Об утверждении Правил торговли квотами на выбросы парниковых газов и углеродными единицами

Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 11 мая 2012 года № 151-ө.

В целях реализации подпункта 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила торговли квотами на выбросы парниковых газов и углеродными единицами.

2. Департаменту низкоуглеродного развития направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан и обеспечить его официальное опубликование.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр                 Н. Каппаров

 

 Утверждены
приказом Министра
охраны окружающей среды
Республики Казахстан
от 11 мая 2012 года № 151-ө

Правила торговли квотами на выбросы парниковых газов и углеродными единицами

1. Общие положения
1. Настоящие Правила торговли квотами на выбросы парниковых газов и углеродными единицами (далее - Правила) распространяют свое действие на единицы квот и единицы внутреннего сокращения и определяют порядок торговли квотами на выбросы парниковых газов и углеродными единицами, который включает в себя:

1) Единицы квот и единицы внутреннего сокращения выбросов как объект собственности и торговли;

2) Организацию торгов и расчетов по сделкам с единицами квот и единицами внутреннего сокращения выбросов;

3) Организацию первичной продажи квот;

4) Первичную передачу единиц внутреннего сокращения выбросов.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) направление аукциона - аукцион на повышение или понижение;

2) заказчик аукциона - подведомственная организация Министерства охраны окружающей среды, инициирующая аукцион по продаже единиц квот в соответствии с настоящими Правилами;

3) аукцион на повышение - аукцион, при котором участники могут выставлять заявки на покупку единиц квот только по цене равной или выше стартовой цены;

4) цена открытия - цена, с которой начинаются биржевые торги, либо цена первой совершенной биржевой сделки по конкретному биржевому товару (группе товаров) на конкретном биржевом торге;

5) биржевой брокер (далее - брокер) - юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на товарной бирже на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, создаваемое в организационно-правовой форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью и совершающее сделки с биржевым товаром по поручению, за счет и в интересах клиента;

6) биржевой дилер (далее - дилер) - юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на товарной бирже на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, создаваемое в организационно-правовой форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью и совершающее сделки с биржевым товаром в своих интересах и за свой счет, а также по поручению клиента;

7) новые установки - установки, являющиеся источником выбросов парниковых газов и подпадающие под квотирование выбросов парниковых газов, но которые не получили квоты на выбросы парниковых газов при первоначальном распределении в соответствии с Национальным планом распределения квот на выбросы парниковых газов, утверждаемый в соответствии с пунктом 7) статьи 16 Экологического кодекса (далее - Национальный план), и были введены в эксплуатацию в период его действия;

8) инвестор проекта - юридическое лицо, за счет средств которого осуществляется финансирование проекта внутреннего сокращения выбросов парниковых газов;

9) вторичный оборот единиц квот - торговля ранее распределенными единицами квот на товарной бирже;

10) первичная продажа квот - распределение единиц квот в соответствии с Национальным планом среди операторов новых и расширяемых установок, не включенных в Национальный план, осуществляемая посредством их продажи в режиме стандартного аукциона;

11) клиент - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами брокера и (или) дилера для совершения сделок с биржевым товаром;

12) лот - партия единиц квот или единиц внутреннего сокращения выбросов, продаваемая или поставляемая по договору и выставляемая на продажу с аукциона;

13) срочный контракт - контракт на безусловную или условную куплю-продажу базового актива с отсроченным исполнением, к нему относятся фьючерс, опцион;

14) международный регистрационный журнал операций - международная система регистрации произведенных операций с углеродными единицами в национальных реестрах углеродных единиц, управляемая Секретариатом Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, и осуществляемая с целью проверки подлинности операций;

15) опционная сделка – биржевая сделка, объектом которой является опцион;

16) международный договор с количественными обязательствами по сокращению выбросов парниковых газов - Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Нации об изменению климата, либо международный договор, продлевающий или устанавливающий количественные обязательства участвующих в нем государств по сокращению выбросов парниковых газов на период после прекращения действия Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Нации об изменении климата;

17) режим торговли - совокупность условий объявления заявок и заключения сделок в торговой системе товарной биржи;

18) спотовый контракт - контракт, в соответствии с которым продавец и покупатель принимают на себя соответственно обязательства продать и оплатить определенное количество единиц квот на выбросы парниковых газов и углеродных единиц, имеющихся в наличии у продавца в момент заключения контракта, с их передачей покупателю после оплаты, но не позднее десяти рабочих дней со дня заключения контракта;

19) режим стандартного аукциона – режим торговли, при котором биржевые сделки заключаются в ходе аукциона на понижение или повышение по наилучшей цене для покупателя/продавца – инициатора аукциона;

20) трансакция - операция с единицами квот либо единицами внутреннего сокращения выбросов, осуществляемая посредством их перевода с одного счета на другой счет Государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан, включая их выпуск, распределение, передачу, аннулирование, изъятие из обращения, перенос на следующий период квотирования и торговли выбросами парниковых газов;

21) фьючерсная сделка – биржевая сделка с уплатой залога, расчеты по которому проводятся через клиринговый центр, совершаемая со срочными контрактами на товарной бирже, с принятием участниками торгов на себя обязательств поставить (принять) определенное количество биржевого товара в определенный период в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки;

22) международные углеродные единицы - единицы установленного количества, единицы сокращения выбросов, единицы сертифицированного сокращения выбросов, единицы поглощения и другие производные от них углеродные единицы;

23) первичная передача единиц внутреннего сокращения выбросов - передача единиц внутреннего сокращения выбросов инвестору, финансирующему проект внутреннего сокращения выбросов парниковых газов либо увеличения их поглощения;

24) вторичный оборот единиц внутреннего сокращения выбросов - торговля единицами внутреннего сокращения выбросов, осуществляемая после их передачи инвестору (инвесторам) проекта внутреннего сокращения выбросов парниковых газов на товарной бирже;

25) электронная торговая система - комплекс вычислительных средств, программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования товарной биржи, необходимый для проведения электронных биржевых торгов и обеспечивающий автоматизацию процесса заключения биржевых сделок и клиринга, а также сбора, хранения, обработки и раскрытия информации.

Сноска. Пункт 2 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

3. Торговля международными углеродными единицами может осуществляться в Казахстане только после прохождения Республикой Казахстан международных процедур по определению установленного количества в соответствии с международным договором в области изменения климата с количественными обязательствами по сокращению выбросов парниковых газов, ратифицированным Республикой Казахстан и представления соответствующих данных по стране в международный регистрационный журнал операций.

2. Единицы квот и единицы внутреннего сокращения выбросов как объект собственности и торговли
4. Единицы квот и единицы внутреннего сокращения выбросов являются товаром, разрешенным для оборота в Республике Казахстан на условиях, предусмотренных Экологическим кодексом Республики Казахстан.

5. Одна единица квоты и одна единица внутреннего сокращения выбросов приравниваются к одной тонне в эквиваленте двуокиси углерода.

6. Единицы квот и единицы внутреннего сокращения выбросов возникают в качестве объекта гражданских прав с момента их введения в действие и размещения на одном из счетов Государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан.

7. Единицы квот при их вводе в действие размещаются на счете единиц квот Республики Казахстан в Государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан.

8. Единицы квот вводятся в обращение на основании Национального плана и их первичное размещение среди операторов установок осуществляется посредством их бесплатного распределения или продажи единиц квот.

9. Срок действия и обращения единиц квот ограничивается девяноста рабочими днями после даты окончания предоставления отчетности по периоду действия Национального плана, в соответствии с которым они размещены.

Сноска. Пункт 9 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

10. Единицы внутреннего сокращения выбросов при вводе их в действие размещаются на счету оператора (инвестора) проекта, в результате реализации которого получен соответствующий объем сокращений выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения.

11. Единицы внутреннего сокращения выбросов являются бессрочными по сроку действия и обращения, если срок их действия не был ограничен на момент их ввода в обращение.

12. Единицы квот и единицы внутреннего сокращения выбросов, которые аннулированы или выведены из обращения по решению уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, не являются объектом торговли.

3. Организация торгов и расчетов по сделкам с единицами квот и единицами внутреннего сокращения выбросов
13. Торговля единицами квот и единицами внутреннего сокращения выбросов может осуществляется через электронную торговую систему.

14. Товарная биржа организует торговлю единицами квот и единицами внутреннего сокращения выбросов в соответствии с законодательством о товарных биржах в режиме стандартного аукциона (далее - аукцион).

Сноска. Пункт 14 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

15. Для обслуживания торгов и обеспечения клиринга и расчетов по производным финансовым инструментам товарная биржа заключает договор с Государственным реестром углеродных единиц Республики Казахстан о регламенте взаимодействия и осуществления электронного документооборота в процессе клиринга и расчетов.

16. Поставка единиц квот и единиц внутреннего сокращения выбросов производится посредством трансакции по их передаче со счета продавца на счет покупателя в Государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан.

17. Участники биржевой торговли и их клиенты, участвующие в поставке единиц квот и единиц внутреннего сокращения выбросов, открывают для этого счета в Государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан.

18. Трансакции по первичной продаже единиц квот и передаче единиц внутреннего сокращения выбросов инвестору проекта осуществляются соответственно на счета операторов установок и инвесторов проектов внутреннего сокращения выбросов в Государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан.

19. С целью осуществления трансакций по передаче единиц квот и единиц внутреннего сокращения выбросов, связанных с их вторичным оборотом, их участники открывают счета участников торговли углеродными единицами в Государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан.

20. Счета участника торговли углеродными единицами в Государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан открываются для юридических лиц.

4. Организация первичной продажи квот
21. Первичная продажа единиц квот организуется подведомственной организацией уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, назначенной по решению уполномоченного органа в области охраны окружающей среды для осуществления функций по управлению резервом объема квот Национального плана.

22. Первичная продажа единиц квот может осуществляться по единицам квот из резерва объема квот для его распределения среди операторов новых и расширяемых установок, не включенных в Национальный план. Распределение квот среди операторов действующих установок, включенных в Национальный план, осуществляется на бесплатной основе, если продажа квот не предусмотрена Национальным планом на соответствующий период.

23. Первичная продажа единиц квот производится посредством организации и проведения аукционов на товарной бирже.

24. Подведомственная организации уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, осуществляющая функции управления резервом объема квот, оценивает потребности в организации и проведения аукционов по продаже квот на основе заявок, подаваемых операторами новых и расширяемых установок, которые подпадают под требования по квотированию выбросов парниковых газов.

25. Проведение первого аукциона по продаже единиц квот инициируется подведомственной организацией уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, осуществляющей функции управления резервом объема квот, в течение десяти рабочих дней после получения уполномоченным органом в области охраны окружающей среды не менее 2 заявок операторов новых и расширяемых установок на получение квот из резерва объема квот Национального плана. Планирование последующих аукционов по продаже квот осуществляется с учетом минимальной периодичности их проведения не реже, чем каждый год.

Сноска. Пункт 25 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

26. Информация о количестве, периодичности и планируемых периодах проведения аукционов по продаже единиц квот публикуется на интернет-ресурсе уполномоченного органа в области охраны окружающей среды не позднее пятнадцати дней со дня проведения первого аукциона по продаже единиц квот.

Сноска. Пункт 26 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

27. Объем квот, подлежащих продаже с первого аукциона, не может превышать тридцати процентов от резерва объема квот Национального плана. Оставшейся частью квот от резерва объема квот Национального плана подведомственная организация уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, осуществляющая функции управления резервом объема квот, управляет по своему усмотрению.

Сноска. Пункт 27 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

28. Проведение аукционов по продаже квот инициируется подведомственной организацией уполномоченного органа в области охраны окружающей среды посредством подачи товарной бирже через брокерскую/дилерскую компанию заявки в соответствии с Типовыми правилами биржевой торговли, утвержденными постановлением Правительства РК от 8 декабря 2009 года № 2042 (далее – Типовые правила).

Сноска. Пункт 28 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

29. Исключен приказом и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

30. В случае первичной продажи с аукциона единицы квот с одним годом поставки составляют один лот. Общий минимальный размер каждого лота, предназначенного для продажи с аукциона, устанавливается заказчиком в объеме кратном ста тоннам в эквиваленте двуокиси углерода.

Сноска. Пункт 30 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

31. Сроки поставки квот устанавливаются заказчиком аукциона с учетом срока погашения квот, в соответствии с Типовыми правилами.

Сноска. Пункт 31 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

32. Квалификационные требования к клиентам участников торгов, которые намерены принять участие в торгах, проводимых в рамках первичной продажи квот, должны включать требования:

1) быть оператором новой и расширяемой установки, подпадающей под квотирование выбросов парниковых газов в Республике Казахстан, либо быть представителем его интересов;

2) иметь счет оператора установки в Государственном реестре углеродных единиц Республики Казахстан, либо представлять интересы клиента, имеющего такой счет.

33. Период времени, в течение которого запрашивается проведение аукциона, указывается заказчиком аукциона на продажу квот в соответствии с информацией, опубликованной на его интернет-ресурсе.

34. Исключен приказом и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

35. Заказчик аукциона по продаже квот, использует в качестве гарантийного обеспечения только единицы квот, которые находятся в его управлении.

36. Товарная биржа публикует объявление о проведении аукциона на продажу квот в день дачи согласия на проведение аукциона, на интернет-ресурсе биржи в соответствии с Типовыми правилами.

Сноска. Пункт 36 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

37. Лица, заинтересованные в участии в аукционе по продаже квот, подают заявки на участие контактному лицу заказчика аукциона, нарочно либо электронным способом с использованием электронной цифровой подписи.

Сноска. Пункт 37 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

38. Срок для приема заявок исчисляется с даты объявления аукциона и завершается не позднее, чем за пять рабочих дней до проведения аукциона, и не может составлять менее семи рабочих дней.

39. В течение срока, указанного в пункте 38 настоящих Правил, поданная заявка на участие в аукционе может быть отозвана заявителем.

40. Заявка на участие в аукционе подается в произвольной форме с предоставлением документов, подтверждающих соответствие установленным квалификационным требованиям, указанным в пункте 32 настоящих Правил.

41. Заявка на участие в аукционе подписывается уполномоченным должностным лицом и заверяется печатью организации, претендующей на участие в аукционе.

42. Решение о допуске для участия в аукционе по продаже квот осуществляется подведомственной организацией уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, выступающей в качестве заказчика аукциона.

43. В течение двух рабочих дней с даты окончания срока для приема заявок на участие заказчик в лице брокера/дилера направляет товарной бирже список претендентов, допущенных для участия в аукционе.

Сноска. Пункт 43 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

44. В случае, если на участие в аукционе подано менее двух заявок, то аукцион не проводится. Информация об отмене аукциона публикуется товарной биржей на ее интернет-ресурсе в день отмены аукциона.

Сноска. Пункт 44 в редакции приказа и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

4-1. Ценообразование и котировка

Сноска. Правила дополнены главой 4-1 в соответствии с приказом и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 28.02.2014 № 69-ө (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

44-1. Реализация единиц квот и единиц внутреннего сокращения выбросов на товарной бирже производится по свободной цене, устанавливаемой по соглашению сторон биржевой сделки.

44-2. Уровень цен на товарной бирже определяется соотношением спроса и предложения на единицы квот и единицы внутреннего сокращения выбросов на момент проведения биржевых торгов.

44-3. В случае отсутствия на день проведения торгов биржевой котировки цен на единицу квот во вторичном их обороте на товарной бирже, цена за единицу квот определяется с учетом биржевой котировки цен на единицы квот международного независимого поставщика информации, предоставляющего услуги подведомственной организации уполномоченного органа в области охраны окружающей среды для осуществления функций по управлению резервом объема квот Национального плана.

44-4. Котировка цен на товарной бирже производится с целью получения достоверной информации о ценах на единицы квот и единицы внутреннего сокращения выбросов, реализуемые на товарной бирже с учетом сложившейся конъюнктуры рынка.

44-5. Котировка цен на единицы квот и единицы внутреннего сокращения выбросов осуществляется товарной биржей в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

44-6. Цены котировки носят справочный характер и являются ориентировочными для участников биржевой торговли и иных заинтересованных лиц.

5. Первичная передача единиц внутреннего сокращения выбросов
45. Первичная передача единиц внутреннего сокращения выбросов осуществляется посредством трансакций по введению их в действие и передаче на счет инвестора либо оператора проекта, в результате реализации которого получен соответствующий объем сокращений выбросов парниковых газов.

46. Передача единиц внутреннего сокращения выбросов на счет инвестора проекта либо третьего лица, указанного инвестором проекта, осуществляется на основании договора о целевом финансировании проекта по внутреннему сокращению выбросов парниковых газов, заключенного между его инвестором (инвесторами) и оператором.

47. Инвестору проекта либо третьему лицу, указанному им, может передаваться весь объем либо часть объема единиц внутреннего сокращения выбросов, полученных от реализации проекта по сокращению выбросов парниковых газов.

48. Оператор проекта подает заявление на передачу единиц внутреннего сокращения выбросов оператору Государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан после проведения верификации отчета о реализации соответствующего проекта независимой аккредитованной организацией и его утверждения уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

49. Трансакция по передаче единиц внутреннего сокращения выбросов производится оператором Государственного реестра углеродных единиц Республики Казахстан в течение пяти рабочих дней с даты получения заявки на ее проведение от оператора соответствующего проекта с указанием наименования владельца и счета углеродных единиц, на который запрашивается их передача.

50. Единицы внутреннего сокращения выбросов, переданные по результатам реализации соответствующего проекта его инвестору либо третьему лицу, указанному инвестором, могут использоваться ими для погашения квот по установкам, попадающим под требования по квотированию выбросов парниковых газов.

51. Первичная передача единиц внутреннего сокращения выбросов осуществляется без применения к ней требований законодательства Республики Казахстан, установленных в отношении их вторичного оборота, который производится посредством продажи на товарной бирже.