Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 марта 2019 года № 22

В соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:
     
1. Утвердить:
     
1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе согласно приложению 1 к настоящему приказу;
     
2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе согласно приложению 2 к настоящему приказу.
     
2. Департаменту развития предпринимательства в установленном законодательством порядке обеспечить:
     
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
     
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
     
3) размещение копии настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
     
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
     
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
     
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр национальной экономики Республики Казахстан             Р. Даленов

Приложение 1

к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 29 марта 2019 года
№ 22

Сноска. Приложение в редакции Приказа и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2022 года № 94

Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), а также приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении формы проверочного листа» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17371), приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 «Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 «Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актах за № 28577) и предназначены для отбора субъектов контроля в сфере рекламной деятельности и отнесения их к степеням риска при проведении контроля уполномоченным органом в сфере рекламной деятельности (далее – уполномоченный орган).

2. В критериях используются следующие понятия:

1) субъекты (объекты) контроля – физические и юридические лица за деятельностью которых осуществляется контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе;

2) незначительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе, касательно демонтирования объекта наружной (визуальной) рекламы по истечении срока его размещения;

3) значительные нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе, касательно соблюдения запрета рекламы не зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан религиозных объединений и духовных (религиозных) организаций образования;

4) грубые нарушения – нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе, влекущих административную ответственность, касательно отсутствия уведомления до начала осуществления деятельности или действий и пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны;

5) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

6) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля и, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;

7) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;

8) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;

9) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям с целью обеспечения минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям;

10) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

3. Критерии оценки степени риска и проверочные листы, применяемые для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие требованиям, утверждаются актом уполномоченного органа по предпринимательству и размещаются на интернет-ресурсах регулирующих государственных органов в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 141 Кодекса.

Нормативные правовые акты государственных органов об утверждении критериев оценки степени риска и управления рисками, проверочных листов до их утверждения подлежат согласованию с уполномоченным органом по правовой статистике и специальным учетам на предмет технической возможности автоматизации систем оценки и управления рисками и соответствия требованиям информационной системы – единого реестра субъектов и объектов проверок.
Срок согласования уполномоченным органом по правовой статистике и специальным учетам составляет пять рабочих дней со дня поступления проекта на согласование.

Глава 2. Формирование системы оценки и управления рисками при проведении проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля

4. При осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и проверки на соответствие требованиям, субъект (объект) контроля относится к одной из следующих степеней риска (далее – степени риска):

1) высокий риск;

2) средний риск.

Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, но не чаще двух раз в год.

Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в год.

Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к средней степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяются критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в год.

5. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъекта (объекта) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.

Параграф 1. Объективные критерии

6. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.

7. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.

8. Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль с учетом одного из следующих критериев:

1) уровня опасности (сложности) объекта;

2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);

3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для жизни или здоровья человека, окружающей среды, законных интересов физических и юридических лиц, государства.

9. После проведения анализа возможных рисков субъекты (объекты) контроля распределяются по двум степеням риска (высокая и средняя).

к высокой степени риска относятся – рекламораспространители;

к средней степени риска относятся – рекламопроизводители, рекламодатели.

Параграф 2. Субъективные критерии

10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

1) формирование базы данных и сбор информации;

2) анализ информация и оценка рисков.

11. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.

Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

1) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;

2) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;

3) результаты профилактического контроля без посещения субъектов (объектов) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (справка, заключение, рекомендации) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе).

12. На основании имеющихся источников информации регулирующие государственные органы формируют субъективные критерии, подлежащие оценке в соответствии с приложением к Критериям.

Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение проверки на соответствие требованиям и профилактический контроль субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.

При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.

13. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска регулирующего государственного органа соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и не значительное.

При этом определения грубым, значительным и незначительным нарушениям устанавливаются в критериях оценки степени риска регулирующего государственного органа с учетом специфики соответствующей сферы государственного контроля.

При формировании субъективных критериев степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений.

Глава 3. Расчет общего показателя степени риска по субъективным критериям

14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии c настоящей главой рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:

1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;

2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 41 до 70 включительно;

При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится проверка на соответствие требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,


где:


SРз – показатель значительных нарушений;


SР1 – требуемое количество значительных нарушений;


SР2 – количество выявленных значительных нарушений;


При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:


SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,


где:


SРн – показатель незначительных нарушений;


SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;


SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;


Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:


SР = SРз + SРн,


где:


SР – общий показатель степени риска;


SРз – показатель значительных нарушений;


SРн – показатель незначительных нарушений.


Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта предпринимательства к определенной степени риска в соответствии с частью второй настоящего пункта.

Глава 4. Проверочные листы

15. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов (объектов) контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в статье 143 Кодекса.

16. Проверочные листы формируются по форме согласно приложению 2 к настоящему приказу.

Приложение к Критериям
оценки степени риска за
соблюдением законодательства
Республики Казахстан о рекламе
и рекламной деятельности

Субъективные критерии оценки степени риска


п/п
Критерии
Степень нарушений
1. Результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъекта контроля
1
Отсутствие уведомления о размещении наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования
грубое
2
Не соблюдение требования по не использованию в рекламе пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны
грубое
3
Не соблюдение запрета о размещении наружной (визуальной) рекламы на памятниках истории и культуры и в их охранных зонах, на культовых зданиях (сооружениях) и на отведенной им территории и их ограждениях, а также на особо охраняемых природных территориях
грубое
4
Не соблюдение запрета размещения рекламы строящегося или введенного в эксплуатацию жилого дома (жилого здания), не соответствующего классификации жилых домов (жилых зданий) в утвержденной проектной документации
грубое
5
Не соблюдение требования по размещению рекламы товаров (работ, услуг), запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Республики Казахстан
грубое
6
Не соблюдение запрета рекламы не зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан религиозных объединений и духовных (религиозных) организаций образования
значительное
7
Не соблюдение запрета рекламы электронного казино и интернет-казино
значительное
8
Отсутствие наличия требования в рекламе товара (работы, услуги), реализуемого на территории Республики Казахстан, указание цены (тарифов, расценок, ставок) в тенге
значительное
9
Не соблюдение требования по демонтированию объекта наружной (визуальной) рекламы по истечении срока его размещения, установленного договором
незначительное
2. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений
1
Наличие одной подтвержденной жалобы или обращения за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе
значительное
2
Наличие двух или более подтвержденных жалоб или обращений за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе
грубое
3. Результаты профилактического контроля без посещения субъектов (объектов) контроля
1
Непредставление информации по исполнению рекомендации, выданной в рамках проведенного профилактического контроля без посещения субъектов (объектов) контроля
грубое

Приложение 2

к приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 29 марта 2019 года
№ 22

Сноска. Приложение 2 в редакции Приказа и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2022 года № 94

Проверочный лист

За соблюдением законодательства Республики Казахстан о 
рекламе_______________________________________________________________ 
в соответствии со статьями 138 Предпринимательского кодекса Республики 
Казахстан в отношении рекламодателя, рекламораспростронителя,
рекламопроизводителя наименование однородной группы субъектов (объектов)
контроля 
______________________________________________________________________ 
Государственный орган, назначивший проверку/профилактического контроля с 
посещением субъекта (объекта) контроля__________________________________ 
_____________________________________________________________________ 
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением
субъекта (объекта) контроля 
______________________________________________________________________ 
№,                                                                                                                          дата 
Наименование субъекта (объекта) контроля ________________________ 
_____________________________________________________________________ 
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный
номер субъекта (объекта) контроля ______________________________________
_____________________________________________________________________ 
Адрес места нахождения 
_____________________________________________________________________



Перечень требований
Соответствует требованиям
Не соответствует требованиям
1
2
3
4
1
Наличие уведомления о размещении наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования


2
Соблюдение требования по не использованию в рекламе пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны


3
Соблюдение запрета о размещении наружной (визуальной) рекламы на памятниках истории и культуры и в их охранных зонах, на культовых зданиях (сооружениях) и на отведенной им территории и их ограждениях, а также на особо охраняемых природных территориях


4
Соблюдение запрета размещения рекламы строящегося или введенного в эксплуатацию жилого дома (жилого здания), не соответствующего классификации жилых домов (жилых зданий) в утвержденной проектной документации


5
Соблюдение требования по размещению рекламы товаров (работ, услуг), запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Республики Казахстан


6
Соблюдение запрета рекламы не зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан религиозных объединений и духовных (религиозных) организаций образования


7
Соблюдение запрета рекламы электронного казино и интернет-казино


8
Наличие требования в рекламе товара (работы, услуги), реализуемого на территории Республики Казахстан, указание цены (тарифов, расценок, ставок) в тенге


9
Соблюдение требования по демонтированию объекта наружной (визуальной) рекламы по истечении срока его размещения установленного договором



Должностное (ые) лицо (а) ____________________________________
 ____________ должность подпись
________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля и надзора ___________________
 ____________ должность подпись
________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)