)    организация микрокредитования - акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму»;

13)    микрофинансовая организация (далее - МФО) - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, официальный статус которого определяется государственной регистрацией в органах юстиции и прохождением учетной регистрации, осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов, а также дополнительные виды деятельности, разрешенные Законом Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года «О микрофинансовых организациях» ;

14)    стартап проекты - бизнес-проекты участников Программы, срок государственной регистрации которых в качестве юридического лица /оформления статуса индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения кредитору за кредитом/микрокредитом менее одного года.

15)    начинающий предприниматель - предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения кредитору за кредитом/микрокредитом менее трех лет;»;

Глава 3. Условия и механизмы обусловленного размещения средств в кредиторах

3.    Кредиты/микрокредиты участникам Программы предоставляются кредиторами за счет бюджетных средств.

Уполномоченный орган выделяет МИО средства для кредитования /микрокредитования проектов участников Программы. МИО на условиях софинансирования выделяют дополнительные средства из местного бюджета. Между МИО и организацией микрокредитования заключается договор бюджетного кредита, в соответствии с которым общая сумма бюджетных средств в виде бюджетного кредита выделяется организации микрокредитования на следующих условиях:

1)    сроком не более 7 (семь) лет на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого использования с годовой ставкой вознаграждения 0,01 %;

2)    целевое назначение бюджетного кредита - размещение средств в кредиторах для дальнейшего финансирования участников Программы, реализующих или планирующих реализовать проекты в городах Республики Казахстан;

3)    срок освоения средств - 6 месяцев;

4)    льготный период по погашению основного долга - не более одной трети продолжительности срока кредитования.

4.    Организация микрокредитования на основании заявок кредиторов определяет перечень кредиторов, соответствующих требованиям настоящих Правил, и суммы размещения по ним;

Организация микрокредитования заключает с кредиторами в соответствии с гражданским законодательством кредитные соглашения на следующих условиях:

1)    заем предоставляется сроком не более7 (семь) лет, под 1% годовых с целевым назначением финансирование проектов участников Программы, в том числе проектов начинающих предпринимателей, действующих предпринимателей, которые реализуются и/или планируется реализовать в городах Республики Казахстан;

2)    валюта кредита - тенге;

3)    срок освоения кредиторами размещенных средств 12(двенадцать) месяцев с даты заключения кредитного соглашения;

4)    льготный период по погашению основного долга - не более одной трети продолжительности срока кредитования;

5)    займы для БВУ предоставляются без обеспечения. Займы для финансово устойчивых МФО с рейтингом «высоконадежный» и «надежный», рассчитанным в соответствие с внутренними документами организации микрокредитования,

предоставляются без обеспечения. Займы МФО с более низким уровнем рейтинга предоставляются под обеспечение (гарантии банков второго уровня, деньги, банковские вклады, объекты недвижимости, земельные участки), отвечающему требованиям залоговой политики организации микрокредитования;

6)    кредиторы отчитываются перед организацией микрокредитования по освоению и целевому использованию размещенных кредитных средств. Порядок, форма и периодичность предоставления отчетов кредиторами, а также иные условия предоставления займа устанавливаются кредитным соглашением;

7)    в случаях нецелевого использования, полного или частичного неосвоения кредиторами размещаемых средств, и/или при наступлении иных случаев, предусмотренных кредитным соглашением, организация микрокредитования применяет в отношении кредиторов меры согласно условиям кредитного соглашения, в том числе, вправе инициировать вопрос досрочного расторжения кредитного соглашения и (или) отзыва размещенных средств с дальнейшим их перераспределением среди других кредиторов. Перераспределение отозванных, а также досрочно погашенных кредиторами средств осуществляется среди кредиторов по согласованию с уполномоченным органом;

8)    кредиторами не направляются выделяемые средства на инвестирование в финансовые инструменты и/или операции с ними, а также на валютный рынок для покупки иностранной валюты;

9)    средства займа по кредитному соглашению, возвращенные участниками Программы, путем погашения ранее полученных кредитов/микрокредитов, направляются кредиторами в течение трех месяцев на дальнейшее финансирование проектов участников Программы, на условиях, определенных кредитным соглашением, либо досрочно возвращаются в организацию микрокредитования.

Глава 4. Условия финансирования проектов участников Программы

5.    Кредиты/микрокредиты предоставляются кредиторами участникам Программы, в том числе начинающим предпринимателям, действующим предпринимателям, реализующим или планирующим реализовать проекты в городах Республики Казахстан, кроме малых городов, без учета места их регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства.

6.    Кредиты/микрокредиты в приоритетном порядке предоставляются проектам, реализуемым в соответствии с региональными картами развития предпринимательства.

7.    Кредиты/микрокредиты для начинающих предпринимателей выдаются после прохождения ими курсов обучения основам предпринимательства в рамках проекта «Бастау Бизнес» или основ предпринимательства в рамках первого направления Программы либо при наличии сертификата о прохождении курсов обучения основам предпринимательства в рамках других программ в течение последних двух лет.

Кредиты/микрокредиты для участников Программы (за исключением начинающих предпринимателей) предоставляются при условии создания новых постоянных рабочих мест. Кредиторы в договоре о предоставлении кредита /микрокредита в обязательном порядке указывают условие по созданию участником Программы новых постоянных рабочих мест.

8.    Кредиты/микрокредиты предоставляются участникам Программы с соблюдением принципов срочности, платности, возвратности, обеспеченности и целевого использования на следующих условиях:

1)    максимальный лимит финансирования на одного участника Программы -8 000 (восемь тысяч) месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий год (далее - МРП). При этом максимальный лимит финансирования на одного участника Программы рассчитывается без учета задолженности по кредитам и (или) микрокредитам и (или) договорам финансового лизинга аффилированных с ним лиц/компаний;

2)    общая сумма остатка задолженности по основному долгу одного участника Программы перед кредиторами по кредиту/микрокредиту (-там) не должна превышать сумму в размере 8 000 (восемь тысяч) МРП. С учетом данного условия не ограничивается количество кредитов/микрокредитов для одного участника Программы;

3)    целевое назначение кредитов/микрокредитов - на инвестиции /пополнение оборотных средств. При этом выдача кредитов/микрокредитов не осуществляется на цели пополнения оборотных средств по проектам, реализующимся или планирующихся к реализации в торговой отрасли (секция G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов» Общего

классификатора экономической деятельности, утвержденного приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 14 декабря 2007 года № 683-ОД (далее -ОКЭД), за исключением техобслуживания и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, предусмотренных классами 45.20 и 45.40. ОКЭД), за исключением проектов начинающих предпринимателей;

4)    срок кредитов/микрокредитов:

на инвестиции не более 5(пяти) лет;

на пополнение оборотных средств не более 3 (трех) лет;

5)    номинальная ставка вознаграждения по кредиту/микрокредиту- не более 6% годовых;

6)    валюта кредитов/микрокредитов - тенге;

7)    льготный период по основному долгу и начисленному вознаграждению -не более одной трети продолжительности срока кредита/микрокредита по решению кредитора;

8)    кредиторами не взимаются какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом/микрокредитом участника Программы, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых по причине нарушения участником Программы обязательств по кредиту/микрокредиту, при этом размер таких комиссий, сборов и/или иных платежей предварительно письменно согласовывается с организацией микрокредитования;

Участники Программы оплачивают расходы по оценке и страхованию имущества.

9.    Кредиторы не менее 20% от суммы кредитного соглашения направляют на финансирование стартап проектов.

10.    В случае недостаточности залогового обеспечения участники Программы вправе получить гарантию организации микрокредитования в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту/микрокредиту. При этом проектам участников Программы необходимо соответствовать требованиям Правил гарантирования по микрокредитам, выдаваемым микрофинансовыми организациями/банками второго уровня в городах, утвержденными настоящим Приказом.

11.    Участниками Программы не могут быть предприниматели:

1)    учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательской корпорации, а также предпринимателей, учрежденных в рамках договора о государственно-частном партнерстве), а также предприниматели, форма собственности которых оформлена как частное учреждение;

2)    имеющие непогашенные займы:

выданные государственными институтами развития, БВУ в рамках стабилизационных или антикризисных программ и программ, реализуемых за счет средств Национального фонда Республики Казахстан, местных исполнительных органов и организации микрокредитования;

по которым оказывается государственная финансовая поддержка в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 168;

3)    не соответствующие условиям главы «2. Термины и определения» и главы «4. Условия финансирования проектов участников Программы» Правил;

4)    имеющие налоговую задолженность, задолженность по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям.

Отсутствие задолженности подтверждается сведениями об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов, согласно приложению 18 к Правилам ведения лицевых счетов, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 622 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5446) выданной не позднее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты подачи заявки участником Программы на финансирование;

5)    реализующие проекты, предусматривающие производство или поставку оружия (в том числе составные для производства оружия), наркосодержащих веществ или другого имущества, изъятого из гражданского оборота;

6)    реализующие проекты, предусматривающие организацию и (или) развитие игорного бизнеса;

7)    реализующие проекты, предусматривающие деятельность, связанную с террористической и любой иной деятельностью, запрещенной законодательством Республики Казахстан;

8)    осуществляющие выпуск подакцизных товаров/продукции, за исключением проектов, предусматривающих выпуск моторных транспортных средстви производство вина из винограда собственного производства;

9)    осуществляющие свою деятельность в горнодобывающей промышленности, за исключением проектов на разработку гравийных и песчаных карьеров.

10)    реализующие проекты в металлургической промышленности, которые включены в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 918;

11)    являющиеся субъектами среднего или крупного предпринимательства в соответствие с законодательством Республики Казахстан.

12.    Кредиторами не предоставляются кредиты/микрокредиты участникам Программы на цели:

1)    участия в уставных капиталах юридических лиц;

2)    возмещения ранее понесенных затрат участниками Программы, погашения задолженности, возникшей в связи с получением участниками Программы финансовой помощи от физических и/или юридических лиц, в том числе участников, акционеров, должностных лиц и работников участников Программы;

3)    потребительского кредитования;

4)    рефинансирования действующих обязательств;

5)    приобретения и строительство жилой недвижимости, земельных участков;

6)    покрытия убытков хозяйственной деятельности участников Программы (при этом разрешается предоставлять кредиты/микрокредиты участникам Программы, имеющим отрицательный финансовый результат);

7)    оплаты услуг поверенным (агентам);

8)    оплаты комиссий, сборов и/или иных платежей, связанных с кредитом /микрокредитом участников Программы;

9)    приобретения ценных бумаг (портфельные инвестиции);

10)    приобретения основных средств, активов у аффилиированных /связанных компаний/лиц;

11)    оплаты мнимых или притворных сделок;

12)    оплаты любых договоров/контрактов/соглашений, в которых имеется информация о юридическом адресе и/или реквизитах банковского счета контрагентов, зарегистрированном/открытого в оффшорных зонах, предусмотренных в Перечне оффшорных зон для целей Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденном приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстанот 10 февраля 2010 года № 52 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6058) и/или в Перечне оффшорных зон для целей банковской и страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лицензируемых видов деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности накопительных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов, утвержденном постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 2 октября 2008 года № 145 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5371).

13.    При финансировании участников Программы кредиторы соблюдают следующие дополнительные условия:

1)    не осуществлять финансирование нескольких аффилиированных участников Программы для реализации одного проекта на общую сумму,

превышающую 8 000 (восемь тысяч) МРП. Одним проектом считается совокупность двух и более проектов, соответствующих одновременно всем следующим критериям:

проект реализуется на территории одного объекта;

проект реализуется в рамках одного подкласса ОКЭД;

имеются финансовые потоки между участниками Программы, реализующими один проект;

2)    участниками Программы не оформляется приобретенное за счет средств кредита/микрокредита имущество/активы на третьих лиц, а также не осуществляется строительство объекта на земельном участке, принадлежащем третьим лицам, за исключением случаев строительства на земельном участке, находящемся в государственной собственности;

3)    в случае расторжения участником Программы сделки купли-продажи долгосрочного актива либо отчуждения долгосрочного актива, приобретенного за счет средств кредита/микрокредита, участник Программы письменно уведомляет кредитора в течение 3 (трех) рабочих дней после такого расторжения/отчуждения. Данное условие закрепляется в соответствующем договоре о предоставлении кредита/микрокредита. Кредитор направляет соответствующее уведомление организации микрокредитования в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения такого уведомления от участника Программы. В случае направления письменного требования организацией микрокредитования, кредитор и/или участник Программы досрочно погашает кредит/микрокредит в порядке и сроки, указанные в требованиях организации микрокредитования;

4)    участники Программы используют кредит/микрокредит или его части по целевому назначению в течение 6 (шести) месяцев с даты финансирования, если иной срок приобретения товаров и/или работ и/или услуг не предусмотрен соответствующим договором, заключенным участником Программы с контрагентом;

5)    кредиты/микрокредиты не выдаются начинающим предпринимателям на реализацию проектов в секторах экономики ОКЭД, соответствующим деятельности действующих аффилиированных предпринимателей (на уровне класса ОКЭД).

14.    Иные условия финансирования участников Программы определяются решением уполномоченного органа кредитора.

Глава 5. Порядок предоставления микрокредитов участникам Программы

15.    Претенденты напрямую либо через районные филиалы региональной палаты предпринимателей «Атамекен»/акимов городов и районов в составе городов обращаются в центры занятости населения для получения консультаций по мерам содействия предпринимательской деятельности и прохождения проверки на предмет соответствия участникам Программы;

16.    Начинающие предпринимателинаправляются для участия в курсах обучения основам предпринимательства. Действующие предприниматели без участия в курсах обучения основам предпринимательства могут получать кредиты /микрокредиты;

17.    Претенденты по результатам проверок в АИС «Рынок труда» направляются центрами занятости населения и с сертификатами о прохождении курсов обучения (при наличии) в кредиторы. Участники Программы разрабатывают бизнес-план проекта и обращаются с заявкой на получение кредита /микрокредита кредитору;

18.    Кредиторы проводят оценку потенциального бизнес-проекта, дают заключение и принимают решение о возможности или невозможности выдачи кредита/микрокредита. При этом самозанятые, безработные, сельскохозяйственные кооперативы и их члены до подачи заявки на кредит /микрокредит получают статус субъекта малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства;

19.    Кредиторы после принятия положительного решения о предоставлении кредита/микрокредита заключают с участниками Программы договор о предоставлении кредита/микрокредита в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

20.    Кредиторы ежемесячно в срок до 3 (третьего) числа месяца, следующего заотчетным, представляют информацию в организацию микрокредитования по выданным кредитам/микрокредитам;

21.    Организация микрокредитования ежемесячно в срок до 6 (шестого) числа месяца, следующего заотчетным, представляет в местные исполнительные

органы и уполномоченный орган информацию по выданным кредитам /микрокредитам.

Уполномоченный орган ежемесячно к 10 (десятому) числу месяца, следующего за отчетным предоставляет информацию по выданным кредитам /микрокредитам уполномоченному органу по вопросам занятости населения;

22.    Организация микрокредитования осуществляет мониторинг целевого использования выданных кредитов/микрокредитов и представляет соответствующую информацию в МИО и в уполномоченный орган в порядке и сроки, предусмотренные в договоре бюджетного кредита.

Глава 6. Требования к кредиторам

23.    Требования к БВУ:

1)    наличие филиальной сети в Республике Казахстан не менее чем в 7 регионах.

2)    уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность, свыше 90 дней по основному долгу и/или начисленному вознаграждению не более 10% на дату заключения кредитного соглашения.

3)    выполнение пруденциальных и иных нормативов Национального Банка Республики Казахстан;

4)    соответствие внутренним документам организации микрокредитования.

24.    Требования к МФО:

1)    собственный капитал микрофинансовой организации не ниже минимального уровня, установленного Национальным Банком Республики Казахстан;

2)    наличие учетной регистрации в Национальном Банке Республики Казахстан;

3)    осуществление основной деятельности не менее 1 (одного) года, предшествующей подаче заявки на кредит;

4)    выполнение пруденциальных и иных нормативов Национального Банка Республики Казахстан.

5)    соответствие внутренним документам организации микрокредитования.

Глава 7. Мониторинг

25.    Организация микрокредитования будет осуществлять:

1)    мониторинг своевременного освоения средств кредиторами;

2)    выборочный мониторинг целевого использования средств кредиторами, а также целевого использования участниками Программы полученных кредитов /микрокредитов. При этом проверка целевого использования участниками Программы кредитов/микрокредитов осуществляется на основании акта проверки целевого использования средств, подготовленного кредитором;

3)    мониторинг своевременного финансирования кредиторами участников Программ за счет средств, высвобождаемых от погашения ранее выданных кредитов/микрокредитов.

26.    Кредиторы ежемесячно в срок до 3 (третьего) числа месяца, следующего за отчетным направляют в организации микрокредитования отчеты об освоении средств. Форма и сроки представления отчета отражаются в соответствующем кредитном соглашении.

27.    Организация микрокредитования по требованию единственного акционера организации микрокредитования, Правительства Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан и государственных органов представляют информацию, связанную с получением, освоением участниками Программы кредита/микрокредита, целевым использованием участниками Программы кредита/микрокредита.

28.    Кредиторы проводят мониторинг профинансированных проектов участников Программы. При этом по каждому профинансированному проекту участника Программы ведется отдельное кредитное досье, в котором хранятся документы, подтверждающие целевое использование средств участниками Программы;

29.    Организация микрокредитования ежеквартально в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным кварталом осуществляет анализ финансово-экономического состояния кредиторов, участвующих в финансировании участников Программы.