Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 марта 2016 года № 128

Приложение 1

к приказу Министра   
национальной экономики 
Республики Казахстан  
от 5 марта 2016 года № 128

Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах

1. Настоящие критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, Законом Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах» и Методикой формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 722 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12389) для отнесения проверяемых субъектов за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах к степеням риска.

2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

1) незначительные нарушения – нарушения, связанные с отсутствием структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях; отсутствием необходимой квалификации у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности и не занимающих руководящие должности; отсутствием структурных подразделений по организации торговли и работе с клиентами; отсутствием утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок, других поступлений, не запрещенных законодательством; отсутствием правил внутреннего контроля и программы его осуществления; наличием до двух подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены;

2) значительные нарушения – нарушения, связанные с представлением неполной формы ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам; непредставлением ежедневных электронных форм отчетности товарных бирж (непредставлением отчетности свыше 50% дней за квартал); отсутствием Правил биржевой торговли; отсутствием клирингового центра, либо договора об использовании услуг клирингового центра; отсутствием договоров намерения о сотрудничестве или оказании услуг не менее чем с семью биржевыми брокерами и (или) биржевыми дилерами; отсутствием на товарной бирже биржевого арбитража; несоблюдением требований о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках или использования коммерческой информации в собственных интересах; несоблюдением требований о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи; невыполнением товарной биржей обязанности по опубликованию ежедневных котировок на биржевые товары в средствах массовой информации; наличием трех и более подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены; отсутствием собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов; отсутствием публикации на интернет-ресурсе товарной биржи информации о результатах биржевых торгов, по итогам каждого торгового дня (не публикации результатов биржевых торгов свыше 50% дней за квартал);

3) грубые нарушения – нарушения, связанные с непредставлением ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам; непредставлением ежемесячного отчета о размере гарантийного и страхового фонда по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи; отсутствием гарантийного и страхового фонда; несоблюдением требований о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли; отсутствием электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж;

4) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности в сфере товарных бирж законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

5) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения и проведения проверок;

6) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);

7) проверяемые субъекты – юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере товарных бирж.

3. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах формируются посредством субъективных критериев.

4. Субъективные критерии определяются на основании следующих информационных источников:

1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;

2) результаты предыдущих проверок (степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах);

3) наличие и количество жалоб и обращений;

4) анализ электронных торговых систем товарных бирж.

5. На основании информационных источников, определенных в пункте 4 настоящих Критериев определяются субъективные критерии, изложенные в приложении к настоящим Критериям.

Субъективные критерии подразделяются на три степени тяжести нарушений: грубые, значительные, незначительные.

6. Для отнесения проверяемого субъекта к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.

В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

∑Рз = (∑Р2 х 100/∑Р1) х 0,7

где:

∑Рз – показатель значительных нарушений;

∑Р1 – общее количество значительных нарушений;

∑Р2 - количество выявленных значительных нарушений;

При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

∑Рн = (∑Р2 х 100/∑Р1) х 0,3

где:

∑Рн – показатель незначительных нарушений;

∑Р1 – общее количество незначительных нарушений;

∑Р2 - количество выявленных незначительных нарушений;

Общий показатель степени риска (∑Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

∑Р = ∑Рз + ∑Рн

где:

∑Р - общий показатель степени риска;

∑Рз - показатель значительных нарушений;

∑Рн - показатель незначительных нарушений.

По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:

1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;

2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него проводятся только внеплановые проверки и иные формы контроля.

7. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).

8. В отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой степени риска, применяются выборочные, внеплановые проверки и иные формы контроля.

9. В отношении проверяемых субъектов, не отнесенных к высокой степени риска, применяются внеплановые проверки и иные формы контроля.

10. Кратность проведения выборочной проверки не чаще одного раза в год.

11. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа, формируемых на квартал по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода и публикуются на интернет-ресурсах органа контроля.

12. Списки выборочных проверок составляются с учетом:

1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;

2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.

Приложение               
к Критериям оценки степени      
риска за соблюдением законодательства
Республики Казахстан о товарных биржах

Субъективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах

Субъективные критерии

Степень нарушения

1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями

1.

Непредставление ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам

Грубое

2.

Представление неполной формы ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам

Значительное

3.

Непредставление ежемесячного отчета о размере гарантийного и страхового фонда по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи

Грубое

4.

Непредставление ежедневных электронных форм отчетности товарных бирж (непредставление отчетности свыше 50% дней за квартал)

Значительное

2. Результаты предыдущих проверок (степень тяжести нарушений устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

1.

Наличие структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях

Незначительное

2.

Наличие Правил биржевой торговли, разработанных на основе типовых правил биржевой торговли, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 280 «Об утверждении Типовых правил биржевой торговли», зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 мая 2015 года № 10993

Значительное

3.

Наличие у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности:
высшего образования;
стажа работы в сфере товарных бирж и (или) в финансовых организациях не менее трех лет
У сотрудников товарной биржи, не занимающих руководящие должности:
высшего или послесреднего образования в соответствии с Квалификационными требованиями, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 171, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 февраля 2015 года № 10259

Незначительное

4.

Наличие структурных подразделений по организации торговли и по работе с клиентами

Незначительное

5.

Наличие клирингового центра, либо договора об использовании услуг клирингового центра

Значительное

6.

Наличие договоров намерения о сотрудничестве или оказании услуг не менее чем с семью биржевыми брокерами и (или) биржевыми дилерами

Значительное

7.

Наличие утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок, других поступлений, не запрещенных законодательством

Незначительное

8.

Наличие на товарной бирже биржевого арбитража

Значительное

9.

Наличие гарантийного и страхового фонда

Грубое

10.

Соблюдение требований о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли

Грубое

11.

Соблюдение требований о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках или использования коммерческой информации в собственных интересах

Значительное

12.

Соблюдение требований о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи

Значительное

13.

Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию ежедневных котировок на биржевые товары в средствах массовой информации

Значительное

14.

Наличие правил внутреннего контроля и программы его осуществления, разработанные на основе Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для товарной биржи, утвержденных совместным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 532 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 119, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 декабря 2014 года № 9964

Незначительное

3. Наличие и количество жалоб и обращений

1.

Наличие трех и более подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены

Значительное

2.

Наличие до двух подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены

Незначительное

4. Анализ электронных торговых систем товарных бирж

1.

Отсутствие электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж, установленным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 141 «Об утверждении обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж», зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 апреля 2015 года № 10695

Грубое

2.

Отсутствие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов

Значительное

3.

Отсутствие публикации на интернет-ресурсе товарной биржи информации о результатах биржевых торгов, по итогам каждого торгового дня (не публикация результатов биржевых торгов свыше 50% дней за квартал)

Значительное

Приложение 2

к приказу Министра   
национальной экономики 
Республики Казахстан  
от 5 марта 2016 года № 128

        Проверочный лист за соблюдением законодательства
            Республики Казахстан о товарных биржах

Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
                                    (№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
(ИИН), БИН проверяемого субъекта (объекта) __________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________

 

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

Наличие электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж, установленным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 141 «Об утверждении обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж» (в соответствии с  пунктом 1 Квалификационных требований к деятельности товарных бирж, биржевых брокеров и дилеров и перечня документов, подтверждающих соответствие им, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 171, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10259 (далее – Приказ)

       

2

Наличие структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях (в соответствии с пунктом 2 Приказа)

       

3

Наличие Правил биржевой торговли, разработанных на основе типовых правил биржевой торговли, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 280 «Об утверждении Типовых правил биржевой торговли» (в соответствии с пунктом 3 Приказа)

       

4

Наличие у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности:
высшего образования;
стажа работы в сфере товарных бирж и (или) в финансовых организациях не менее трех лет
У сотрудников товарной биржи, не занимающих руководящие должности:
высшего или послесреднего образования (в соответствии с пунктом 4 Приказа)

       

5

Наличие структурных подразделений по организации торговли и по работе с клиентами (в соответствии с пунктом 5 Приказа)

       

6

Наличие клирингового центра, либо договора об использовании услуг клирингового центра (в соответствии с пунктом 6 Приказа)

       

7

Наличие договоров намерения о сотрудничестве или оказании услуг не менее чем с семью биржевыми брокерами и (или) биржевыми дилерами (в соответствии с пунктом 7 Приказа)

       

8

Наличие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов (в соответствии с пунктом 8 Приказа)

       

9

Наличие утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок, других поступлений, не запрещенных законодательством (в соответствии с пунктом 9 Приказа)

       

10

Наличие на товарной бирже биржевого арбитража (в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»).

       

11

Наличие гарантийного и страхового фонда (в соответствии со статьей 16-1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах», а также Правил формирования и использования, размеров гарантийного и страхового фондов, утвержденных приказом и.о Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 251, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10994).

       

12

Соблюдение требований о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли (в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»).

       

13

Соблюдение требований о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках или использования коммерческой информации в собственных интересах (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»).

       

14

Соблюдение требований о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи (в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»).

       

15

Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию ежедневных котировок на биржевые товары в средствах массовой информации (в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»).

       

16

Наличие правил внутреннего контроля и программы его осуществления, разработанные в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

       

 

Должностное (ые) лицо (а):
________________ __________ _________________________________________
   (должность)    (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
________________ __________ _________________________________________
   (должность)    (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

Руководитель
проверяемого субъекта:
_________________________________________________________ ___________
    (фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность) (подпись)

В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 471 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11807, опубликованный в информационно-правовой системе «Әділет» 11 сентября 2015 года).

3. Департаменту регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему «Әділет» в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнений мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр
      национальной экономики
      Республики Казахстан                       Е. Досаев

      «СОГЛАСОВАН»
      Председатель Комитета по правовой
      статистике и специальным учетам
      Генеральной прокуратуры
      Республики Казахстан
      _____________________ С. Айтпаева
      9 марта 2016 год