Об утверждении Правил введения временного государственного ценового регулирования на отдельных товарных рынках и (или) на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 июня 2016 года № 262

В соответствии подпунктом 9) пункта 3 статьи 116 и пунктом 2 статьи 119 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила введения временного государственного ценового регулирования на отдельных товарных рынках и (или) на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка.

2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет» в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и на интернет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Министр
национальной экономики
Республики Казахстан                К. Бишимбаев

Утверждены
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 16 июня 2016 года № 262

Правила введения временного государственного ценового регулирования на отдельных товарных рынках и (или) на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка

1. Общие положения

1. Настоящие Правила введения временного государственного ценового регулирования на отдельных товарных рынках и (или) на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 9) пункта 3 статьи 116 и пунктом 2 статьи 119 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и определяют порядок введения временного государственного ценового регулирования на отдельных товарных рынках и (или) на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка.

2. Временное государственное ценовое регулирование вводится на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, в случае защиты национальных интересов Республики Казахстан, в том числе чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, обеспечения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.

3. Временное государственное ценовое регулирование на отдельных товарных рынках и (или) на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка вводится на срок, не превышающий ста восьмидесяти календарных дней в течение одного года.

4. Временное государственное ценовое регулирование на отдельных товарных рынках и (или) на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка вводится решением антимонопольного органа на основании поручений Президента Республики Казахстан или Премьер-Министра Республики Казахстан, а также по собственной инициативе антимонопольного органа на основании обращений физических и (или) юридических лиц.

5. Обязательным условием введения временного государственного ценового регулирования на отдельных товарных рынках и (или) на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка является опубликование соответствующего решения антимонопольного органа в средствах массовой информации.

6. Решение антимонопольного органа о введении временного государственного ценового регулирования вводится в действие:

1) на отдельных товарных рынках со дня его официального опубликования, если иной срок не предусмотрен в решении антимонопольного органа;

2) на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка со дня его официального опубликования.

7. Течение срока временного государственного ценового регулирования начинается на:

1) отдельных товарных рынках - в день официального опубликования решения антимонопольного органа, если иной срок не предусмотрен в решении антимонопольного органа;

2) товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка - в день принятия решения ведомством антимонопольного органа, осуществляющим руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности (далее - ведомство антимонопольного органа) об установлении предельной цены.

8. Срок временного государственного ценового регулирования исчисляется в календарных днях.

9. До введения временного государственного ценового регулирования на отдельных товарных рынках и (или) на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка в действие или в период действия временного государственного ценового регулирования, антимонопольный орган отменяет ранее принятое решение о введении на основании поручения Президента Республики Казахстан или Премьер-Министра Республики Казахстан, а также по собственной инициативе антимонопольного органа на основании обращений физических и (или) юридических лиц.

2. Введение временного государственного ненового регулирования на отдельных товарных рынках

10. Решением антимонопольного органа о введении временного государственного ценового регулирования на отдельных товарных рынках устанавливаются:

1) товарный рынок (наименование товара, географические границы товарного рынка);

2) предельная цена товаров, работ, услуг производимых (реализуемых) субъектами рынка на определенном товарном рынке;

3) срок действия временного государственного ценового регулирования.

11. Предельная цена товаров, работ, услуг производимых (реализуемых) субъектами рынка на определенном товарном рынке, определяется антимонопольным органом:

1) на основе официальной статистической информации уполномоченного органа в области государственной статистики о ценах на товаров, работ, услуг соответствующего товарного рынка;

2) при отсутствии официальной статистической информации уполномоченного органа в области государственной статистики - по результатам запроса информации о ценах на товары, работы, услуги и (или) субъектном составе соответствующего товарного рынка, получаемой от уполномоченного (ых) государственных органов, местных исполнительных органов, субъектов рынка, их объединений, и анализа указанной информации.

12. По результатам анализа информации за основу определения предельной цены на товары, работы, услуги соответствующего товарного рынка берется среднеарифметическое значение цен на товары, работы, услуги соответствующего товарного рынка за последние три календарных года, а также социально-экономические факторы развития региона, страны и (или) соответствующего товарного рынка.

3. Введение временного государственного ценового регулирования на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка

13. Решением антимонопольного органа о введении временного государственного ценового регулирования на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка устанавливаются:

1) субъекты рынка, на товары, работы, услуги в отношении которых вводится временное государственное ценовое регулирование;

2) срок предоставления документов для установления предельной цены на товары, работы, услуги;

3) срок действия временного государственного ценового регулирования.

14. Решение антимонопольного органа о введении временного государственного ценового регулирования на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка в однодневный срок направляется соответствующим субъектам рынка.

15. Срок представления документов на утверждение предельной цены на товары, работы, услуги отдельных субъектов рынка, не может быть более десяти календарных дней со дня введения в действие решения антимонопольного органа.

16. Для установления предельной цены на товары, работы, услуги субъект рынка в установленный срок представляет ведомству антимонопольного органа следующие документы:

1) документы, обосновывающие расходы, учитываемые в себестоимости товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил;

2) бухгалтерский баланс по форме, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года No 143 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за No 10641);

3) отчет о прибылях и убытках по форме, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года No 143 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за No 10641);

4) отчет по труду по форме, утвержденной приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 8 декабря 2014 года No 71 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за No 10125);

5) отчет о финансово-хозяйственной деятельности по форме, утвержденной приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 7 октября 2015 года No 154 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за No 12227);

6) отчет о движении денежных средств и нематериальных активов согласно форме, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года No 143 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за No 10641);

7) сводные данные о доходах и расходах, принятых для расчета отпускных цен, с расшифровками по статьям затрат в целом по предприятию и отдельно по каждому виду;

8) сведения о применяемых нормах расхода сырья и материалов;

9) инвестиционные программы (при наличии);

10) годовая смета затрат, направляемых на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы;

11) расчет амортизационных отчислений с указанием сроков эксплуатации основных средств;

12) документы, подтверждающие фактический и планируемый объем реализации товаров, работ, услуг;

13) утвержденное штатное расписание. При этом, в качестве обосновывающих материалов представляются фактические данные за четыре квартала, предшествующие подаче документов, и за предыдущий календарный год.

17. При формировании предельной цены на товары, работы, услуги субъекта рынка в себестоимости учитываются подтвержденные обосновывающими материалами расходы, непосредственно относящиеся к производству (реализации) товаров, работ, услуг:

1) материальные расходы, определенные исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры), и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии материальных ресурсов на выпуск единицы продукции, товаров работ, услуг и (или) годовых норм материальных ресурсов;

2) на оплату труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством. При этом при определении расходов на оплату труда, в расчет принимается фактическая численность персонала и среднемесячная заработная плата. Расходы на оплату труда административного персонала субъектов рынка, лимитируются исходя из соотношения между максимальным и минимальным уровнем должностных окладов работников субъекта рынка, не превышающего десяти раз.

3) амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, рассчитанные по прямолинейному (равномерному) методу начисления;

4) средства, направляемые субъектом рынка на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, которые включаются в затратную часть цены на основании подтверждающих документов о необходимости такой работы (документальное техническое подтверждение необходимости проведения таких работ, сводные сметные расчеты, объектные, локальных и ресурсные сметы (отдельно по каждому объекту) и т.п.);

5) прочие производственные (реализуемые) расходы, непосредственно относящиеся к производимому (реализуемому) товару, работе, услуге, которые включаются в затратную часть предельной цены на основании подтверждающих документов;

6) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства на реализацию инвестиционной программы (при ее наличии), направленных на расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств, создание и приобретение новых активов, непосредственно задействованных в оказании услуги, на которое вводится временное государственное ценовое регулирование на товары, работы, услуги;

7) на оплату за эмиссию в окружающую среду;

8) на обязательные виды страхования, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, учитываемые в расходах периода.

18. При формировании предельной цены в себестоимости не учитываются расходы, не относящиеся непосредственно к производству (реализации) товаров, работ, услуг, а также не подтвержденные обосновывающими материалами.

19. Формирование предельной цены на товары, работы, услуги осуществляется на основании раздельного учета затрат по каждому виду товаров, работ, услуг.

20. В случае отсутствия у субъекта рынка раздельного учета затрат по видам товаров, работ, услуг, затраты субъекта рынка разделяются по видам реализуемых товаров, работ, услуг на основе косвенных методов, предусматривающих определение затрат, относящихся к определенному виду деятельности субъекта рынка, реализующих товары, работы, услуги по удельному весу доходов (объемов, затрат на оплату груда производственного персонала) в общих затратах субъекта рынка.

21. Уровень прибыли, включаемый в предельную цену, определяется ведомством антимонопольного органа, с учетом обязательств предприятия по текущим займам (в случае наличия), привлеченным на расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств, создание и приобретение новых активов, непосредственно задействованных в оказании услуги, на которое вводится временное государственное ценовое регулирование на товары, работы, услуги.

22. Ведомство антимонопольного органа при рассмотрении документов в случае необходимости запрашивает дополнительную информацию у субъектов рынка. В этом случае срок рассмотрения документов приостанавливается до получения дополнительной информации.

23. Срок рассмотрения ведомством антимонопольного органа документов субъекта рынка на утверждение предельной цены на товары, работы, услуги не должен превышать двадцати календарных дней.

24. В случае непредставления субъектом рынка в установленным срок заявки на утверждение предельной цены ведомство антимонопольного органа утверждает предельную цену на основе официальной статистической информации уполномоченного органа в области государственной статистики, отраслевых государственных и местных исполнительных органов о ценах субъектов рынка, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг, на соответствующем или аналогичном товарном рынке.

25. В случае, предусмотренном пунктом 24 настоящих Правил, предельная цена на товары, работы, услуги субъектов рынка берется из среднеарифметических значении цен на товары, работы, услуги соответствующего товарного рынка за последние три календарных года, а также социально-экономических факторов развития региона, страны и (или) соответствующего товарного рынка.

26. Ведомство антимонопольного органа в установленный настоящими Правилами срок рассмотрения документов принимает решение об установлении предельной цены на товары, работы, услуги субъектов рынка.

27. Решение об установлении предельной цены на товары, работы, услуги в однодневный срок направляется заинтересованным субъектам рынка, а также опубликовывается на интернет-ресурсе ведомства антимонопольного органа.