Об утверждении Правил и требований к проведению досмотра пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа

Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 октября 2014 года № 1102

В соответствии с пунктом 1 статьи 24-1 Закона Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года «О транспорте в Республике Казахстан» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.  Утвердить прилагаемые Правила и требования к проведению досмотра пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа.

2.  Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
 

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

К. Масимов

 

 

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 октября 2014 года № 1102

Правила и требования к проведению досмотра пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа

1. Общие положения

1. Настоящие Правила и требования к проведению досмотра пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 24-1 Закона Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года «О транспорте в Республике Казахстан».

Правила определяют порядок и требования проведения досмотра пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры (далее – посетители), вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, за исключением перечня лиц, в отношении которых не производится досмотр, установленного Правительством Республики Казахстан.

Настоящие Правила не распространяются на проведение досмотра пассажиров и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, на объектах транспортной инфраструктуры в сфере гражданской авиации, порядок проведения которого регулируется законодательством Республики Казахстан в сфере использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.

Целью досмотра являются обеспечение антитеррористической защиты и соблюдение должного уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры, пассажиров и посетителей.

Досмотр пассажиров и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, осуществляется для предотвращения незаконного проноса веществ и предметов, установленных перечнем веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, утвержденным Правительством Республики Казахстан.

Под досмотром понимается обследование, в том числе путем применения технических или других средств, в целях идентификации и/или обнаружения веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры.

2. Досмотр проводится работниками субъекта транспортной деятельности либо работниками субъекта охранной деятельности при заключении договора по оказанию охранных услуг.

3. Организация досмотра пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, возлагается на субъекты транспортной деятельности.

4. Перечни объектов транспортной инфраструктуры, на которых производится досмотр, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

5. Пассажиры и посетители, вещи находящиеся при них, в том числе ручная кладь и багаж, подлежат досмотру в зависимости от уровня угрозы, установленного Правилами организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 (далее – Указ).

Дипломатическая почта не подлежит досмотру. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер.

6. В соответствии с главой 4 Указа на всей территории или территории регионов и населенных пунктов Республики Казахстан могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности:

умеренный («желтый») – при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения акта (актов) терроризма;

высокий («оранжевый») – при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения акта (актов) терроризма;

критический («красный») – при наличии информации о совершенном акте терроризма, а также подтвержденной информации о возможном совершении повторного акта (актов) терроризма или одновременных террористических атак на объекты, уязвимые в террористическом отношении.

7. Сведения о состоянии организации досмотра на объекте транспортной инфраструктуры являются служебной информацией ограниченного распространения.

2. Порядок проведения досмотра

8. В случаях, когда не объявлен какой-либо из уровней угроз террористической опасности либо объявляется умеренный («желтый») уровень угрозы, производится выборочный досмотр пассажиров и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа.

Принцип выборочного досмотра применяется к пассажирам и посетителям, вещам, находящимся при них, в том числе ручной клади и багажа, вызывающих подозрение у работников пункта досмотра на объектах транспортной инфраструктуры, независимо от обнаружения техническими средствами досмотра контуров и иных признаков возможного нахождения веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры.

Под пунктом досмотра в настоящих Правилах понимаются специально оборудованные места для проведения досмотра пассажиров и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа.

9. При объявлении высокого («оранжевого») и критического («красного») уровня угрозы досмотру подлежат все пассажиры и посетители, вещи, находящиеся при них, в том числе ручная кладь и багаж.

10. Лица, производящие досмотр, должны быть внимательными и вежливыми в отношении пассажиров и посетителей и не допускать действий, унижающих их достоинство.

11. Досмотр пассажиров либо посетителей с инвалидностью осуществляется вне очереди.

12. Функции работников субъекта транспортной деятельности либо работников субъекта охранной деятельности (далее – работники досмотра) в пункте досмотра распределяются в следующем порядке:

1) работник досмотра № 1 проверяет документы, удостоверяющие личность пассажиров и посетителей (при объявлении высокого («оранжевого») и критического («красного») уровня угрозы); направляет пассажиров и посетителей на досмотр в порядке, исключающем скопление их в пункте досмотра; предлагает предъявить вещества и предметы, запрещенные к перевозке; направляет пассажиров и посетителей для прохождения через стационарный металлообнаружитель (металлодетектор); предлагает выложить имеющиеся металлические предметы, электронные или электрические устройства, фото-, киноаппаратуру; предлагает разместить ручную кладь, багаж и иные предметы на конвейер рентгено-телевизионной установки, следит за правильным расположением вещей на нем, регулирует загрузку конвейера, информирует работника досмотра № 2 о необходимости остановки конвейера рентгено-телевизионной установки; участвует при необходимости в личном досмотре пассажиров;

2) работник досмотра № 2 определяет содержимое багажа по теневому изображению рентгено-телевизионной установки, при необходимости принимает решение о досмотре ручной клади и багажа вручную;

3) работник досмотра № 3 в соответствии с решением работника досмотра № 2 проводит в присутствии пассажира либо посетителя досмотр ручной клади и багажа вручную, при проведении которого внимательно проверяет такие предметы, как термосы, радио и телеаппаратура, переносные компьютеры, радиотелефоны, игрушки большого размера, зонты, трости, книги, торты, формовой хлеб и другие предметы и вещи, которые могут быть использованы для проноса взрывных устройств, оружия и других веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, а также досмотр инвалидных кресел-колясок, осуществляет контроль за досмотренной ручной кладью, багажом и их вручением пассажиру либо посетителю, участвует при необходимости в личном досмотре пассажиров и посетителей;

4) работник досмотра № 4 наблюдает за срабатыванием стационарного металлообнаружителя (металлодетектора), не допуская его обхода пассажирами и посетителями; работает с портативным (ручным) прибором, при необходимости проводит личный досмотр пассажиров и посетителей; не допускает пассажиров и посетителей, не прошедших досмотр, на объекты транспортной инфраструктуры.

В случае появления сигнала стационарного металлообнаружителя (металлодетектора) работник по досмотру № 4:

1) предлагает пассажиру либо посетителю выложить на стол имеющиеся у него в одежде или на теле металлические предметы и повторно пройти через стационарный металлообнаружитель (металлодетектор);

2) определяет места наличия металлических предметов у пассажира либо посетителя с помощью портативного (ручного) прибора;

3) если при повторном досмотре пассажира либо посетителя, вещей, находящихся при нем, в том числе ручной клади и багажа, не были обнаружены вещества и предметы, запрещенные к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, пропускает пассажира либо посетителя на объект транспортной инфраструктуры.

Количество работников досмотра и (или) пунктов досмотра может быть увеличено по решению руководителей объектов транспортной инфраструктуры в зависимости от пассажиропотока либо объявленного уровня террористической опасности. В этом случае функции работников досмотра № 1, 2, 3 и 4 распределяются между количеством работников, фактически задействованных для проведения досмотра.

13. При обнаружении техническими средствами, применяемыми при досмотре, контуров и иных признаков возможного нахождения веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, производится личный досмотр пассажиров и посетителей, включая досмотр вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа.

14. Личный досмотр осуществляется в пределах, необходимых для обнаружения веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры.

Личный досмотр производится лицами одного пола с досматриваемым лицом в специально выделенных помещениях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Запрещается производить в одном помещении одновременно личный досмотр нескольких лиц.

15. При производстве личного досмотра пассажиру либо посетителю предлагается:

1) предъявить имеющиеся у него вещества и предметы, запрещенные к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, и металлические предметы;

2) снять обувь, верхнюю одежду, головные уборы, ремни, пояса и иные предметы, находящиеся при пассажире либо посетителе, для проведения их досмотра вручную и (или) при помощи портативного (ручного) прибора.

Лица, которые вследствие возрастных ограничений и/или функциональных нарушений организма не могут выполнить необходимые действия при производстве личного досмотра, досматриваются в присутствии законных представителей или им оказывается помощь работниками досмотра.

16. При личном досмотре багаж и ручная кладь открываются пассажиром либо посетителем, предъявившим их для досмотра. Содержимое ручной клади и багажа извлекается и прощупывается слой за слоем до тех пор, пока предмет досмотра не окажется пустым, затем пустая ручная кладь и багаж поднимается рукой и проверяется равномерность распределения ее веса. Если возникает подозрение, что вес ручной клади и багажа распределен неравномерно или слишком велик для пустой ручной клади и багажа, то саму ручную кладь и багаж подвергают досмотру на предмет сокрытия запрещенных предметов и производят их досмотр с помощью рентгено-телевизионной установки. Особое внимание обращается на подкладку, внутреннюю отделку, швы, заделку краев соединительной шпилькой с большими шляпками, креплений молний.

17. Результаты личного досмотра оформляются актом. В акте указываются дата и место его составления, фамилия и инициалы работника досмотра, составившего акт, сведения о пассажире либо посетителе, подвергнутого личному досмотру, виде, количестве, иных идентификационных признаках вещей и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, обнаруженных в ходе проведения личного досмотра, либо отметка об их отсутствии. Акт личного досмотра подписывается работником досмотра, его составившим, пассажиром либо посетителем, подвергнутым личному досмотру, и работниками досмотра, принимавшими участие при проведении личного досмотра. В случае отказа пассажира либо посетителя, подвергнутого личному досмотру, от подписания акта, в нем производится соответствующая запись. Копия акта о личном досмотре вручается пассажиру либо посетителю, подвергнутому личному досмотру.

18. При обнаружении в ручной клади и (или) багаже одной единицы оружия, взрывного устройства или взрывчатого вещества досмотр продолжается на предмет выявления дополнительных единиц оружия или взрывчатого вещества, взрывного устройства.

Работникам пункта досмотра не допускается самостоятельно выполнять какие-либо действия относительно обнаруженных веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры.

19. При обнаружении в ходе досмотра веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, представляющих повышенную опасность, (оружие, боеприпасы, взрывные устройства) работники, осуществляющие досмотр, вызывают сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов для их изъятия и производства соответствующих процедур, а также принятия решения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в отношении пассажира либо посетителя, у которого они обнаружены, за исключением случаев наличия соответствующего разрешения на хранение и ношение веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.

20. Если при досмотре и личном досмотре пассажира и вещей, находящихся при нем, в том числе ручной клади и багажа, не были обнаружены вещества и предметы, запрещенные к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, администрация объекта транспортной инфраструктуры, на котором производится такой досмотр, обязана принять необходимые меры, обеспечивающие отправку пассажира тем сообщением, на который у него имеется билет, или очередным таким сообщением, а в случае отказа пассажира от перевозки возместить стоимость билета или его неиспользованной части в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

21. Пассажиры либо посетители, уклоняющиеся от досмотра, личного досмотра, не допускаются на объект транспортной инфраструктуры, о чем составляется соответствующий акт.

3. Требования к проведению досмотра

22. Требования к объектам транспортной инфраструктуры при производстве досмотра, которые должны обеспечивать субъекты транспортной деятельности:

1) наличие пунктов досмотра пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа (далее – пункты досмотра);

2) наличие помещений (комнаты) для проведения личного досмотра, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм;

3) наличие системы видеонаблюдения и видеозаписи, информация на которых сохраняется в течение 15 календарных дней.

23. Пункты досмотра оборудуются:

1) техническими средствами, соответствующими требованиям к техническим средствам, применяемым при досмотре пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, утвержденным Правительством Республики Казахстан;

2) системами видеонаблюдения;

3) столами для производства досмотра ручной клади и багажа;

4) пластиковыми, визуально просматриваемыми емкостями для размещения вещей и предметов досматриваемых лиц в целях досмотра рентгено-телевизионными установками;

5) ограждениями для исключения контактов пассажиров и посетителей, прошедших досмотр, с пассажирами и посетителями, не прошедшими досмотр;

6) стендами с информацией о перечне веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры.

24. Субъекты транспортной деятельности разрабатывают и утверждают положение о подразделении досмотра объектов транспортной инфраструктуры, схему их организационной структуры, схему плана территории объекта транспортной инфраструктуры с указанием пунктов досмотра и помещений (комнат) для проведения личного досмотра.

25. Не допускается привлечение работников досмотра к исполнению несвойственных функциональных обязанностей.