В соответствии с подпунктом 3) статьи 10 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) квалификационные требования к социальным работникам согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) правила аттестации социальных работников согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту дошкольного и среднего образования, информационных технологий (Жонтаева Ж.А.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан официальное опубликование настоящего приказа;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Имангалиева Е.Н.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.
Министр А. Саринжипов
«СОГЛАСОВАН»
Министр здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
__________ Т. Дуйсенова
от 21 августа 2015 года
Приложение 1
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 21 августа 2015 года № 538
Квалификационные требования к социальным работникам
1. Настоящие квалификационные требования к социальным работникам разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах» и устанавливают требования к социальным работникам в сфере образования.
2. Устанавливаются следующие квалификационные требования к социальному работнику:
1) высшее образование по специальности «Социальная работа» или высшее педагогическое образование с дополнительным образованием по специальности «Социальная работа», техническое и профессиональное образование (социальное, педагогическое, медицинское), или (и) наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов переподготовки по специальности «Социальная работа»;
2) содействие по вопросам социально-правовой охраны детства, обучение практическим навыкам общего ухода за больным ребенком, методам способствующим развитию ребенка, а также в получении пособия по инвалидности, в получении помощи на дому, в получении компенсаторных технических и вспомогательных средств;
3) представление материалов для рассмотрения случаев воссоединения ребенка с семьей, сопровождения и поддержки семьи, восстановления родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства и оказание социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальный патронаж малообеспеченных семей;
4) установление причины и содействие в разрешении возникших трудностей, социальной защите, заключении трудовых договоров лицам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам, трудоустройство, патронаж, обеспечение жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
5) консультирование по вопросам предоставления специальных социальных услуг, оформление документов для их получения (постоянное или временное) или для опеки и попечительства, содействие в улучшении социально-экономических условий жизни, трудоустройстве, обучении, квалификации;
6) профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений, социальная реабилитация и адаптация, организация социального патронажа детей, склонных к противоправным действиям, консультации по вопросам семьи и брака, работа с детьми с ассоциативным поведением;
7) защита прав несовершеннолетних детей, участие в суде при защите прав детей, при необходимости в качестве общественного защитника, социальная адаптация и реабилитация лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений, из мест лишения свободы и во время участия его в программах восстановительного правосудия на досудебной стадии по месту жительства;
8) профилактика, выявление и реагирование на жестокое обращение в отношении детей, регистрация случаев и сопровождение реабилитации виктимных детей.
3. Требования к профессиональной деятельности социального работника:
1) знать содержание социальной и систему социального обслуживания и перспективы, международную практику, методы, технологии, возрастные особенности развития личности ребенка, этнические и религиозные особенности людей, работу с насилием в отношении ребенка в семье и социальных группах, признаки суицидального поведения и работы с ним, этические нормы и антидискриминационные правила;
2) уметь разрабатывать, моделировать и применять программы социальной помощи для детей и семьи с вовлечением социального окружения, программы социальной помощи с применением методов и технологий социальной работы, консультирования и обучения технологии сопровождения социального случая с ребенком и семьей, а также выявлять и сопровождать случаи применения насилия;
3) иметь навыки и личностные характеристики: общение, понимание потребностей различных целевых групп, взаимодействие и понимание отношений между людьми, доверие людей разного социального статуса, гибкость, тактичность, способность к оценке и реагированию на ситуацию, и рассмотрению сложных случаев.
4. Требования к квалификации социального работника высшего уровня квалификации:
1) высшей категории - высшее образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое), или (и) наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов переподготовки по специальности «Социальная работа», и или специализация/магистратура по представлению специальных социальных услуг, стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации первой категории не менее двух лет;
2) первой категории - высшее образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое), или (и) наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов переподготовки по специальности «Социальная работа», стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации второй категории не менее одного года;
3) второй категории - высшее образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) и стаж работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории не менее одного года;
4) без категории - высшее образование (социальное, медицинское, экономическое, психологическое, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы.
5. Требования к квалификации социального работника среднего уровня квалификации:
1) высшая категория - образование техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) или (и) наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов переподготовки по специальности «Социальная работа», и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации первой категории не менее двух лет;
2) первая категория - образование техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) или (и) наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов переподготовки по специальности «Социальная работа», и стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации второй категории не менее одного года;
3) вторая категория - образование техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) или (и) наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов переподготовки по специальности «Социальная работа», стаж работы в должности специалиста среднего уровня квалификации без категории не менее одного года;
4) без категории - техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) (социальное, педагогическое, медицинское) или (и) наличие сертификата (свидетельства) о прохождении курсов переподготовки по специальности «Социальная работа» без предъявления требований к стажу работы.
Приложение 2
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 21 августа 2015 года № 538
Правила аттестации социальных работников
1. Настоящие Правила аттестации социальных работников (далее - Правила) определяют порядок проведения аттестации социальных работников, оказывающих специальные социальные услуги в сфере образования, имеющие необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) специальные социальные услуги — комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
2) социальный работник – работник, оказывающий специальные социальные услуги и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям;
3) аттестация социального работника – процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации социального работника, квалификационным требованиям;
4) квалификационные требования – требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на занятие должности социального работника в целях определения уровня их профессиональной подготовки, компетентности и соответствия должности;
5) квалификационная категория – степень профессиональной подготовленности социального работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной степени сложности работы.
3. Аттестация проводится для выявления уровня соответствия социального работника квалификационным требованиям не реже одного раза в пять лет, но не ранее одного года со дня занятия данной должности, находящийся в отпуске по уходу за детьми, аттестуется не ранее, чем через шесть месяцев после выхода на работу.
4. Социальный работник, оказывающий специальные социальные услуги в организациях образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, на основании заявления проходит аттестацию в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 августа 2013 № 323 «Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8678).