Об утверждении Правил открытия (закрытия), функционирования (эксплуатации), категорирования, классификации, обустройства, а также требований по техническому оснащению и организации работы пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 2013 года № 977

 В соответствии с подпунктом 9) статьи 55 Закона Республики Казахстан от 16 января 2013 года № 70 "О Государственной границе Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила открытия (закрытия), функционирования (эксплуатации), категорирования, классификации, обустройства, а также требования по техническому оснащению и организации работы пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан.

2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан

С. Ахметов

 

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 17 сентября 2013 года № 977

Правила открытия (закрытия), функционирования (эксплуатации), категорирования, классификации, обустройства, а также требования по техническому оснащению и организации работы пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан

1. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок открытия (закрытия), функционирования (эксплуатации), категорирования, классификации, обустройства, а также требования по техническому оснащению и организации работы пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (далее – пункты пропуска).

2. Для обеспечения соблюдения установленного порядка пересечения Государственной границы Республики Казахстан лицами, перемещения через нее транспортных средств, грузов, товаров, животных, растительной продукции и иного имущества (далее - транспортные средства и грузы) в пунктах пропуска осуществляется пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, транспортный и карантинный фитосанитарный контроль (далее – государственный контроль).

2. Порядок открытия пунктов пропуска

3. Для определения целесообразности установления пунктов пропуска заинтересованный государственный орган (далее – инициатор) направляет органам государственного контроля ходатайство об установлении пункта пропуска с приложением следующих материалов, в том числе:

1) сведения о планируемой пропускной способности и сроках открытия пункта пропуска;

2) расчет и обоснование затрат средств на проектирование, строительство и содержание объектов пункта пропуска, а также их оборудования, технического оснащения, создания и развития транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктур, необходимых для организации государственного контроля;

3) схему территории (акватории), на которой планируется разместить объекты пункта пропуска через Государственную границу, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, с обозначением границ зон планируемого размещения;

4) предложения по отводу земельного участка, на котором предполагается размещение объектов пункта пропуска через Государственную границу;

5) согласие местного (областного) исполнительного органа на установление на его территории пункта пропуска (в случае, если не он является инициатором).

4. Органы государственного контроля рассматривают представленные им материалы и в течение пятнадцати рабочих дней со дня их представления направляют свое заключение о целесообразности или отсутствии необходимости открытия пункта пропуска с предложениями по его классификации и необходимой штатной численности органов государственного контроля инициатору.

5. Инициатор направляет предложения, согласованные материалы и заключения органов государственного контроля по установлению пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан в Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 5 в редакции постановления Правительства РК от 23.04.2015 № 258 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6. Вопрос установления пункта пропуска с сопредельным государством согласовывается Министерством иностранных дел Республики Казахстан, после чего Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан разрабатывает в установленном порядке проекты соответствующих соглашений.

Требования настоящего пункта не распространяются на правоотношения, возникающие при рассмотрении вопроса установления морских и воздушных (авиационных) пунктов пропуска.

Сноска. Пункт 6 в редакции постановления Правительства РК от 26.01.2017 № 19 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

7. После заключения соглашения с сопредельным государством об открытии пункта пропуска Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан представляет в Правительство Республики Казахстан согласованный в установленном порядке с заинтересованными государственными органами проект постановления Правительства Республики Казахстан об установлении пункта пропуска с указанием его наименования и статуса.

Сноска. Пункт 7 в редакции постановления Правительства РК от 23.04.2015 № 258 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

8. Принятое в установленном порядке Правительством Республики Казахстан решение об установлении пункта пропуска является основанием для открытия финансирования проектирования, строительства (реконструкции), обустройства объектов и технического оснащения пункта пропуска, создания и развития транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры дальнейшего содержания, а также формирования в нем подразделений органов государственного контроля.

9. После принятия Правительством Республики Казахстан решения об установлении пункта пропуска Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан выполняет функцию заказчика на основе предложений органов государственного контроля, обеспечивает в установленном законодательством Республики Казахстан порядке проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию пункта пропуска.

Сноска. Пункт 9 в редакции постановления Правительства РК от 23.04.2015 № 258 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

10. Пункты пропуска проектируются и строятся как единые комплексы, призванные обеспечивать интенсивное прохождение через них транспортных, грузовых и пассажирских потоков, а также эффективность проведения установленных видов государственного контроля, с учетом положений и требований настоящих Правил.

11. По итогам ввода объектов пункта пропуска в эксплуатацию данные объекты передаются на баланс органов государственного контроля по принадлежности в установленном законодательством порядке.

3. Порядок закрытия пунктов пропуска

12. Пункт пропуска может быть закрыт временно или полностью.

13. Временное закрытие пункта пропуска производится:

1) по решению Правительства Республики Казахстан в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, ситуаций техногенного характера, угрозы распространения карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний людей, заболеваний животных, включенных в список Международного эпизоотического бюро, и/или карантинных вредителей, болезней растений или сорняков и других, делающих невозможным осуществление транспортного сообщения или функционирование органов государственного контроля, ухудшения санитарно-эпидемиологической, фитосанитарной ситуации.

В решении о временном закрытии пункта пропуска указываются сроки и обоснования приостановления функционирования пункта пропуска.

2) в случае, когда проведение государственного контроля препятствует проведению строительных работ (реконструкции) на пунктах пропуска и нарушает требования законодательства Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

3) в случаях, предусмотренных международными договорами.

14. О принятии или отмене решения о временном закрытии пункта пропуска сообщается сопредельному государству в порядке, предусмотренном международным договором, а при необходимости - другим заинтересованным государствам по дипломатическим каналам.

15. Пункт пропуска может быть закрыт полностью на основании:

1) вступления в силу международных договоров Республики Казахстан о прекращении транспортного сообщения через Государственную границу;

2) внесения изменений о закрытии пункта пропуска в соответствующий международный договор, участником которого является Республика Казахстан, либо выхода Республики Казахстан из него, по представлению заинтересованных государственных органов Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей о нецелесообразности или невозможности дальнейшего функционирования пункта пропуска;

3) выхода государства-участника из соответствующего двухстороннего международного договора, участником которого является Республика Казахстан.

16. Кроме того пункт пропуска может быть закрыт полностью по решению Правительства Республики Казахстан на основании представленного органами государственного контроля согласованного заключения о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска.

17. Решением Правительства Республики Казахстан вносятся соответствующие изменения в утвержденный перечень пунктов пропуска. О принятом решении сообщается сопредельному государству по дипломатическим каналам и при необходимости другим заинтересованным государствам.

4. Порядок функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска

18. Содержание (эксплуатация) инфраструктуры пункта пропуска возлагается на государственный орган, на балансе которого он находится.

19. Порядок взаимодействия государственных органов Республики Казахстан при проведении контроля лиц, транспортных средств и грузов при пересечении ими Государственной границы Республики Казахстан в пунктах пропуска определяется совместным актом органов государственного контроля.

20. В каждом пункте пропуска в зависимости от его особенностей (категорирование, классификация, развитие инфраструктуры и технической оснащенности, удаленности от линии границы, времени года) на основе утвержденных типовых схем организации пропуска через Государственную границу разрабатываются и утверждаются совместным решением руководителей органов государственного контроля и транспортных организаций схемы организации пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств и грузов.

Общий распорядок работы пункта пропуска (время начала и окончания работы, технологические перерывы) утверждается совместным решением руководителей контрольных органов по согласованию с администрацией транспортных организаций (начальниками аэропорта, морского или речного порта, пограничного железнодорожного вокзала, станции и иных транспортных предприятий) и согласовывается с пограничными представителями сопредельного государства.

21. При организации совместного контроля в рамках действующих межправительственных соглашений с сопредельными государствами порядок (последовательность) и формы его осуществления определяются отдельными протоколами, разрабатываемыми в соответствии с нормами двухсторонних межправительственных соглашений.

5. Категорирование пунктов пропуска

22. В целях обеспечения развития транзитно-транспортного потенциала, интенсивности международного сообщения, эффективного функционирования пунктов пропуска, создания условия для развития приграничного сотрудничества и надежного уровня противодействия угрозам национальной безопасности в зависимости от классификации по виду международного сообщения, статуса, режима работы, характеру сообщения, порядку функционирования устанавливаются следующие категории пунктов пропуска:

1) 1 категория – интенсивностью пассажирского потока свыше 1000 пассажиров и более 200 единиц автотранспортных средств, статус - международный;

2) 2 категория – интенсивностью пассажирского потока 800-1000 пассажиров и 180-200 единиц автотранспортных средств, статус - международный;

3) 3 категория – интенсивностью пассажирского потока 500-800 пассажиров и 50-180 единиц автотранспортных средств, статус – двухсторонний или международный.

Пункты пропуска 1, 2, 3 категорий создаются в аэропортах, морских портах, железнодорожных станциях и автомагистралях с интенсивным движением, круглосуточным режимом работы в зависимости от интенсивности пассажирского и транспортного потоков.

4) 4 категория – интенсивностью пассажирского потока до 500 пассажиров и 100-150 единиц автотранспортных средств, статус – двухсторонний или международный;

5) 5 категория – интенсивностью пассажирского потока до 300 пассажиров и до 100 единиц автотранспортных средств, статус – двухсторонний.

Пункты пропуска 4, 5 категории создаются на автомобильных дорогах с дневным режимом работы (в светлое время суток) в речных пунктах пропуска и имеют статус международный или двухсторонний в зависимости от интенсивности пассажирского и транспортного потоков.

Категорирование пунктов пропуска учитывается при формировании подразделений государственных органов контроля.

6. Классификация пунктов пропуска

23. Пункты пропуска классифицируются:

1) по виду международного сообщения на:

автомобильные (автодорожные);

железнодорожные;

морские;

речные;

воздушные (авиационные);

пешеходные;

смешанные;

2) по статусу:

многосторонние (международные);

двусторонние;

3) по режиму работы:

дневной (светлое время);

круглосуточный;

4) по характеру сообщения:

грузовые;

пассажирские;

грузопассажирские;

5) по порядку функционирования:

постоянные (работающие на регулярной основе);

сезонные (работающие на нерегулярной основе);

временные.

24. Пункты пропуска предназначены:

1) многосторонние - для пересечения Государственной границы лицами, независимо от их гражданства (подданства), в том числе лицами без гражданства, а также перемещения через нее транспортных средств, грузов, товаров и животных, независимо от государственной принадлежности;

2) двусторонние – для пересечения Государственной границы только гражданами Республики Казахстан и сопредельного государства, а также перемещения через нее транспортных средств, грузов, товаров и животных, предназначенных для использования на территории Республики Казахстан и сопредельного государства.

25. Классификация пункта пропуска определяется международным договором Республики Казахстан.

26. Классификация пункта пропуска изменяется в случае изменения ее в международном договоре, после чего при необходимости проводится реконструкция пункта пропуска для материально-технического переоснащения.

7. Порядок обустройства пунктов пропуска

27. При проектировании и строительстве пунктов пропуска учитываются его географическое положение, рельеф местности, транзитно-транспортный потенциал и возможность осуществления совместного контроля.

28. Определение мест зданий и сооружений в пункте пропуска основывается на принципах:

1) достаточности штатов органов государственного контроля и обеспечения высокой степени надежности контроля в обеспечении национальной безопасности государства;

2) рационального использования технических средств контроля и внедрения новых технологий в процедуре всех видов контроля.

29. Проекты строительства пунктов пропуска согласовываются с органами государственного контроля.

30. К зданиям и сооружениям пунктов пропуска (служебным помещениям в аэропортах, морских портах и железнодорожных станциях, выделенным для пунктов пропуска) предъявляются требования по их соответствию, характеру проводимого государственного контроля и проводимым операциям по оформлению документов пассажиров и транспортных средств и обеспечению условий для лиц, пересекающих Государственную границу, и сотрудников органов государственного контроля.

31. Месторасположение автомобильных пунктов пропуска определяется, исходя из существующей дорожной сети. При реконструкции, связанной с изменением прохождения дорог (перемещением дорожных трасс), месторасположение пунктов пропуска уточняется и согласовывается с компетентными органами сопредельной стороны.

32. Автомобильные пункты пропуска сооружаются в непосредственной близости к Государственной границе.

В зависимости от рельефных условий местности пункты пропуска могут быть отнесены на необходимое расстояние от линии Государственной границы.

33. Автомобильные пункты пропуска размещаются непосредственно на автомобильных дорогах путем расширения дорожного полотна, учитывая симметричное расположение расширения и островного размещения объектов пункта пропуска. При этом создаются условия для исключения объезда пунктов пропуска транспортными средствами.

34. При проектировании предусматривается разделение потоков транспорта и лиц на въезд и выезд, по типам транспортных средств (легковые, грузовые, автобусы, пешеходные направления), ограждение и освещение территории пункта пропуска и мест досмотра транспортных средств.

35. Пункты пропуска проектируются, исходя из обеспечения условий одновременного обслуживания пассажиров в двух направлениях движения, при этом предусматриваются:

1) изолированные залы "въезд" (приход, прилет), "выезд" (отход, вылет) для оформления пассажиров в двух направлениях движения;

2) залы обслуживания особо важных персон (VIP) и бизнес-зал (CIP), залы (помещения) ожидания для пассажиров транзитного (трансферного) следования (только для авиационных и морских пунктов пропуска);

3) служебные помещения для размещения органов государственного контроля и места для осуществления контроля;

4) для временного размещения лиц, которым отказано во въезде в Республику Казахстан, и задержанных лиц изолированные помещения с наличием санитарных узлов (раздельно – мужские и женские), душевых кабин (раздельно – мужские и женские), комнат для кратковременного отдыха.

36. Пункты пропуска имеют две функциональные части:

1) служебную - в которой непосредственно осуществляются все виды контроля;

2) административную - которая служит для размещения подразделений органов государственного контроля и обеспечения их служебной деятельности.

Обе части обособлены (разделены) друг от друга и используются самостоятельно.

37. В случае, когда административное здание пункта пропуска имеет несколько этажей, служебная часть с залами для оформления пассажиров заграничного следования располагается на том этаже, который ближе всего к уровню транспортной площадки (выходу из транспортных средств).

38. Служебная часть разделяется на две части по направлениям движения на въезд и выезд и включает в себя помещения, где проводятся оформление или обслуживание пассажиров заграничного следования.

В каждой части предусматриваются:

1) залы для пассажиров с санитарно-бытовыми условиями для временного пребывания на период контроля (места для сидения, туалетные комнаты). В зале на въезд может быть предусмотрено помещение для размещения консульского пункта Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

2) кабины паспортного контроля (места для проверки паспортов);

3) зона таможенного контроля со стойками для заполнения необходимой документации;

4) помещение для проведения личного досмотра пассажиров (для совместного использования органами пограничного и таможенного контроля);

5) места проведения других видов контроля.

Количество помещений и кабин паспортного контроля определяется на стадии проектирования с учетом предполагаемого пассажиропотока и перспектив его развития.

39. Для удобства лиц, пересекающих Государственную границу, в пунктах пропуска за пределами режимных зон пограничного, таможенного контроля дополнительно размещаются:

1) пункты обмена валюты;

2) кафе (буфеты);

3) офисы различных туристических, транспортных, страховых и других организаций;

4) отделение почты, переговорный пункт;

5) отделения банков второго уровня;

6) медпункт с изолятором.

40. В пунктах пропуска с интенсивным пассажиропотоком возможно обособление входов для пассажиров и сотрудников контрольных органов.

41. В пункте пропуска для размещения органов государственного контроля предусматриваются следующие помещения:

1) рабочие места для проведения государственного контроля;

2) служебные помещения подразделения пограничного органа;

3) служебные помещения подразделения органов государственных доходов;

4) помещение для проведения личного досмотра лиц;

5) служебные помещения для размещения санитарно-карантинного пункта (далее — СКП), пограничного контрольного ветеринарного пункта (далее — ПКВП) и фитосанитарного контрольного поста (далее — ФКП);

6) специальные помещения СКП, ПКВП, ФКП и поста транспортного контроля;

7) лаборатории и изоляторы СКП, ПКВП, ФКП;

8) зал для официальных встреч;

9) помещения для хранения оружия;

10) помещения для размещения серверных, узлов связи;

11) помещения для приема пищи и отдыха;

12) санитарные узлы, душевые (раздельно - мужские и женские);

13) помещения (вольеры) для содержания служебных собак;

14) помещения для системы электропитания и резервного электропитания.

Сноска. Пункт 41 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 23.04.2015 № 258 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

42. Количество помещений для каждой из служб, их площади и наличие специальных требований согласовываются на стадии проектирования с соответствующими органами государственного контроля.

43. Места стоянок транспортных средств заграничного следования в авиационных, морских и железнодорожных пунктах пропуска устанавливаются приказами руководителей соответствующих транспортных организаций по согласованию с подразделениями пограничного контроля и таможенными органами, осуществляющими контроль в данных пунктах пропуска.

В железнодорожных пунктах пропуска оборудуются тупики для отстоя железнодорожных вагонов и контейнерные площадки для проведения дополнительного досмотра органами пограничного контроля и таможенного контроля.

44. С целью исключения доступа посторонних лиц к местам оформления транспортных средств заграничного следования, места стоянок оборудуются ограждением. При этом на досмотровых площадках, въездах и выездах, местах перегруза и павильонах углубленной проверки транспортных средств предусматривается освещение с максимальной интенсивностью.

45. Досмотровые площадки для автотранспорта располагаются таким образом, чтобы все виды контроля осуществлялись непосредственно в полосах движения, а при необходимости проведения специального контроля обеспечивалась возможность вывода транспортного средства из общего потока.

46. Исходя из интенсивности движения, площадки оформления автотранспорта должны иметь необходимое количество контрольных секций, предназначенных для обслуживания одного или нескольких видов автотранспорта. Каждая контрольная секция состоит из одного направляющего островка с двумя контрольными полосами движения по обе стороны. На направляющем островке располагаются специальные контрольные павильоны органов государственного контроля.

47. Ширина направляющих островков составляет не менее 3 метров и оформляются в виде тротуаров по всей длине контрольных полос движения, отделенных от них видимыми бордюрами высотой не менее 0,12 - 0,15 метра.

48. Ширина контрольных полос движения определяется исходя из вида автотранспорта, для движения которого они предназначены:

1) легковых машин - 3 - 3,5 метра;

2) грузовых машин и автобусов - 3,5 метра.

49. С учетом перевоза негабаритных и специальных грузов крайние полосы движения предусматриваются шириной 4,5 метра для каждого направления.

50. Количество контрольных секций и полос движения определяется в зависимости от предполагаемого движения.

51. Контрольные павильоны располагаются по обе стороны направляющих островков для обеспечения одновременного проведения контроля автотранспорта. В них предусматриваются обособленные помещения для сотрудников органов государственного контроля.

52. Площадки оформления автотранспорта оборудуются навесом для защиты от атмосферных осадков.

Для обеспечения пропуска негабаритных грузов необходимо крайнюю полосу движения оставлять открытой.

53. В пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза перед въездом на досмотровую площадку оборудуется пост транспортного контроля, оснащенный весовым оборудованием и другими приспособлениями для замера габаритов.

54. Дорожная коммуникационная система в пунктах пропуска строится с учетом перспектив развития пункта пропуска и обеспечения пропуска максимального количества транспортных средств в часы пик с учетом возможности изменения направления движения транспортных средств.

55. Проезжие части имеют достаточную ширину и обеспечивают условия перестройки транспортных средств до въезда на территорию пункта пропуска.

56. В районе пунктов пропуска обеспечивается эффективное управление движением путем использования горизонтальной маркировки, вертикальных дорожных знаков, светофоров и других указателей.

57. Объекты обслуживания (пункты питания, банковские терминалы, пункты обмена валюты, почта, магазины беспошлинной торговли) размещаются в пунктах пропуска с соблюдением требования законодательства Республики Казахстан по вопросам режима в пунктах пропуска и таможенного режима.

58. В целях обеспечения безопасности и контроля движения в пунктах пропуска создается система специальных преград, барьеров и других устройств, которые приводятся в действие с пульта дежурного по подразделению пограничного контроля. Данная система призвана пресекать возможность несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения соответствующих видов контроля.

В зависимости от функционального назначения барьеры бывают предохранительные и рабочие. Предохранительные барьеры служат для блокировки движения при входах и выходах на режимную территорию пунктов пропуска. Рабочие барьеры служат для контроля за движением в контрольных полосах на досмотровых площадках транспортных средств. Их размеры и конструкция определяются в соответствии с шириной проезжей части или полосой движения, которую они перекрывают. Барьеры снабжаются устройством дистанционного управления из административного здания и контрольных павильонов пограничной службы.

59. Вышеназванные требования реализуются на этапе проектирования и строительства.

8. Требования к техническому оснащению пунктов пропуска

60. Требования по техническому оснащению пунктов пропуска предназначены для их совершенствования в связи с развитием транзитно-транспортного потенциала, расширением, модернизацией, реконструкцией международных путей сообщения.

61. Для проведения установленных видов контроля в пунктах пропуска создаются следующие системы:

1) паспортного контроля;

2) бесконтактного измерения температуры тела лиц;

3) осмотра (досмотра) багажа и ручной клади;

4) осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров;

5) электронного учета автотранспортных средств;

6) автоматического (полосного) определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств;

7) радиационного контроля;

8) обнаружения оружия, наркотиков и других товаров, запрещенных к ввозу, вывозу;

9) связи;

10) телевизионного (видео) наблюдения;

11) пожарной сигнализации;

12) инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализации;

13) интегрированная информационная система;

14) сбора и утилизации биологических отходов;

15) очистки и дезинфекции транспортных средств;

16) обеззараживания подкарантинной продукции;

17) часофикации;

18) резервного электропитания.

62. Перечень и состав систем определяется на этапе проектирования для каждого пункта пропуска с учетом:

1) вида транспортного сообщения (автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской, речной (озерный), пешеходный, смешанный);

2) технологической схемы организации пропуска лиц, транспортных средств грузов и товаров;

3) пропускной способности (интенсивности движения лиц, транспортных средств в сутки, час);

4) разделения потоков транспорта и лиц на въезд и выезд;

5) типов транспортных средств (легковые, грузовые автотранспортные средства, автобусы, морские суда, воздушные суда, пассажирские поезда, железнодорожные грузовые составы, пешеходные направления);

6) установленного режима в пункте пропуска;

7) территории и количества мест осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств, грузов и товаров.

Перечень и состав систем согласовываются с заинтересованными государственными органами.

63. Система паспортного контроля предназначена для выполнения должностными лицами Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан установленных процедур проверки достаточности оснований для пропуска через Государственную границу лиц и строится на основе применения технических средств по проверке документов, интегрированных в Единую информационную систему "Беркут", приборов контроля подлинности документов, вспомогательного оборудования (сканеры дактилоскопические, лупы спектральные люминесцентные), специального программного обеспечения и технических средств пограничного контроля.

При строительстве системы предусматриваются:

1) возможность модификации приборов, аппаратуры для автоматической обработки паспортов и других документов на право пересечения Государственной границы, в том числе с биометрическими параметрами (устройства считывания информации с магнитных полос документов, идентификации по отпечатку пальца, радужной оболочке глаза, изображению лица владельца документа);

2) автоматический и ручной ввод информации, формирование баз данных из национальных и иностранных паспортно-визовых документов с применением программно-технических средств считывания графической информации, машиносчитываемой зоны, штрих-кода и микросхем, размещенных в паспортно-визовых документах;

3) проверка паспортно-визовых документов на соответствие действующим образцам, срока их действия и по лимитам выданных паспортно-визовых документов;

4) проверка по контрольным спискам атрибутов паспортно-визовых документов;

5) обеспечение информационной безопасности;

6) формирование статистических отчетов по результатам пограничного контроля за произвольные промежутки времени.

64. Система бесконтактного измерения температуры предназначена для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела.

Количество приборов для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела определяется плотностью пассажиропотоков и техническими характеристиками оборудования.

65. Система осмотра (досмотра) багажа и ручной клади пассажиров и обслуживающего персонала транспортных средств предназначена для их проверки в целях недопущения перемещения запрещенных (ограниченных) товаров и оборудуется рентгенотелевизионной и другой специальной аппаратурой.

Осмотр (досмотр) багажа и ручной клади пассажиров заграничного следования осуществляется сотрудниками таможни с использованием рентгеноскопической и другой аппаратуры.

66. Система осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров, перемещаемых через Государственную границу, предназначена для их проверки с целью обнаружения товаров, запрещенных (ограниченных) к перемещению через Государственную границу, и включает средства технического контроля различных модификаций, позволяющие обнаруживать товары, запрещенные к перемещению через Государственную границу.

Для осмотра (досмотра) транспортных средств, грузов и товаров применяются приборы различных модификаций, в основе работы которых используются передовые технологии, позволяющие обнаруживать предметы и материалы, запрещенные к ввозу (вывозу) в (из) Республику Казахстан.

67. Система электронного учета автотранспортных средств устанавливается в автомобильных пунктах пропуска и обеспечивает считывание государственных регистрационных номеров, сохранение, ведение базы данных государственных регистрационных знаков автотранспортных средств, пересекших Государственную границу.

68. Система автоматического (поосного) определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств устанавливается на внешней границе Таможенного союза и позволяет в автоматическом режиме определять весовые и габаритные параметры транспортных средств.

69. Система радиационного контроля состоит из стационарной аппаратуры и/или переносного оборудования, позволяющих обнаруживать источники ионизирующего излучения, определять превышение уровня естественного радиационного фона и идентифицировать выявленные источники ионизирующего излучения.

70. Система обнаружения оружия, наркотических средств и других предметов, материалов, товаров, запрещенных (ограниченных) к перемещению предназначена для совместного использования пограничными и таможенными органами и создается на базе стационарных металлоискателей и рентгеноскопических установок, других технических средств.

В пунктах пропуска в аэропортах, морских и речных портах, пограничных железнодорожных станциях данная система интегрируется с системами обеспечения транспортной безопасности.

71. Система связи, включая телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивает взаимодействие органами государственного контроля в пределах пункта пропуска, а также бесперебойную устойчивую связь контрольных органов с взаимодействующими структурами и вышестоящими органами управления.

Система внутренней телефонной связи строится на базе автоматических телефонных станций, коммутаторов директорской связи с емкостью до пятидесяти абонентов (в зависимости от количества кабин паспортного контроля, контрольных павильонов транспортных средств, служебных помещений).

В служебных помещениях подразделений органов государственного контроля устанавливается необходимое количество телефонов с выходом на внутреннюю, междугородную и международную связь и в Интернет.

В пунктах пропуска обеспечивается возможность привязки узлов связи к узлам связи вышестоящих уровней связи соответствующих ведомств.

Система ультракоротковолновой радиосвязи строится на базе стационарной и переносных радиостанций.

72. Система телевизионного видеонаблюдения предназначена для обеспечения визуального контроля пограничными и таможенными органами объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных технических средств.

Система создается с применением телевизионных систем различных типов и обеспечивает возможность ведения наблюдения за объектами (территорией) пункта пропуска в режиме реального времени с сохранением данных.

Органы государственного контроля в пункте пропуска имеют возможность использовать отдельные системы видеонаблюдения либо одну совместную.

Телекамеры системы размещаются в здании, на досмотровых площадках автотранспорта, а также по периметру территории пункта пропуска, при этом часть из них устанавливается демонстративно или скрытно.

73. Система пожарной сигнализации пункта пропуска - совокупность установок пожарной сигнализации и пожаротушения, смонтированных на объектах пункта пропуска и контролируемых с общего пожарного поста, обеспечивающая автоматическое обнаружение пожара, обработку, передачу в заданном виде извещения о пожаре за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре и установок пожаротушения в целях организации ликвидации пожара и безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного пункта пропуска.

Система охранной сигнализации оборудуется с применением стационарной аппаратуры, позволяющей подключить к ней необходимое количество дымовых, температурных датчиков, устанавливаемых во всех помещениях и сооружениях пункта пропуска.

74. Система инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализации оборудуется с применением совместно действующих технических средств охраны, объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций, и предназначена для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию и в режимные зоны пункта пропуска, сбора, обработки и представления в заданном виде информации на пульт оператора.

Система контроля доступа в помещения создается с использованием считывателей магнитных (электронных) карточек.

В авиационных пунктах пропуска администраторами данной системы допуска являются подразделения службы авиационной безопасности, в остальных - подразделения Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

75. Интегрированная информационная система пункта пропуска создается в соответствии с Концепцией формирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза утвержденной решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 19 ноября 2010 года № 60.

76. Система сбора и утилизации биологических отходов устанавливается на внешней границе Таможенного союза и обеспечивает сбор, временное хранение (транспортировку при необходимости до места утилизации) и уничтожение товаров животного и растительного происхождения, выявленных в ручной клади, багаже физических и юридических лиц и почтовых отправлениях.

77. Система очистки и дезинфекции транспортных средств оборудуется в пунктах пропуска и состоит из технических средств, обеспечивающих механическую очистку, мойку и дезинфекцию транспортных средств.

78. Система обеззараживания подкарантинной продукции состоит из технических средств и помещений, обеспечивающих обеззараживание ввозимой через пункты пропуска подкарантинной продукции от карантинных объектов (карантинных вредных организмов).

79. Система часофикации предназначена для создания единой синхронизированной сети точного времени и обеспечения индикации сигналов текущего времени в зданиях, помещениях и других объектах пункта пропуска.

80. Система резервного электропитания предназначена для обеспечения зданий, помещений, сооружений, оборудования пункта пропуска, средств технического контроля электропитанием при аварийном отключении системы электроснабжения и создается при помощи альтернативных источников электропитания, при этом железнодорожные и автомобильные пункты пропуска 1 и 2 категорий обеспечиваются бесперебойной подачей электроэнергии.

9. Требования к организации работы пунктов пропуска

81. Размещение в пунктах пропуска подразделений органов государственного контроля, не задействованных в пропуске через Государственную границу лиц, транспортных средств и грузов, не допускается.

82. В железнодорожных пунктах пропуска проведение всех видов контроля осуществляется непосредственно в транспортном средстве, как во время его стоянки на пограничной железнодорожной станции, так и во время движения от (к) линии Государственной границы либо в специальных павильонах в здании железнодорожного вокзала, а также на платформе железнодорожной станции.

Схемы организации пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров для железнодорожных пунктов пропуска разрабатываются с учетом расписания движения, в котором органом государственного контроля в сфере железнодорожного транспорта предусматриваются стоянки поездов на станциях, определенных в качестве пунктов пропуска, на время, необходимое для проведения всех видов контроля.

Сокращение времени на проведение контроля не допускается.

83. В железнодорожных пунктах пропуска, расположенных на участках железных дорог, находящихся в оперативном управлении иностранных транспортных компаний, но расположенных на территории Республики Казахстан и не имеющих соответствующей инфраструктуры, временно до создания условий контроль пассажирских поездов может осуществляться в пути их следования от железнодорожных станций, где осуществлена посадка пограничного наряда до пункта пропуска либо до линии Государственной границы и обратно, либо в период стоянки пассажирских поездов в пунктах пропуска и на иных станциях, где имеется подразделение пограничного контроля.

84. Контроль в отношении иностранных поездов следующих с территории Российской Федерации на территорию Российской Федерации транзитом через территорию Казахстан проводится только в отношении лиц, осуществивших посадку (высадку) на территории Республики Казахстан.

85. Контроль поездов внутриреспубликанского следования, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, проводится только в отношении лиц, осуществляющих посадку (высадку) на территории Российской Федерации.

86. Контроль лиц, следующих на пассажирских поездах международного следования и неоднократно пересекающих казахстанско-российскую Государственную границу, в пунктах пропуска на территории Республики Казахстан проводится, как правило, один раз.

В случае, если лицо начинает свою поездку с территории Республики Казахстан или сопредельного государства и ранее в отношении него контроль не проводился, то он проводится в первом по пути следования пункте пропуска на территории Республики Казахстан.

Требования настоящего пункта не применяются к лицам, следующим на поездах, указанных в пунктах 85, 86.

Приложение

к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 17 сентября 2013 года № 977

Перечень утративших силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан

1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года № 1240 "О некоторых вопросах функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан".

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 774 "О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 30, ст. 327).

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1373 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года № 1240".

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 2012 года № 533 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года № 1240 "О некоторых вопросах функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2012 г., № 46, ст. 617).

5. Подпункт 1) пункта 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2013 года № 534 "О некоторых вопросах развития экспорта сжиженного углеводородного газа морским путем и внесении изменения и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан".