Об утверждении Правил составления и представления гражданского бюджета на стадиях бюджетного планирования и исполнения бюджетов

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 9 января 2018 года № 15

Правила составления и представления гражданского бюджета на стадиях бюджетного планирования и исполнения бюджетов

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила составления и представления гражданского бюджета на стадиях бюджетного планирования и исполнения бюджетов (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 67-1 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (далее – Бюджетный кодекс) и определяют порядок составления и представления гражданского бюджета в целях информирования общества о формировании и исполнении республиканского и местных бюджетов.

2. Гражданский бюджет – информация, раскрывающая основные положения республиканского и местных бюджетов, публикуемая в средствах массовой информации в доступной для общественности форме.

3. Публикация гражданского бюджета осуществляется с использованием средств массовой информации.

На официальных интернет-ресурсах центральных и местных государственных органов создается отдельная вкладка "Гражданский бюджет".

4. Гражданский бюджет составляется:

по республиканскому бюджету – центральными уполномоченными органами по государственному планированию, бюджетному планированию, исполнению бюджета;

по местному бюджету – на уровне области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), города районного значения, села, поселка, сельского округа – местным уполномоченным органом области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по государственному планированию, местным уполномоченным органом области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по исполнению бюджета, аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;

по расходам бюджета в разрезе бюджетных программ – администраторами бюджетных программ.

5. Гражданский бюджет составляется на следующих стадиях бюджетного процесса: планирования (формирования, утверждения, уточнения), исполнения бюджета.

6. Содержание гражданского бюджета излагается лаконично, понятно, доступно и в легко воспринимаемой для граждан форме, при его публикации используются инфографика, рисунки, схемы, диаграммы, таблицы и другие презентационные формы. Объемные материалы представляются в машиночитаемом формате (например, таблицы – в Excel, текстовый материал – в Word).

7. Разделы гражданского бюджета дополняются иной информацией, специфичной для данного региона. Например, дополнительные стимулирующие выплаты в области образования, оказания социальной помощи населению, уровень безработицы.

Глава 2. Составление гражданского бюджета

Параграф 1. Краткое описание бюджетного процесса Республики Казахстан

8. При составлении гражданского бюджета на официальных интернет – ресурсах центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию, исполнению бюджета и местных уполномоченных органов по государственному планированию, исполнению бюджета, аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов (далее – интернет-ресурсы уполномоченных органов) во вкладке "Гражданский бюджет" размещается краткое описание бюджетного процесса Республики Казахстан.

9. Центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, местными уполномоченными органами по государственному планированию, аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов при описании бюджетного процесса указываются основные процедуры планирования бюджета:

кем и как планируется республиканский бюджет, областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, районный (города областного значения) бюджет, бюджет города районного значения, села, поселка, сельского округа;

кем рассматривается и в соответствии с каким нормативным правовым актом утверждается республиканский бюджет, областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, районный (города областного значения) бюджет, бюджет города районного значения, села, поселка, сельского округа;

в случае внесения изменений и дополнений в Бюджетный кодекс, указывается краткая информация поправок, когда и по какой причине были внесены поправки.

Уполномоченными органами по исполнению бюджета, аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов при описании бюджетного процесса указываются основные процедуры исполнения бюджета:

кто обеспечивает исполнение республиканского бюджета, областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы, районный (города областного значения) бюджет, бюджет города районного значения, села, поселка, сельского округа;

основные этапы исполнения соответствующего бюджета по поступлениям и расходам;

в случае внесения изменений и дополнений в Бюджетный кодекс, указывается краткая информация поправок, когда и по какой причине были внесены поправки;

составления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.

Параграф 2. На стадии планирования (формирования, утверждения, уточнения) бюджета

10. Раздел "на стадии планирования (формирования, утверждения, уточнения) бюджета" содержит подразделы "Основные социально-экономические показатели Республики Казахстан" или "Основные показатели социально-экономического развития региона", "Поступления и расходы республиканского бюджета", "Дефицит (профицит)" соответствующего бюджета.

11. Подраздел "Основные социально-экономические показатели Республики Казахстан" включает прогнозируемую информацию по основным макроэкономическим показателям Республики Казахстан, в том числе: объем валового внутреннего продукта (далее – ВВП); реальное изменение ВВП в % к предыдущему году; ВВП на душу населения; объем добычи нефти и газового конденсата; среднегодовую мировую цену на нефть; инфляцию; экспорт и импорт товаров; сальдо торгового баланса и основные параметры республиканского бюджета на планируемый трехлетний период, которые дают общее представление о государственной политике бюджетных расходов на соответствующий период. Приводится анализ основных параметров республиканского бюджета в сравнении с предыдущими годами.

На республиканском уровне отражаются основные социальные показатели, которые включают в себя показатели: размер прожиточного минимума, месячный расчетный показатель, размер минимальной и среднемесячной номинальной заработной платы, минимальный размер пенсий и базовая пенсионная выплата, уровень безработицы.

Подраздел "Основные показатели социально-экономического развития региона" включает информацию по основным показателям социально-экономического развития на областном уровне, на уровне города республиканского значения, столицы на планируемый трехлетний период, которые дают общее представление о государственной политике бюджетных расходов на соответствующий период, прогнозируемый уровень валового регионального продукта (далее – ВРП) в сравнении с предыдущими годами.

На уровне местных бюджетов отражается месячный расчетный показатель, размер минимальной и среднемесячной заработной платы, минимальный размер пенсий, размеры стипендий, пособий.

12. Подраздел "Поступления и расходы бюджета" включает информацию о планируемых поступлениях и расходах бюджета на трехлетний период путем сравнения с предыдущими годами.

13. В поступлениях бюджета указывается аналитическая информация по:

      налоговым поступлениям;

      неналоговым поступлениям;

      поступлениям от продажи основного капитала;

      поступлениям трансфертов.

14. В расходах бюджета приводится анализ расходов, направленных на реализацию государственных программ, а также анализ расходов по основным приоритетным направлениям на планируемый трехлетний период в сравнении с предыдущими годами в разрезе функциональных групп.

15. В подразделе "Дефицит (профицит)" бюджета указываются, данные объема финансирования дефицита (использование профицита) республиканского бюджета в соответствии с законом о республиканском бюджете или решением маслихата о местном бюджете на соответствующий период.

16. Предусматривается информация о лимите правительственного долга, утверждаемом законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

17. В гражданский бюджет включается информация о предварительной оценке органов государственного аудита и финансового контроля к проекту республиканского бюджета по основным направлениям его расходов.

18. Администраторами бюджетных программ составляется раздел "На стадии планирования (формирования, утверждения, уточнения) бюджета" с включением информации:

о бюджетных программах с описанием планируемых расходов и указанием сумм в миллионах тенге, показателями прямых и конечных результатов;

о планируемых расходах по государственным программам.

Параграф 3. На стадии исполнения бюджета

19. Раздел "на стадии исполнения бюджета" формируется на ежемесячной основе. Один раз подводятся итоги полугодия (полугодовой обзор). По итогам года составляется годовой гражданский бюджет (годовой обзор).

20. В ежемесячном гражданском бюджете на стадии исполнения бюджета указывается информация следующего характера: исполнение по статьям доходов и расходов.

По доходам указываются отчетные данные в сравнении с плановыми данными на отчетный период, в сравнении с плановыми данными на отчетный год, а также в сравнении с фактическими данными предыдущих периодов на соответствующую отчетную дату (не менее последних трех лет). Раскрывается информация за счет каких видов поступлений произошел рост/уменьшение доходов в отчетном периоде.

По расходам указывается текущее исполнение в сравнении с плановыми цифрами на отчетный период, в сравнении с плановыми цифрами на отчетный год, а также в сравнении с фактическим цифрами предыдущих периодов на соответствующую отчетную дату (не менее последних трех лет). Указываются основные приоритетные направления расходов (данные указываются с нарастающим итогом).

21. В полугодовом и годовом обзоре гражданского бюджета на стадии исполнения бюджета дополнительно к информации, предоставляемой на ежемесячной основе проводится анализ:

исполнения основных макроэкономических показателей (ВВП/ВРП, уровень инфляции, уровень безработицы);

уточнения параметров бюджета на соответствующий финансовый год в сравнении с утвержденным бюджетом, с указанием причин и источников уточнения бюджета, включая экономический прогноз, прогнозы доходов и расходов на полный финансовый год, с учетом фактического исполнения.

22. В гражданском бюджете информация по государственному долгу на республиканском уровне содержит динамику государственного долга за последние пять лет в разбивке по структуре долга (долг Правительства Республики Казахстан, долг Национального Банка Республики Казахстан, долг местных исполнительных органов). Также указывается соблюдение отношения государственного долга к ВВП.

23. Гражданский бюджет включает информацию о контрольно-ревизионной работе и итогах контрольных мероприятий.

24. Администраторами бюджетных программ составляется раздел "На стадии исполнения бюджета" с размещением результатов выполнения показателей стратегического плана о достижении целевых индикаторов, отчетов о реализации бюджетных программ, отчетов об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), отчетов о поступлении и расходовании денег от благотворительности и информации по итогам государственного аудита и финансового контроля.

Глава 3. Порядок размещения гражданского бюджета

25. Гражданский бюджет размещается на интернет-ресурсах уполномоченных органов на государственном и русском языках.

При отсутствии интернет-ресурсов у аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов вкладка "Гражданский бюджет" города районного значения, села, поселка, сельского округа размещается на интернет-ресурсе уполномоченных органов по государственному планированию и исполнению бюджета вышестоящего бюджета.

В целях обеспечения удобства пользователей допускается взаимная ссылка на интернет-ресурсы по вкладке "Гражданский бюджет" центральных уполномоченных органов по государственному планированию, бюджетному планированию, исполнению бюджета.

Для широкого информирования населения гражданский бюджет на районном уровне (на уровне города областного значения) публикуется в печатных средствах массовой информации, распространяемой на соответствующей территории.

26. В случае внесения изменений и дополнений в бюджетное законодательство Республики Казахстан законодательная база бюджетного процесса Республики Казахстан и схема бюджетного процесса обновляются в течение двадцати календарных дней после введения в действие соответствующих нормативных правовых актов.

27. По подразделу "на стадии планирования (формирования, утверждения, уточнения) бюджета":

Информация по планированию (формированию) бюджета размещается за пять рабочих дней до срока внесения проекта бюджета на рассмотрение в представительный орган соответствующего уровня (добюджетное заявление или пояснительная записка);

Информация по утверждению (уточнению) бюджета размещается в течение пятнадцати календарных дней после принятия бюджета представительным органом соответствующего уровня.

28. Информация по разделу "на стадии исполнения бюджета" размещается:

до 25 числа следующего за отчетным месяцем;

полугодовой обзор не позднее 1 сентября соответствующего года;

годовой обзор в течение месяца по итогам года после утверждения годового отчета об исполнении бюджета представительным органом соответствующего уровня, одновременно с рекомендациями органов государственного аудита по результатам проверки за отчетный финансовый год (не позднее 1 августа соответствующего года).

Информация по разделу "на стадии контроля (аудита) бюджета" размещается:

до 25 числа следующего за отчетным месяцем;

полугодовой обзор не позднее 1 сентября соответствующего года;

годовой обзор в течение месяца по итогам года после утверждения годового отчета об исполнении бюджета представительным органом соответствующего уровня, одновременно с рекомендациями органов государственного аудита по результатам проверки за отчетный финансовый год (не позднее 1 августа соответствующего года).

29. Информация по государственному долгу, которая содержит аналитическую информацию о состоянии долга на конец финансового года, формируется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и размещается на официальном интернет-ресурсе по итогам года в течение месяца после утверждения годового отчета об исполнении республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан.

30. Составление и представление гражданского бюджета аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек осуществляется с вводом в действие настоящих Правил, аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с 1 января 2020 года.

31. Положения настоящих Правил по составлению и представлению гражданского бюджета государственными органами, применяются с учетом особенностей, установленных законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, регулирующими вопросы государственных секретов, осуществления оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, обеспечения внешнеполитической деятельности, обороноспособности и национальной безопасности страны.

В соответствии со статьей 67-1 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила составления и представления гражданского бюджета на стадиях бюджетного планирования и исполнения бюджетов.

2. Департаменту бюджетного законодательства Министерства финансов Республики Казахстан (Ерназарова З.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Настоящий приказ вводится в действие после дня его государственной регистрации.

 

      Министр                                                                                     Б. Султанов

Утвержден
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 9 января 2018 года № 15