Об утверждении Инструкции по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 июля 2010 года № 385

Сноска. Утратил силу приказом Министра финансов РК от 15.04.2013 № 193.

В соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость.

2. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее официальное опубликование в средствах массовой информации в установленном законодательством порядке;

2) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Министр                                    Б. Жамишев

Утверждена
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 29 июля 2010 года № 385

Инструкция по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и детализирует порядок отнесения налогоплательщиков, представивших требование (налоговое заявление) о возврате превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС), к степени риска с целью подтверждения превышения НДС, подлежащего возврату.

2. Настоящая Инструкция применяется исключительно при проведении внеплановых проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату согласно требованиям (налоговым заявлениям) о возврате превышения НДС.

3. Настоящая Инструкция по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее - Инструкция) не распространяется на следующих налогоплательщиков:

1) состоящих на мониторинге крупных налогоплательщиков;

2) производителей товаров собственного производства, а также их торговые дома, реализующие товары таких производителей;

3) осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование.

4. При поступлении от плательщика НДС требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС налоговый орган назначает проведение соответствующей тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

5. Одновременно с использованием критериев Системы управления рисками согласно приложению 1 к настоящей Инструкции тестируются показатели деятельности плательщика НДС, представившего требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС.

6. Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям. Данный итог используется для отнесения налогоплательщиков к степени риска.

7. В случае если суммарный итог баллов по результатам тестирования составляет тридцать пять и более баллов, налогоплательщик относится к степени риска.

8. В случае если суммарный итог баллов по результатам тестирования составляет менее тридцати пяти баллов, но в деятельности налогоплательщика усматриваются признаки уклонения от уплаты налогов, подпадающие под схемы, предусмотренные в приложениях 2-4 к настоящей Инструкции, налоговый орган вправе отнести такого налогоплательщика к степени риска.

При этом признаками уклонения от уплаты налогов являются:

1) заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без соответствующего движения товара, работ, услуг;

2) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания дебетового сальдо по НДС.

9. В отношении налогоплательщиков, отнесенных к степени риска, налоговый орган формирует аналитический отчет "Пирамида по поставщикам" (далее – аналитический отчет) по поставщикам товаров, работ, услуг.

10. В случае если при формировании аналитического отчета установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:

состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков;

производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем;

осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, то налоговый орган прекращает дальнейшее формирование аналитического отчета по поставщикам такого налогоплательщика.

11. В случае выявления по результатам аналитического отчета у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, возврат суммы превышения НДС производится в пределах предъявленных сумм, уменьшенных на суммы превышения НДС, не подлежащие возврату в связи с установлением у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства.

При этом сумма превышения НДС, подлежащая возврату, определяется в следующем порядке:

1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг начиная от каждого налогоплательщика, по которому установлены нарушения налогового законодательства, до плательщика НДС, представившего требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС;

2) устанавливается наименьшая из следующих сумм:

суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определеянных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта

и

суммы НДС, отнесенной в зачет плательщиком НДС, представившим требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС, от непосредственного поставщика;

3) из предъявленной к возврату суммы превышения НДС вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

Примеры определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату, приведены в приложениях 5 и 6 к настоящей Инструкции.

Сноска. Пункт 11 в редакции приказа Министра финансов РК от 25.07.2012 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

12. Возврат оставшейся суммы превышения НДС, за исключением случаев, указанных в пункте 10 статьи 635 Налогового кодекса и  пункте 11 статьи 25 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), производится по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства путем включения налогоплательщиком данной суммы в требование о возврате, указанном в декларации по НДС за последующие налоговые периоды, и (или) представления налогового заявления о возврате превышения НДС за соответствующий налоговый период, по которому устранены нарушения. При этом должностным лицом налогового органа, ответственным за проведение тематической проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, в обязательном порядке анализируются результаты аналитического отчета по таким поставщикам.

Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра финансов РК от 25.07.2012 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

Приложение 1

к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость

                              Критерии
  Системы управления рисками, подлежащие использованию органами
     налоговой службы при рассмотрении требований (налоговых
      заявлений) о возврате превышения налога на добавленную
                           стоимость

Сноска. Приложение 1 в редакции приказа Министра финансов РК от 25.07.2012 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

 

№ № п.п.

Наименование критерия

Количество баллов

1.

Коэффициент налоговой нагрузки (далее - КНН) налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения КНН, сложившегося по республике за последний календарный год

10

2.

Отражение налогоплательщиком убытка на протяжении трех последовательных лет

10

3.

Представление за двенадцатимесячный период, предшествующий дате представления требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС, дополнительной отчетности по НДС на уменьшение более двух раз

10

4.

Постоянное превышение зачета по НДС за последние 3 года

5

5.

Налогоплательщик длительное время (более трех лет) не подвергался комплексной налоговой проверке

5

6.

Наличие взаиморасчетов с взаимосвязанными сторонами, определяемое в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за последние 3 года

5

7.

Осуществление сомнительных сделок (с лжепредприятиями, налогоплательщиками, не представляющими или представляющими нулевую налоговую отчетность, а также бездействующими, снятыми с учета по НДС, ликвидированными и банкротами) за последние 5 лет

35

8.

Осуществление деятельности в сферах повышенного риска с вероятностью неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства (строительство, торговля) согласно регистрационным данным

10

9.

Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС, подтвержденных нарушений, выявленных по результатам камерального контроля

5

10.

Реализация товаров, работ, услуг по ценам ниже цены приобретения (по имеющейся информации, в т.ч. по результатам предыдущих налоговых проверок) за последние 5 лет

10

11.

Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС, выставленного уведомления № 10

5

12.

Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС, одного или нескольких из следующих фактов: представление первоначальной декларации по НДС, содержащей требование о возврате превышения НДС; перерегистрация налогоплательщика; смена места нахождения налогоплательщика

10

Приложение 2

к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость

Приложение 3

к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость


Приложение 4

к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость

Приложение 5

к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения
налога на добавленную стоимость

Пример определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату

Сноска. Инструкция дополнена приложением 5 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 25.07.2012 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

Из предъявленной к возврату-суммы превышения НДС исключается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг от налогоплательщика, по которому установлены нарушения налогового законодательства, до плательщика НДС, представившего требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС - 150 т.т.

Приложение 6

к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения
налога на добавленную стоимость

Пример определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату

Сноска. Инструкция дополнена приложением 6 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 25.07.2012 № 350 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

Из предъявленной к возврату суммы превышения НДС исключается наименьшая из следующих сумм: суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 11 настоящей Инструкции, и суммы НДС, отнесенной в зачет плательщиком НДС, представившим требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС, от непосредственного поставщика - 1 000 т.т.