Об утверждении Программы развития моногородов на 2012-2020 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2012 года № 683

Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 28.06.2014 № 728 (вводится в действие с 01.01.2015).

Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 261 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития моногородов на 2012–2020 годы (далее – Программа).

2. Центральным и местным исполнительным органам принять меры по реализации Программы.

3. Местным исполнительным органам ежеквартально представлять информацию об исполнении бюджетных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы, в Министерство регионального развития Республики Казахстан не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 07.11.2013 № 1169.

4. Ответственным центральным и местным исполнительным органам представлять информацию о ходе реализации Программы в соответствии с Правилами разработки и мониторинга отраслевых программ, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года № 218 «Об утверждении Правил разработки и мониторинга отраслевых программ».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство регионального развития Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 5 в редакции постановления Правительства РК от 07.11.2013 № 1169.

6. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр
Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 25 мая 2012 года № 683

Программа развития моногородов на 2012–2020 годы

1. Паспорт Программы

Сноска. Раздел 1 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 07.11.2013 № 1169.

 

Наименование Программы

Программа развития моногородов на 2012-2020 годы

Основание для разработки

Пункт 3 Общенационального плана по
реализации Послания Президента
Республики народу Казахстана от 27
января 2012 года
«Социально-экономическая модернизация –
главный вектор развития Казахстана»,
утвержденного Указом Президента
Республики Казахстан от 30 января 2012
года № 261

Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию

Министерство регионального развития Республики Казахстан

Цель

Устойчивое социально-экономическое
развитие моногородов в средне- и
долгосрочной перспективе.

Задачи

1. Оптимизация моногородов в
зависимости от производственной емкости
стабильно работающих предприятий.
2. Диверсификация экономики и развитие
малого и среднего бизнеса для
обеспечения оптимальной структуры
занятости населения моногородов.
3. Повышение мобильности трудовых
ресурсов моногородов, стимулирование
добровольного переезда в населенные
пункты с высоким потенциалом
социально-экономического развития и
центры экономического роста.
4. Развитие социальной и инженерной
инфраструктуры моногородов в расчете на
оптимальную численность населения.

Сроки (этапы) реализации

Первый этап 2012 год (пилотный)
Второй этап 2013-2020 годы

Целевые индикаторы

На 2015 год:
1. Увеличить объем промышленного
производства моногородов с низким
экономическим потенциалом в результате
реализации одного или нескольких
«якорных» инвестиционных проектов – не
менее чем на 20 % (в сравнении с 2011
годом).
2. Увеличить количество активно
действующих малых предприятий в
моногородах – в 2 раза (в сравнении с
2011 годом).
3. Снизить долю населения с доходами
ниже прожиточного минимума в
моногородах – до уровня не более 6,0 %.
4. Снизить уровень безработицы в
моногородах – до уровня не более 5,5 %.
На 2020 год:
1. Увеличить количество активно
действующих малых предприятий в
моногородах – в 4 раза (в сравнении с
2011 годом);
2. Снизить долю населения с доходами
ниже прожиточного минимума в
моногородах – до уровня не более 6,0 %
(с учетом совершенствования Методики
определения величины прожиточного
минимума в 2015 году);
3. Снизить уровень безработицы в
моногородах – до уровня не более 5,0 %.

Источники и объемы
финансирования

Финансирование Программы будет
осуществляться за счет и в пределах
средств республиканского и местных
бюджетов, а также иных источников, не
запрещенных законодательством
Республики Казахстан.
Объем финансирования моногородов в
пилотном 2012 году за счет средств
республиканского бюджета составит 6
000,0 млн. тенге на решение
первоочередных проблем.
Ориентировочно из республиканского
бюджета:
на 2013 год – 38 200,0 млн. тенге*,
на 2014 год – 43 200,0 млн. тенге*,
на 2015 год – 53 900,0 млн. тенге*.

2. Введение

Сноска. Раздел 2 с изменениями, внесенным постановлением Правительства РК от 07.11.2013 № 1169.

Программа развития моногородов (далее – Программа) разработана в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года.

Программа является одним из механизмов реализации Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года.

При этом документ является логическим продолжением мер по государственной поддержке развития регионов в рамках программ «Развитие регионов», «Дорожная карта бизнеса 2020», Программы занятости 2020 и других, концентрируя и дополняя их меры в приложении к развитию монопрофильных городов (далее – моногорода) на долгосрочной основе в условиях посткризисного развития страны.

Моногород – это город, где основная часть (20 % и более) промышленного производства и трудоспособного населения сосредоточена на одном или нескольких (немногих) градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля и сырьевой направленности (моноспециализация), которые при этом определяют все экономические и социальные процессы, происходящие в городе.

В категорию моногородов включены города с численностью населения от 10 до 200 тыс. человек, характеризующихся одним из следующих критериев:

1) объем промышленного производства градообразующих предприятий города в основном добывающего сектора составляет более 20 % от общегородского объема производства (моноспециализация);

2) на градообразующих предприятиях города занято более 20 % от общей численности занятого населения;

3) города, в которых градообразующие предприятия частично работают или приостановили деятельность.

При этом ко многим моногородам административно подчинены пригородные поселки и сельские населенные пункты, экономически тесно связанные с городом.

В рамках Программы также рассматриваются отдельные малые города, бывшие моногородами в период плановой экономики, и в настоящее время градообразующие предприятия которых не работают или работают частично.

Перечень моногородов одобрен 20 марта 2012 года на заседании Правительства Республики Казахстан.

Необходимость разработки Программы продиктована объективными условиями и накопившимися социально-экономическими проблемами в моногородах.

Программа направлена на решение существующих социально-экономических проблем моногородов и выявление перспективных направлений их дальнейшего развития, учитывая трудовой и экономический потенциал, а также естественные преимущества.

В настоящее время в Казахстане насчитывается 27 моногородов.

Решение проблем, возникающих в этих городах, в рамках Программы планируется решать системно и в долгосрочном порядке, а не стихийно или спасательным методом.

Местные исполнительные органы при внесении изменений и дополнений в программы развития областей должны учитывать положения настоящей Программы.

При этом в 2012 году в рамках программ развития областей будет начата системная работа по развитию экономики и жизнеобеспечивающей инфраструктуры малых городов и поселков, имеющих проблемы, характерные для моногородов, путем разработки акиматами областей комплексных планов развития каждого малого города, не включенного в перечень моногородов Программы, в соответствии с рекомендациями, разработанными уполномоченным органом, с учетом финансирования мероприятий из местного бюджета.

Государственные органы и иные организации, ответственные за достижение цели, целевых индикаторов, задач (направлений), показателей результатов и термины, употребляемые в Программе:

1) уполномоченный орган - Министерство регионального развития Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган),

2) координатор Программы - структурное подразделение местного исполнительного органа, определяемое акимами областей, ответственное за реализацию программы на областном уровне;

2-1) координатор Программы на местном уровне - структурное подразделение местного исполнительного органа моногорода/района, определяемое акимами областей, ответственное за реализацию программы в моногороде;

3) финансовый агент – АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (далее – АО «ФРП «Даму»), осуществляющее в рамках Программы те же функции, что и в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020»,

4) конкурсная комиссия – орган по выработке рекомендаций для региональных координационных советов по отбору грантов на создание новых производств в моногородах на конкурсной основе, реализуемых в рамках Программы;

5) рабочая группа – созданная при уполномоченном органе рабочая группа по отбору инвестиционных проектов комплексных планов развития моногородов на конкурсной основе, реализуемых в рамках Программы;

6) межведомственная комиссия по вопросам региональной политики – консультативно-совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан по вопросам региональной политики (далее – МВК);

7) «якорный» инвестиционный проект – средний и крупный инвестиционный проект Карты индустриализации, реализуемый в несырьевых секторах экономики Казахстана и направленный на диверсификацию экономики моногорода, на котором планируется создание не менее 100 рабочих мест;

8) уполномоченная региональная организация - национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, социально-предпринимательские корпорации, а также банк или организация со стопроцентным участием государства, осуществляющие отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики;

9) региональный координационный совет (РКС) - консультативно-совещательный орган, созданный и действующий в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020».

3. Анализ современного социально-экономического положения моногородов

1. Общая характеристика моногородов.

В Республике Казахстан одним из наследий плановой экономики стали монопрофильные населенные пункты, образованные по принципам развития территориально-производственных комплексов, в которых производственные циклы (производственная составляющая) были неразрывно связаны с социальной и экологической ответственностью предприятий перед населением.

В Казахстане перечень моногородов включает 27 городов, численность населения которых составляет 1,53 млн. человек, или 16,8 % городского населения страны (приложение 1), из них 16 городов являются административными центрами соответствующих районов, 11 городов не являются центрами районов – Степногорск, Текели, Серебрянск, Курчатов, Шахтинск, Сарань, Каражал, Лисаковск, Аркалык, Аксу, Жанаозен. Часть из них является городами областного значения, часть потеряла статус районных центров в результате слияния районов.

Перечень моногородов Казахстана в основном составляют малые города с численностью населения до 50 тыс. человек, за исключением четырех средних городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек – Темиртау, Рудный, Жанаозен, Экибастуз.

Анализ экономической базы городов, их отраслевой структуры, данных об основных градообразующих предприятиях позволил выделить следующие три функциональных типа городов:

1) города с преимущественным развитием добывающей промышленности – 21 город:

добыча угля – Абай, Сарань, Шахтинск, Экибастуз;

добыча нефти и газа – Аксай, Кульсары, Жанаозен;

добыча металлических руд – Аркалык, Балхаш, Зыряновск, Каражал, Кентау, Лисаковск, Риддер, Рудный, Текели, Хромтау;

добыча прочих видов сырьевых ресурсов - Жанатас, Каратау, Житикара;

2) города с преимущественным развитием обрабатывающей промышленности – 6 городов:

химическая промышленность – Серебрянск;

машиностроение, металлургическая промышленность (золото), урановое производство – Степногорск;

металлургическая промышленность – Аксу, Жезказган, Сатпаев, Темиртау;

3) научно-промышленный центр – город Курчатов.

По текущему состоянию градообразующего предприятия различают:

1) моногорода, в которых градообразующее предприятие функционирует (19 городов) – Абай, Аксай, Аксу, Балхаш, Жанаозен, Жезказган, Житикара, Зыряновск, Каражал, Кульсары, Курчатов, Лисаковск, Риддер, Рудный, Сатпаев, Темиртау, Хромтау, Шахтинск, Экибастуз;

2) моногорода, в которых градообразующее предприятие функционирует частично (5 городов) – Аркалык, Жанатас, Каратау, Сарань, Степногорск;

3) моногорода, в которых градообразующее предприятие не функционирует (3 города) – Кентау, Серебрянск, Текели.

Моногорода районного подчинения не имеют самостоятельных бюджетов и финансируются по планам финансирования из районных бюджетов. При этом бюджеты районов носят в основном дотационный характер.

2. Состояние промышленного производства и малого бизнеса.

В моногородах сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Казахстана.

Так, город Степногорск является центром промышленного производства, занимающим значительную долю в общем объеме промышленного производства Акмолинской области (32,3 % в 2009 году, 27,5 % в 2010 году, 28,9 % в 2011 году).

На территории города Хромтау Актюбинской области добывается весь объем хромовой руды в Казахстане и 95 % хромовых руд в СНГ.

В городе Житикара Костанайской области находится единственный в Казахстане асбестовый комбинат АО «Костанайские минералы», который занимается добычей и обогащением руд хризотил-асбеста и производством на этой основе товарного асбеста.

Большое влияние на экономику Костанайской области оказывают результаты работы АО «Соколовско-Сарыбайского горно-обогатительного производственного объединения» (добыча железной руды), расположенного в городе Рудном. Доля предприятия в общем объеме промышленного производства области составляет 57 %, а по налогам – 62,4 %.

Для выполнения специальных работ, в основном в оборонной отрасли, в Советском Союзе были созданы закрытые административно-территориальные образования, которые в настоящее время также необходимо отнести к моногородам. В Казахстане к таким городам относится город Курчатов.

Промышленное производство в моногородах характеризуется выраженной специализацией на одной-двух отраслях, а другие отрасли развиты незначительно, либо градообразующие промышленные предприятия перестали функционировать. Снижение объема производства или остановка градообразующих предприятий приводят к общему ухудшению социально-экономической ситуации в городе.

Объем промышленного производства на душу населения превышает среднереспубликанский уровень в моногородах – центрах добычи нефти, газа и металлических руд (Аксай, Аксу, Каражал, Хромтау, Зыряновск, Кульсары, Риддер).

Развитие моногородов, расположенных в местах добычи полезных ископаемых, происходит в зависимости от стадии жизненного цикла месторождений, востребованности и уровня спроса на продукцию.

Моногорода, находящиеся в районах освоения новых нефтяных и газовых месторождений на западе Казахстана (Аксай, Жанаозен, Кульсары), имеют высокие темпы роста производства, большие объемы инвестиций и высокие доходы населения.

В то же время имеется ряд моногородов с градообразующими предприятиями добывающего профиля, положение которых значительно ухудшилось вследствие спада производства из-за истощения запасов полезных ископаемых, снижения спроса на продукцию. К ним относятся города Аркалык (истощение запасов бокситов), Текели (низкое содержание цветных металлов в руде), Житикара (снижение спроса на асбест), и другие.

Предприятия обрабатывающей промышленности в моногородах простаивают или частично загружены из-за низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции, отсутствия спроса, удаленности рынков сбыта или высоких тарифов на транспортировку (например, город Серебрянск). Их положение усугубляется физически и морально устаревшим оборудованием, потерей квалифицированных кадров в результате миграции.

Среди моногородов выделяется группа городов, в которых свернуто или сведено до минимума промышленное производство – Жанатас, Каратау, Серебрянск.

Развитию малого бизнеса в моногородах препятствуют низкий производственный и потребительский спрос, недоступность финансово-кредитных ресурсов, обусловленная отсутствием у предпринимателей ликвидного залогового имущества.

3. Социальное развитие.

1) население:

общая численность населения моногородов в 2011 году составила 1,53 млн. человек.

Несмотря на общий рост населения в моногородах за десятилетний период (на 4 %), в 11 из них произошло сокращение численности населения на 11,8 %. В результате значительная убыль численности населения наблюдается в городах Аркалык – на 33,5 %, Каражал – на 19,5 %, Абай – на 19,3 %, Жанатас – на 18,2 % и Серебрянск – на 16,3 %.

Основные причины миграционного оттока населения из моногородов – высокий уровень безработицы и самозанятости, низкие денежные доходы населения, стремление к получению образования.

Другой проблемой миграционного оттока населения трудоспособного возраста из моногородов стала тенденция старения населения. В некоторых городах доля населения старше трудоспособного возраста превышает 18 % (Лисаковск, Риддер и другие).

2) занятость и безработица:

проблемой большинства моногородов в настоящее время являются отсутствие работы и, как следствие, высокий уровень безработицы и доли самозанятого населения.

Высокие показатели уровня безработицы по сравнению с уровнем по республике (7,2 % в 2009 году) наблюдаются в городах Аркалык (9,4 %), Кентау (8,7 %), Аксу (7,9 %).

Кроме того, в большинстве моногородов более трети экономически активного населения входят в категорию самозанятых.

Высокие показатели самостоятельного занятого населения наблюдаются в городах Каратау (49,7 %), Аркалык (49,3 %), Житикара (47,0 %), Жанатас (37,1 %) и Кульсары (30,7 %).

На рынке труда сохраняется несоответствие спроса и предложения.

Со стороны предложения на рынке труда в настоящее время выступают в основном бывшие сельские жители, которые переехали из близлежащих сельских районов. Квалификация переехавших сельских жителей зачастую очень низкая и не соответствует требованиям рынка труда.

Вследствие этого возникает необходимость принятия мер по воспроизводству кадрового потенциала на новой качественной основе, исходя из перспектив и приоритетов развития экономики моногородов.

3) уровень жизни населения:

прямым следствием проблем на рынке труда является сохранение высокого уровня бедности в моногородах. Среднедушевые доходы большинства моногородов не достигают среднеобластного уровня.

Так, в городах Аркалык, Кентау, Балхаш, Сарань среднедушевые денежные доходы составили 80-85 % к среднеобластному уровню, а в городе Хромтау – 73 %.

Основными источниками доходов населения моногородов являются заработная плата на предприятиях и организациях (в основном бюджетных), доля которой составляет в общей сумме доходов 50-60 %, пенсии, стипендии, различные пособия составляют до 20-30 % доходов, поступления от подсобного хозяйства – 10-15 %, остальное – помощь близких и друзей.

4. Инженерная и социальная инфраструктура.

По транспортному расположению моногорода можно разделить на две группы: города, находящиеся вдоль железнодорожных линий (20 городов), и города, находящиеся в отдалении от железных дорог либо в железнодорожном тупике (7 городов).

Из 27 моногородов страны вдоль автомобильных дорог международного значения находятся 7 городов, республиканского значения – 14, местного значения – 7.

Неудовлетворительное состояние производственной инфраструктуры является одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие моногородов. Особенно остро стоит проблема транспортной удаленности и плохого состояния автомобильных дорог.

Удаленность от крупных рынков сбыта, городских агломераций, транспортная тупиковость затрудняют развитие таких городов, как Аркалык (590 км), Жезказган (550 км) и другие. Они связаны с областными центрами автомобильными дорогами, требующими значительных реабилитационных работ.

Неудовлетворительное состояние инженерной и социальной инфраструктуры является одной из важных проблем моногородов страны.

Высокий износ водопроводных, канализационных, тепловых и электрических сетей требует значительных финансовых вложений. Так, в половине моногородов (14 городов) износ электрических сетей достигает 70 %. При этом самые высокие показатели характерны для городов Аксай (94 %), Риддер (82 %) и Житикара (81,3 %). Высокий износ тепловых сетей наблюдается в городе Текели (80%), Зыряновске (80 %), Серебрянске (78 %), Курчатове (68 %), износ водопроводных сетей – в городах Жанатасе (95 %), Зыряновске (82 %), Серебрянске (75 %), Курчатове (74 %), Каратау (60 %), Кентау (60 %).

В моногородах наблюдается высокий уровень аварийных домов.

Самые худшие показатели доли общей площади аварийных домов к общей площади жилого фонда наблюдается в городах Аркалык (84,7 %), Абай (36,7 %), Жанаозен (10,9 %), Каратау (8,4 %) и Жанатас (7,1 %).

На качество безопасности жизнедеятельности, а также уровень защиты экономического потенциала моногородов отрицательное воздействие оказывают негативные последствия техногенных факторов и аномальных природных явлений, высокое антропогенное давление на окружающую среду и, безусловно, незавершенность построения инфраструктуры противодействия сезонным паводкам и наводнениям, селям, оползням и лавинам, пожарам, землетрясениям, медико-санитарным последствиям чрезвычайных ситуаций.

Основные проблемы социальной инфраструктуры моногородов связаны также с нехваткой детских дошкольных организаций, низкой обеспеченностью населения медицинскими кадрами и другие. Так, показатель охвата дошкольным образованием составляет в городе Каратау 34,8 %, в городе Жанатасе – 35,4 %, что значительно ниже республиканского уровня (65,4 % для детей 3-6 лет).

5. Экологическая ситуация.

Экологическими последствиями промышленного развития моногородов являются загрязнение атмосферного воздуха, химическое заражение почв, поверхностных пресных вод и рыбных запасов в водоемах, повышение уровня заболеваемости населения.

Источниками экологического неблагополучия являются:

1) скопления зольных отвалов, стихийные свалки и отсутствие общегородских очистных сооружений;

2) плохое состояние канализационных сетей и полей фильтрации, расположенных вблизи городов;

3) большие объемы отвалов и хвостохранилищ горнодобывающих предприятий;

4) выбросы загрязняющих веществ от многочисленных небольших котельных, работающих на твердом топливе.

6. Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие моногородов.

За прошедший период в большинстве моногородов страны образовался комплекс проблем, в основном связанных с состоянием градообразующих предприятий или доминирующей отрасли.

Снижение объемов производства, частичная или полная остановка градообразующих предприятий привели к значительному ухудшению социально-экономической ситуации в моногородах.

Сокращение численности занятых, ухудшение условий проживания жителей, рост социальной напряженности – вот основные проблемы большинства моногородов Казахстана.

Так, например, за последние 20-25 лет существенно снизилось количество работников на таких предприятиях, как ПО «Каратау» (в настоящее время ТОО «Казфосфат») – с 10,6 тыс. человек до 1,5 тыс. человек. Другим примером является ПО «Карагандарезинотехника» в городе Сарани, где в 1985 году было занято около 7 тыс. человек, а в настоящее время – не более 500 человек. Такая же ситуация наблюдается и в большинстве других моногородов страны.

Основными причинами снижения объема производства и остановки деятельности градообразующих предприятий являются истощение сырьевой базы добывающих предприятий, низкая конкурентоспособность производимой продукции, устаревшие технологии на градообразующих предприятиях, разрыв технологических цепочек, связанный с распадом Советского Союза.

Таким образом, анализ экономики и социальной сферы моногородов позволил выделить присущие им основные проблемы. К ним относятся:

1) экономические проблемы:

остановка либо угроза остановки основного градообразующего предприятия (истощение рудной базы добывающих предприятий городов, неконкурентоспособная продукция);

низкая степень диверсификации экономики города;

высокая зависимость занятости населения от градообразующего предприятия;

высокая степень зависимости городского бюджета от налоговых поступлений от градообразующего предприятия и сокращение налоговой базы.

2) социальные проблемы:

высокий уровень безработицы;

низкий уровень доходов населения большинства моногородов, низкое качество жизни в целом;

сокращение численности населения в большинстве моногородов;

возможные тенденции роста социальной напряженности.

3) проблемы жизнеобеспечивающей инфраструктуры:

высокая степень износа инженерной и социальной инфраструктуры;

высокая экологическая нагрузка на территорию;

значительная подверженность территорий чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

7. Мировой опыт решения проблем моногородов.

При разработке мер по развитию моногородов учитывался мировой опыт решения проблем монопрофильных населенных пунктов.

Зачастую проблемы и условия в некоторых моногородах в разных странах мира и в разные периоды являются схожими с ситуацией в настоящее время в моногородах Казахстана.

Монопрофильность городов – не уникальная черта казахстанской экономики. Узкоспециализированные города широко распространены и в других странах мира.

Разные страны выбирали разные пути для решения проблем своих моногородов. Наиболее близки к нашим проблемы моногородов таких стран, как Германия, Австралия, Япония и США.

Например, в Германии для решения проблем, возникших в связи со спадом в угольной промышленности Рурского бассейна, государством был введен налог – «угольный пфеннинг» для субсидирования угольной отрасли.

Примечателен в мировой практике развития моногородов опыт города Теннант-Крик (Австралия). После истощения угольных шахт города для сохранения уровня занятости государством и градообразующим предприятием был организован переезд специалистов и шахтеров на другие месторождения, что позволило сохранить не только рабочие места, но и кадровый потенциал.

В Японии решение проблем моногородов также осуществлялось совместно государством и градообразующим предприятием. Здесь был организован перевод части сотрудников на производственные мощности компании в других городах. При этом градообразующим предприятием были созданы новые малые предприятия в различных сферах экономики (электроника и информационные системы; производство товаров для жизни и продуктов питания; создание технопарка).

Одним из успешных примеров диверсификации экономики моногорода считается опыт города Бирмингем (США). Используя естественные преимущества города и продуманную политику правительства по привлечению инвестиций (например, мелких производителей на свободные производственные площади, развитие инфраструктуры высшего образования и другие меры), город смог решить проблемы, связанные с закрытием градообразующих металлургических предприятий.

Как видно из мировой практики наиболее успешными в решении своих проблем оказались города, в которых прослеживалась высокая совместная заинтересованность как со стороны государства, так и со стороны градообразующего предприятия.

Значительный прогресс наблюдается в тех моногородах, где основные усилия были направлены на стимулирование предпринимательства – курсы переподготовки, организация бизнес-инкубаторов, создание новых производств градообразующим предприятием, налоговые льготы.

Также одним из путей решения проблем моногородов являются так называемые «якорные» проекты по размещению альтернативных производств, направленные на долгосрочную диверсификацию экономики городов.

4. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

     

Цель Программы

Устойчивое социально-экономическое развитие моногородов в средне- и долгосрочной перспективе.

Целевые индикаторы Программы

На 2015 год:

1) увеличить объем промышленного производства моногородов с низким экономическим потенциалом в результате реализации одного или нескольких «якорных» инвестиционных проектов – не менее чем на 20% (в сравнении с 2011 годом);

2) увеличить количество активно действующих малых предприятий в моногородах – в 2 раза (в сравнении с 2011 годом);

3) снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в моногородах – до уровня не более 6%;

4) снизить уровень безработицы в моногородах – до уровня не более 5,5%.

На 2020 год:

1) увеличить количество активно действующих малых предприятий в моногородах – в 4 раза (в сравнении с 2011 годом);

2) снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в моногородах – до уровня не более 6 % (с учетом совершенствования Методики определения величины прожиточного минимума в 2015 году);

3) снизить уровень безработицы в моногородах – до уровня не более 5,0%.

Задачи

Сноска. Подраздел с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 07.11.2013 № 1169; от 30.10.2014 № 1154 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Решение задач в рамках реализации Программы будет осуществляться по четырем направлениям:

1. Оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости стабильно работающих предприятий.

2. Диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса для обеспечения оптимальной структуры занятости населения моногородов.

3. Повышение мобильности трудовых ресурсов моногородов, стимулирование добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста.

4. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры моногородов в расчете на оптимальную численность населения.

В целях решения задач Программы уполномоченным органом будут приняты меры по совершенствованию нормативной правовой базы.

Между уполномоченным органом и акимами областей будут заключаться соглашения о результатах по достижению целевых индикаторов, определенных Программой.

В рамках реализации Программы местными исполнительными органами в соответствии с рекомендациями уполномоченного органа (приложение 2) проведена группировка моногородов на города с высоким, средним и низким экономическим потенциалом, на основе чего будут дифференцированы и подходы (меры) по решению их проблем.

В целом с учетом мирового опыта и анализа имеющихся проблем в рамках Программы предлагается следующая приоритезация мер государственной поддержки моногородов:

Приоритет 1. Решение первоочередных острых проблем моногородов с низким потенциалом.

Приоритет 2. Создание условий для развития моногородов со средним потенциалом.

Приоритет 3. Дальнейшее устойчивое развитие моногородов с высоким потенциалом.

Моногорода с высоким потенциалом рассматриваются как города, которые могут развиваться в условиях текущей конкуренции и в рамках принятых государственных программных документов, в том числе программ развития областей на пятилетний период.

Первое направление: Оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости стабильно работающих предприятий.

1. Выявление экономического потенциала и новых перспективных специализаций моногородов.

В рамках данного направления будут выявлены экономический потенциал каждого моногорода, факторы, оказывающие негативное влияние на их развитие, а также перспективные новые специализации моногородов.

Уполномоченный орган совместно с местными исполнительными органами проведет системную диагностику и маркетинговый анализ состояния и перспектив каждого моногорода. Государственная поддержка будет направлена на максимальное использование потенциала и первоочередное решение наиболее острых проблем моногородов.

При этом механизмы государственной политики поддержки будут дифференцированы в зависимости от потенциала моногорода. Моногорода с высоким потенциалом развития будут развиваться в рамках общей политики повышения конкурентоспособности с проведением мониторинга их развития. Моногородам с низким и средним экономическим потенциалом будет оказана целевая поддержка в рамках Программы для повышения их потенциала в более высокую категорию.

Уполномоченный орган обеспечит также координацию поддержки развития моногородов со стороны центральных государственных органов и других организаций.

2. Разработка комплексных планов развития моногородов.

Местные исполнительные органы разработают комплексные планы развития моногородов (далее – КПР) на долгосрочную перспективу с определением перспектив развития, прогнозируемой численности населения и новых специализаций моногородов.

Уполномоченный орган разработал рекомендации по разработке КПР, в соответствии с которыми КПР моногорода должен содержать:

1) цели, задачи и приоритетные направления развития;

2) систему целевых показателей и индикаторов;

3) механизмы реализации, мероприятия и инвестиционные проекты;

4) меры по совершенствованию деятельности местных исполнительных органов в части развития моногородов.

КПР должен обеспечить рост конкурентоспособности, устойчивое развитие моногородов в долгосрочной перспективе, диверсификацию структуры экономики, развитие предпринимательства и деловой активности, повышение качества жизни населения, интеграцию в развитие региона и страны в целом с развитием соответствующей инфраструктуры.

3. Корректировка генеральных планов моногородов.

Корректировка генеральных планов будет направлена на развитие и модернизацию социальной, жилищной и инженерной инфраструктуры с учетом прогнозируемой численности населения.

Планы по развитию социальной, жилищной и инженерной инфраструктуры должны содержать меры по их развитию, модернизации и оптимизации, исходя из перспективной численности населения в зависимости от производственной емкости стабильно работающих предприятий.

Второе направление: Диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса для обеспечения оптимальной структуры занятости населения моногородов.

В рамках данного направления реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия.

1. Реализация «якорных» инвестиционных проектов для долгосрочной диверсификации экономики моногородов.

Местными исполнительными органами совместно с уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности будут отобраны 1-3 «якорных» инвестиционных проектов для реализации в каждом моногороде.

Кроме того, АО «ФНБ «Самрук-Казына», социально-предпринимательскими корпорациями (далее – СПК) будет рассмотрена возможность вхождения в уставный капитал организаций, создаваемых в моногородах для реализации «якорных» инвестиционных проектов, исходя из специфики компании, финансово-экономической и производственной целесообразности проекта.

При этом для участия СПК в данных проектах в моногородах проводится увеличение уставного капитала СПК в порядке, определяемом бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Государственная поддержка «якорных» инвестиционных проектов будет осуществляться в рамках действующих программ поддержки предпринимательства (программ «Дорожная карта бизнеса 2020», «Производительность 2020» и других отраслевых программ).

Государственная поддержка реализации проектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться путем оказания мер, указанных в подразделе 6 данного направления.

2. Размещение национальными холдингами вспомогательных и обслуживающих производств, заказов в моногородах с учетом их специфики.

АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро» будут приняты меры по возможной реализации инвестиционных проектов в моногородах, исходя из специфики компании, финансово-экономической и производственной целесообразности проекта.

3. Размещение градообразующими предприятиями вспомогательных и обслуживающих производств, заказов в моногородах с учетом их специфики.

Местными исполнительными органами совместно с градообразующими предприятиями будут приняты меры по реализации не менее одного инвестиционного проекта в каждом моногороде в соответствии с его специализацией.

4. Восстановление прежней специализации в моногородах.

Данные меры будут реализованы путем:

1) привлечения стратегического инвестора для модернизации действующей специализации на примере опыта АО «Еврохим» в городах Каратау и Жанатас.

Для привлечения стратегического инвестора в рамках Программы Министерством индустрии и новых технологий будут приняты меры по оказанию государственной поддержки в рамках Национального плана по привлечению инвестиций.

Также будут рассмотрены возможности предоставления права недропользования на основе прямых переговоров с уполномоченным органом для предприятий с ограниченным сроком эксплуатации отрабатываемого месторождения полезных ископаемых.

2) выявления перспективных месторождений полезных ископаемых, находящихся вблизи моногородов, с определением мер по их доразведке с участием АО «НК «Казгеология» или частных инвесторов, заинтересованных в расширении сырьевой базы предприятий.

5. Решение проблем «тупиковости» и развитие транзитного потенциала моногородов.

Местными исполнительными органами, Министерством транспорта и коммуникаций совместно с АО «ФНБ «Самрук-Казына» для решения проблем тупиковости будут приняты меры по развитию транспортной инфраструктуры.

6. Исключен постановлением Правительства РК от 31.03.2014 № 279 (вводится в действие с 01.01.2015).

1. Бюджетный кредит из республиканского бюджета предоставляется местному исполнительному органу области на 5 лет на принципах возвратности, срочности и платности с годовой ставкой вознаграждения 0,01 %;

срок кредитования - не более 5 лет;

период освоения - 5 лет с момента получения координатором Программы бюджетного кредита;

целевое назначение бюджетного кредита - организация или расширение собственного дела, пополнение оборотного капитала;

кредит не предоставляется на потребительские цели, погашение предыдущих займов, приобретение недвижимого имущества, земельного участка и на оплату аренды;

максимальная сумма кредита не может превышать 3000000 (три миллиона) тенге;

конечному заемщику, микрокредитным организациям и/или кредитным товариществам по кредиту может быть предоставлен льготный период по погашению основного долга сроком не более одной трети продолжительности срока кредитования.

2. Местный исполнительный орган областного значения определяет уполномоченную региональную организацию.

3. Координатор Программы на местном уровне предоставляет кредит уполномоченной региональной организации и заключает с ней соглашение о кредитовании.

Для уполномоченной региональной организации:

1) имеющей статус финансового агентства годовая ставка вознаграждения по кредиту устанавливается в размере 0,01 %;

2) для других юридических лиц годовая ставка вознаграждения по кредиту устанавливается на уровне сложившейся средневзвешенной ставки доходности государственных ценных бумаг, эмитированным центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, в предыдущем квартале по результатам операции на организованном вторичном рынке ценных бумаг по соответствующим государственным эмиссионным ценным бумагам.

4. Уполномоченная региональная организация проводит отбор микрокредитных (микрофинансовых) организаций в соответствии с критериями, определенными Правилами кредитования микрофинансовых организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе, согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 819 (далее - Правила).

Уполномоченная региональная организация предоставляет кредитные ресурсы микрокредитным (микрофинансовым) организациям на условиях, определенных Правилами.

Кредитные ресурсы предоставляются кредитным организациям на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности и целевого использования.

Максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика, устанавливается уполномоченной региональной организацией по согласованию с РКС.

5. Предоставление мер государственной поддержки в рамках развития предпринимательства самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения осуществляется без отраслевого ограничения следующим образом:

1) желающие принять участие в Программе обращаются в центры занятости населения, где их консультируют о возможных вариантах получения микрокредита в рамках Программы.

В случае изъявления желания получения кредитных средств через отобранные на конкурсной основе микрофинансовые (микрокредитные) организации, претенденты на участие подают в центры занятости населения заявление и следующие документы:

копию документа, удостоверяющего личность;

копию документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка, о проживании в моногороде/районе данного лица);

копию трудовой книжки (при наличии) или иного документа, подтверждающего трудовую деятельность (для работающих лиц);

бизнес-предложение по организации или расширению собственного дела.

Лица, планирующие расширение собственного дела и пополнение оборотного капитала дополнительно представляют документы, подтверждающие:

платежеспособность (оригинал справки банка второго уровня или его филиала с подписью и печатью, в котором обслуживается лицо, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств лица, со сроком более трех месяцев, предшествующих дате выдачи справки, перед банком или его филиалом (в случае, если лицо является клиентом нескольких банков второго уровня или филиалов, а также иностранного банка, данная справка представляется от каждого из таких банков;

2) центры занятости населения рассматривают представленные заявления и документы, формируют списки претендентов по видам получения государственной поддержки и перечень бизнес-предложений, и в течение 5 (пять) рабочих дней со дня получения полного пакета документов направляют:

координатору Программы на местном уровне списки претендентов и перечень бизнес-предложений для включения в Программу либо об отказе;

отобранным на конкурсной основе микрофинансовым (микрокредитным) организациям или кредитным товариществам - заявления, документы, представленные претендентами, списки претендентов и перечень бизнес-предложений;

3) в течение 10 (десять) календарных дней со дня получения документов в центр занятости населения предоставляются:

координатором Программы на местном уровне — заключение о соответствии предлагаемого проекта приоритетным направлениям развития предпринимательства в регионе и решение о включении в Программу, либо обоснованный отказ;

отобранной на конкурсной основе микрофинансовой (микрокредитной) организацией, кредитным товариществом - заключение о возможном или невозможном кредитовании претендентов;

4) центр занятости населения после получения вышеуказанных заключений, решений о включении в состав участников Программы или обоснованных отказов в течение трех рабочих дней письменно уведомляет об этом претендентов;

5) центры занятости населения направляют участников Программы в организации по обучению, где обеспечивается их бесплатное обучение основам предпринимательства со сроком обучения до одного месяца, содействие в подготовке бизнес плана.

При этом лица, ранее прошедшие обучение основам предпринимательства в рамках Программы занятости 2020, Дорожная карта занятости 2020 и Дорожная карта бизнеса 2020, имеющие сертификаты, подтверждающие обучение имеют право на получение микрокредитов. Срок действия документа, подтверждающего обучение, не должен превышать трех лет;

6) участник Программы разрабатывает бизнес-план проекта и обращается с заявкой на получение микрокредита в микрофинансовую (микрокредитную) организацию, получившую право на кредитование участников Программы;

7) микрофинансовая (микрокредитная) организация проводит оценку проекта, дает заключение и принимает решение о возможности (или невозможности) микрокредитования.

В случае получения микрокредита через кредитное товарищество, участник Программы разрабатывает бизнес-план проекта и обращается в кредитное товарищество, которое участвует в конкурсе по отбору кредитных товариществ, проводимому уполномоченной региональной организацией в соответствии с Правилами.

Микрофинансовые (микрокредитные) организации и кредитные товарищества в течение 5 (пять) рабочих дней после выдачи микрокредитов претендентам уведомляют об этом координатора Программы на местном уровне.

Третье направление: Повышение мобильности трудовых ресурсов моногородов, стимулирование добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста.

Данное направление предусматривает меры повышения мобильности трудовых ресурсов путем реализации активных мер содействия занятости населения.

1. Обучение и содействие в трудоустройстве жителей моногородов.

Обучение и содействие в трудоустройстве жителей моногородов будут осуществляться в рамках Правил организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 815.

2. Создание условий для обучения молодежи моногородов в учебных заведениях технического и профессионального образования областей.

Обучение молодежи моногородов будет осуществляться в рамках Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.

В перспективе будут проработаны вопросы обучения молодежи моногородов в создаваемых межрегиональных центрах подготовки кадров (Атырау, Усть-Каменогорск, Экибастуз, Шымкент), а также по целевому набору на трудоустройство жителей моногородов в крупные производственные компании, на обучение в их учебных центрах.

3. Стимулирование добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста.

Приоритетное право на получение государственной поддержки в организации переезда в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста имеет молодежь.

Переезд граждан Республики Казахстан из числа самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения из моногородов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста может осуществляться в пределах одной области.

По решению Межведомственной комиссии по вопросам реализации Программы занятости 2020, на основании представленных заявок и предложений региональных комиссий и заключения оператора Программы занятости 2020 переезд граждан может осуществляться в другую область республики.

Жители моногородов, которым оказывается государственная поддержка в добровольном переезде, должны соответствовать следующим критериям:

1) относиться к категориям самостоятельно занятого, безработного либо малообеспеченного населения;

2) проживать в моногороде с низким потенциалом социально-экономического развития последние три года.

Государственная поддержка участников Программы включает:

1) предоставление субсидий на переезд;

2) обучение на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также содействие в трудоустройстве на новом месте жительства;

3) предоставление служебных жилищ гражданам Республики Казахстан в установленном законодательством порядке;

4) психологическую адаптацию.

Связанные с переездом субсидии включают в себя возмещение расходов на переезд.

Реализация данного направления осуществляется по принципам и механизмам Программы занятости 2020, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316.

Условия участия в данном направлении Программы и предоставление государственной поддержки предусмотрены в Правилах содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 817.

Также в комплексных планах развития моногородов, разрабатываемых акиматами областей, будут предусмотрены проекты по строительству жилья совместно с градообразующими предприятиями.

Четвертое направление: Развитие социальной и инженерной инфраструктуры моногородов в расчете на оптимальную численность населения.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов развитие социальной и инженерной инфраструктуры моногородов будет осуществляться с учетом долгосрочных перспектив их развития в зависимости от степени потенциала развития моногорода.

В пилотном и последующие годы в моногородах будут профинансированы расходы по освещению и озеленению улиц, сохранению фонда жилых домов и вывоза мусора, ликвидации несанкционированных свалок, сносу бесхозных объектов, обустройству полигонов твердых бытовых отходов и скотомогильников, ремонту отопительной системы, водопроводов, канализации, установке дворовых детских игровых площадок, ремонту внутригородских автомобильных дорог и социальных объектов, благоустройству площадей, скверов, улиц, ремонту арычной сети в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах.

По моногородам с высоким и средним потенциалом, по которым МВК принято решение по дальнейшему развитию, инвестиционные проекты финансируются в порядке, утвержденном бюджетным законодательством. При этом в первоочередном порядке решаются наиболее острые вопросы жизнеобеспечения города (тепло-, водо-, электро-, газоснабжение, дороги, снос аварийного и ветхого жилья, благоустройство и экология), а также строительство и реконструкция объектов соцкультбыта. Мощность проектов по развитию социальной и инженерной инфраструктуры необходимо учитывать с учетом динамики роста или снижения численности населения и дальнейшей диверсификации производства и структуры развития моногорода.

Для моногородов с высоким и средним потенциалом предусматриваются:

1. Реконструкция и (или) строительство объектов социальной инфраструктуры с доведением до утвержденных нормативов.

В этой связи в рамках действующих государственных, отраслевых программ будут проведены мероприятия по реконструкции и (или) строительству объектов социальной инфраструктуры, вследствие чего население моногородов будет обеспечено доступными и качественными услугами в социальной сфере.

В комплексных планах развития моногородов, разрабатываемых акиматами областей, также будут предусмотрены финансовые средства для повышения уровня учебно-производственной базы учреждений профессионально-технического образования, в том числе строительство общежитий.

2. Реконструкция и (или) строительство инфраструктуры жизнеобеспечения на оптимальную численность населения (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение, канализация и телекоммуникации, дороги, экология).

Для этого будут рассмотрены конкретные ситуации в каждом перспективном моногороде, определены объекты, подлежащие инвестированию, просчитаны стоимость и сбалансированность сумм с возможностями источников финансирования.

Водоснабжение. Мероприятия по повышению уровня обеспеченности моногорода качественной питьевой водой и сокращению дефицита водных ресурсов для развития сельского хозяйства, перерабатывающих производств и малого предпринимательства в моногороде, реализуемые в соответствии с критериями программы «Ак булак».

Электрификация. Строительство новых электролиний, реконструкция и ремонт линий электропередачи.

Дороги. Реконструкция, капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог, связывающих моногород с областным центром либо крупным городом, также внутригородских дорог.

Газификация. Строительство газораспределительных сетей, повышение технической оснащенности централизованных пунктов заправки сжиженным газом и обмена баллонов.

Развитие инфраструктуры противодействия авариям, катастрофам и стихийным бедствиям в моногородах. Строительство новых и проведение капитального ремонта имеющихся пожарных депо и водно-спасательных станций, сейсмоусиление зданий и сооружений, строительство инженерных защитных сооружений, проведение капитального ремонта хозяйственного питьевого и противопожарного водоснабжения.

В моногородах с низким экономическим потенциалом состояние социальной и инженерной инфраструктуры будет поддерживаться на среднереспубликанском уровне.

В моногородах будут реализованы мероприятия по ремонту и восстановлению, а в отдельных городах – по сносу аварийного и ветхого жилья.

Отбор проектов к финансированию будет осуществляться в целях доведения до общереспубликанских показателей с учетом следующих критериев:

1. Отсутствие объектов социальной и инженерной инфраструктуры, необходимость строительства которых назрела.

2. Критическое или аварийное состояние объектов социальной и инженерной инфраструктуры, представляющих потенциальную угрозу жизни и здоровью населения, проживающего в моногороде, а также представляющих угрозу чрезвычайной ситуации.

3. Численность населения, не получающего/недополучающего качественные услуги в результате отсутствия/критического состояния объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

4. Специфические критерии, предусмотренные в КПР по каждому моногороду.

Реализация вышеназванных задач (направлений) Программы будет осуществляться согласно следующему алгоритму действий:

1. Акиматы областей на основании рекомендаций уполномоченного органа разрабатывают КПР каждого моногорода на долгосрочный период.

2. КПР рассматриваются рабочей группой, созданной при уполномоченном органе.

Рабочая группа детально изучает каждый КПР, дает рекомендации по доработке и отбирает инвестиционные проекты для оказания мер государственной поддержки и последующего внесения на рассмотрение МВК.

3. МВК с учетом предложений рабочей группы одобряет КПР, а также инвестиционные проекты для реализации за счет республиканского бюджета, институтов развития и национальных компаний.

4. Отобранные бюджетные инвестиционные проекты включаются в соответствующие республиканский и местные перечни приоритетных бюджетных инвестиций при формировании соответствующего бюджета.

5. Этапы реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться в два этапа:

1 этап – 2012 год (пилотный).

В пилотный год будут определены условия, механизм и порядок оказания государственной поддержки по направлениям Программы, внесены изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам, касающимся реализации Программы, а также будет оказана консультативная помощь регионам при подготовке проектов государственно-частного партнерства для реализации проектов в социальном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве.

2 этап – 2013-2020 годы.

В этот период будет осуществляться полномасштабная эффективная работа по развитию моногородов.

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

Финансирование Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Объем финансирования моногородов в пилотном 2012 году за счет средств республиканского бюджета составит 6 000,0 млн. тенге на решение первоочередных проблем.

Ориентировочно из республиканского бюджета: на 2013 год – 38 200,0 млн. тенге*, 2014 год – 43 200,0 млн. тенге*, 2015 год – 53 900,0 млн. тенге*.

7. План мероприятий по реализации Программы развития моногородов на 2012–2020 годы

Сноска. Раздел 7 с изменениями, внесенным постановлением Правительства РК от 07.11.2013 № 1169.

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Форма завершения

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Предполагаемые расходы  (млн. тенге)

Источники финансирования

1

2

3

4

5

6

7

Направление 1. Оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости стабильно работающих предприятий

1

Проведение прикладных исследований по определению перспектив развития каждого моногорода

Информация в Правительство Республики Казахстан

МЭРТ, АО «ИЭИ» (по согласованию), акимы областей

Январь 2013 года

Не требуются

 

2

Разработка и утверждение (с учетом согласования на Межведомственной комиссии по вопросам региональной политики) комплексных планов развития моногородов на долгосрочный период

Решения маслихатов

Акимы областей

3 квартал 2012 года

Не требуются

-

3

Внесение изменений и дополнений в генеральные планы моногородов с учетом их перспектив развития на долгосрочный (25-30 лет) период

Информация в МРР

Акимы областей

Январь 2013-2015 годов

Не требуются

-

4

Разработка и утверждение комплексных планов развития малых городов, не включенных в перечень моногородов, на долгосрочный период в соответствии с рекомендациями, разработанными Министерством экономического развития и торговли Республики Казахстан, с учетом финансирования мероприятий из местных бюджетов

Информация в МЭРТ

Акимы областей

Январь 2013 года

Не требуются

 

Направление 2. Диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса для обеспечения оптимальной структуры занятости населения моногородов

1. Диверсификация экономики моногородов

5

Отбор и реализация 1-3 «якорных» инвестиционных проектов (в несырьевых секторах) для долгосрочной диверсификации экономики моногородов

Информация в МРР

МИНТ, акимы областей

Январь, июль ежегодно

Не требуются

-

6

Рассмотрение АО «ФНБ «Самрук- Казына», социально- предпринимательских корпорациями возможности вхождения в уставный капитал организаций, создаваемых в моногородах для реализации «якорных» инвестиционных проектов, исходя из специфики компании

Информация в МРР

МИНТ, акимы областей, АО «ФНБ «Самрук- Казына» (по согласованию)

Январь, июль ежегодно

Не требуются

 

7

Принятие АО «ФНБ «Самрук- Казына», АО «НУХ «КазАгро» мер по возможной реализации инвестиционных проектов в моногородах, исходя из специфики компании, финансово- экономической и производственной целесообразности проекта

Информация в Правительство Республики Казахстан

МИНТ, МРР, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), АО «НУХ «КазАгро» (по согласованию)

Январь, июль ежегодно

Не требуются

 

8

Размещение градообразующими предприятиями вспомогательных и обслуживающих производств, заказов в моногородах с учетом их специфики (не менее 1 проекта)

Информация в МРР

Акимы областей

Январь, июль ежегодно

Не требуются

 

9

Привлечение стратегических инвесторов для модернизации и/или восстановления прежней специализации в отдельных моногородах

Информация в МРР

МИНТ

Январь, июль ежегодно

Не требуются

 

10

Исключена постановлением Правительства РК от 30.10.2014 № 1154 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

11

Выявление перспективных месторождений полезных ископаемых, находящихся вблизи моногородов, с определением мер по их доразведке с участием АО «НК «Казгеология» или частных инвесторов, заинтересо- ванных в расширении сырьевой базы предприятий

Информация в МРР

МИНТ, АО «ФНБ «Самрук- Казына» (по согласованию)

Январь, июль ежегодно

Не требуются

-

12

Внесение предложений по реализации проектов в сфере научных разработок для включения в комплексный план развития города Курчатов Восточно- Казахстанской области на долгосрочный период

Информация в МРР

МОН, МИНТ, аким Восточно- Казахстанской области, АО «ФНБ «Самрук- Казына» (по согласованию), АО «Казатомпром» (по согласованию)

Январь, июль, ежегодно

Не требуются

-

13

Решение проблем «тупиковости» и развитие транспортного потенциала моногородов

Информация в МРР

МТК, акимы областей, АО «ФНБ «Самрук- Казына» (по согласованию)

Январь, ежегодно

В рамках финансирования соответствующих бюджетных программ

Республиканский бюджет

2. Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня и/или иных финансовых организаций и снижение отраслевых ограничений для моногородов

14

Разработка Правил субсидирования ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня и/или иных финансовых организаций

Постанов- ление Прави- тельства Республики Казахстан

МЭРТ

Июль 2012 года

Не требуются

 

15

Заключение соглашений по субсидированию с банками второго уровня, иными финансовыми организациями, АО «ФРП «Даму»

Заключение соглашений о сотрудничестве

МЭРТ, акимы областей, АО «ФРП «Даму» (по согласованию), банки второго уровня (по согласованию)

3 квартал 2012 года

В рамках финансирования соответствующих бюджетных программ

Республиканский бюджет

16

Рассмотрение и одобрение проектов предприни- мателей моногородов для субсидирования на региональных координацион- ных советах

Информация в МРР

Акимы областей

Январь, июль ежегодно

Не требуются

-

17

Заключение договоров банковского займа, договоров финансового лизинга и трехсторонних договоров субсидирования

Информация в МРР

АО «ФРП «Даму» (по согласованию), банки второго уровня (по согласованию), лизинговые компании (по согласованию)

Январь, июль ежегодно

Не требуются

-

18

Выплата субсидий АО «ФРП «Даму» банкам второго уровня по проектам субъектов частного предпринимательства

Информация в МРР

АО «ФРП «Даму» (по согласованию), банки второго уровня (по согласованию)

Январь, июль ежегодно

2013 год – 2 000,0* 2014 год – 3400,0* 2015 год – 3 400,0*

Республиканский бюджет

3. Предоставление грантов на создание новых производств в моногородах

19

Разработка Правил предоставления грантов на создание новых производств в моногородах

Постановление Правительства Республики Казахстан

МЭРТ

Июль 2012 года

Не требуются

-

20

Создание конкурсной комиссии по предоставлению грантов на создание новых производств в каждом моногороде

Решение акима области

Акимы областей

3 квартал 2012 года

Не требуются

 

21

Рассмотрение и одобрение проектов для предоставления грантов на конкурсной основе

Информация в МРР

Акимы областей

Январь, июль ежегодно

2013 год – 300,0* 2014 год – 300,0* 2015 год – 300,0*

Республиканский бюджет

4. Реализация партнерской программы по развитию малого и среднего бизнеса с крупными компаниями (градообразующими предприятиями)

22

Разработка партнерской программы по развитию малого и среднего бизнеса с крупными компаниями (градообразующими предприятиями)

Совместный план мероприятий

МРР, АО «ФРП «Даму» (по согласованию), градообразующие предприятия (по согласованию), акимы областей

Январь, июль ежегодно

Не требуются

-

23

Реализация мер партнерской программы

Информация в Правительство Республики Казахстан

МРР, АО «ФРП «Даму» (по согласованию), градообразующие предприятия (по согласованию), акимы областей

Январь, июль ежегодно

В рамках финансирования соответствующих бюджетных программ и собственных средств предприятий

Республиканский бюджет

5. Создание бизнес-инкубаторов с микрокредитными организациями во всех моногородах (поддержка начинающих предпринимателей, старт-ап проекты)

24

Создание и функционирование бизнес- инкубаторов по оказанию комплексной поддержки для начинающих предпринимателей с привлечением микрокредитных, донорских организаций и крупных компаний (градообразующих предприятий)

Информация в МЭРТ

Акимы областей, градообразующие предприятия (по согласованию), АО «ФРП «Даму»

Январь, июль ежегодно

В рамках финансирования соответствующих бюджетных программ и собственных средств предприятий

Республиканский бюджет

6. Создание центров поддержки предпринимательства в каждом моногороде

25

Создание центров поддержки предпринимательства с предоставлением следующих функций: - информационно-разъяснительная работа для населения по программам поддержки государства, включая инструменты Фонда; - сбор заявок для получения инструментов поддержки; - разъяснительная работа с заемщиками по взаимодействию с банками второго уровня по вопросам реструктуризации имеющихся задолженностей; - консультирование по сбору документов для получения кредитов в банках второго уровня; - предварительный анализ платежеспособности предпринимателей; - предоставление сервисной поддержки предпринимателям

Информация в МРР

Акимы областей, АО «ФРП «Даму», МТК

Январь, июль ежегодно

В рамках финансирования соответствующих бюджетных программ

Республиканский бюджет

7. Содействие развитию предпринимательства в моногородах

26

Обеспечение мер по развитию предпринимательства в моногородах (микрокредитование, развитие инженерно- коммуникационной инфраструктуры, обучение предпринимательству)

Информация в Правительство Республики Казахстан

МРР, МТСЗН, акимы областей

Январь, июль ежегодно

2013 год – 7 294,5* 2014 год – 7 805,1* 2015 год – 8 351,5*

Республиканский бюджет

Направление 3. Повышение мобильности трудовых ресурсов моногородов, стимулирование добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста

27

Создание условий для обучения молодежи моногородов в учебных заведениях технического и профессиональ- ного образования областей

Информация в МРР

МОН, акимы областей

Январь ежегодно

В рамках финансирования соответствующих бюджетных программ

Местный бюджет

28

Проработка вопросов обучения молодежи моногородов в создаваемых межрегиональных центрах подготовки кадров (Атырау, Усть- Каменогорск, Экибастуз, Шымкент)

Информация в МРР

МОН, МИНТ, МНГ, МТСЗН, акимы областей

Январь 2014 года

Не требуются

 

29

Целевой набор на трудоустройство жителей моногородов в крупные производственные компании, на обучение в их учебных центрах

Информация в МРР

МТСЗН, МИНТ, МНГ, МОН, акимы областей

Январь, июль ежегодно

Не требуются

 

30

Обеспечение мероприятий по повышению мобильности трудовых ресурсов (субсидий на переезд, предоставление служебных жилищ, развитие инженерно- коммуникационной инфраструктуры)

Информация в Правительство Республики Казахстан

МРР, МТСЗН, акимы областей

Январь, июль ежегодно

2013 год – 1 580,9* 2014 год - 1 691,6* 2015 год - 1 810,0*

Республи- канский бюджет

31

Проработка с градообразующими предприятиями моногородов и внесение предложений по вопросам софинансирования строительства жилья в случае его дефицита для работников по аналогии с механизмами реализации программы строительства жилья АО «ФНБ «Самрук- Казына»

Информация в МЭРТ

Акимы областей, градообразующие предприятия (по согласованию)

Июль 2012 года

Не требуются

-

Направление 4. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры моногородов в расчете на оптимальную численность населения

32

Развитие инженерной инфраструктуры моногородов в расчете на оптимальную численность населения в том числе:

Информация в Правительство Республики Казахстан

МРР, акимы областей

Январь, июль ежегодно

2013 год - 21 000,0* 2014 год - 24 000,0* 2015 год - 34 000,0*

Республиканский бюджет

1)

Обеспечение реконструкции и (или) строительства инфраструктуры жизнеобеспечения (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение, канализация и телекоммуникации) на оптимизированную численность населения моногородов с высоким и средним экономическим потенциалом

Информация в Правительство Республики Казахстан

МРР, МИНТ, акимы областей

Январь, июль ежегодно

   

2)

Обеспечение инженерной инфраструктуры на минимально необходимом уровне (стандарта качества жизни) с учетом последующей оптимизации численности населения моногородов с низким экономическим потенциалом

Информация в Правительство Республики Казахстан

МРР, МИНТ, акимы областей

Январь, июль ежегодно

   

3)

Проведение в моногородах ремонта и восстановления, а в отдельных городах – сноса аварийного и ветхого жилья, находящегося в коммунальной собственности

Информация в Правительство Республики Казахстан

МРР, акимы областей

Январь, июль ежегодно

   

33

Внесение предложений по оптимизации существующих объектов социальной инфраструктуры моногородов с низким потенциалом (с обследованием объектов с выездом в моногорода)

Информация в МЭРТ

МЗ, МОН, МКИ, акимы областей

Июнь 2012 года

Не требуются

-

34

Развитие инфраструктуры противодействия авариям, катастрофам и стихийным бедствиям в моногородах

Информация в МРР

МЧС, акимы областей

Январь, июль ежегодно

Согласно бюджетным заявкам

Республиканский и местные бюджеты

35

Обеспечение решения первоочередных вопросов обустройства моногородов по следующим видам работ: освещение и озеленение улиц, сохранение фонда жилых домов и вывоз мусора, ликвидация несанкционированных свалок, снос бесхозных объектов, обустройство полигонов твердых бытовых отходов и скотомогильников, ремонт отопительных систем, объектов социальной сферы, водопроводов, канализации, установка дворовых детских игровых площадок, ремонт внутригородских дорог, благоустройство площадей, улиц, скверов, ремонт арычных сетей, природо- охранные мероприятия

Информация в Правительство Республики Казахстан

МРР, акимы областей

Январь, июль ежегодно

2012 год - 6000,0 2013 год - 6 000,0* 2014 год - 6 000,0* 2015 год - 6 000,0*

Республиканский бюджет

Всего по Программе на 2012–2020 годы

 

2012 год Республиканский бюджет Местный бюджет

6 000,0

 

2013 год* Республиканский бюджет Местный бюджет

38 200, 0*

 

2014 год* Республиканский бюджет Местный бюджет

43 200,0*

 

2015 год* Республиканский бюджет Местный бюджет

53 900,0*

 

2016–2020 годы*

-

 

 

Примечание:

*объем средств будет определен при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Расшифровка аббревиатур:

МКИ – Министерство культуры и информации Республики Казахстан;

МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан;

МОН – Министерство образования и науки Республики Казахстан;

МРР - Министерство регионального развития Республики Казахстан

МФ – Министерство финансов Республики Казахстан;

МЮ – Министерство юстиции Республики Казахстан;

МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;

МТК – Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;

МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

АО «ИЭИ» – акционерное общество «Институт экономических исследований»

АО «НУХ «КазАгро» – акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «КазАгро»

АО «ФНБ «Самрук-Казына» – акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»

АО ФРП «Даму» – акционерное общество «Фонд развития предпринимательства «Даму»

РКС – региональные координационные советы

Приложение 1

к Программе развития
моногородов на 2012-2020
годы
 

Перечень моногородов Республики Казахстан

 

№ п/п

Наименование моногородов

Численность населения (на 01.10.11 г.), чел.

Экономический потенциал (по оценкам м.и.о.)

Акмолинская

1

Степногорск

64 316

средний

Актюбинская

2

Хромтау

24 617

высокий

Алматинская

3

Текели

28 656

средний

Атырауская

4

Кулсары

53 513

средний

Западно-Казахстанская

5

Аксай

33 610

средний

Жамбылская

6

Каратау

27 317

средний

7

Жанатас

21 098

низкий

Карагандинская

8

Балхаш

77 056

средний

9

Жезказган

85 185

средний

10

Каражал

19 235

средний

11

Сарань

50 821

средний

12

Сатпаев

69 744

средний

13

Темиртау

179 853

высокий

14

Шахтинск

56 263

средний

15

Абай

26 249

средний

Костанайская

16

Аркалык

27 634

низкий

17

Житикара

34 595

средний

18

Лисаковск

40 546

средний

19

Рудный

126 613

высокий

Мангистауская

20

Жанаозен

121 327

средний

Павлодарская

21

Аксу

45 845

высокий

22

Экибастуз

136 829

высокий

Восточно-Казахстанская

23

Зыряновск

38 185

средний

24

Курчатов

11 198

средний

25

Риддер

54 793

высокий

26

Серебрянск

9 653

средний

Южно-Казахстанская

27

Кентау

61 362

средний

ВСЕГО

1 526 113

 
Приложение 2

к Программе развития
моногородов на 2012-2020
годы

Критерии для определения моногородов
с высоким, средним и низким потенциалом развития

Определение уровня перспективности моногородов осуществляется в целях выработки наиболее эффективных мер по:

1) государственной поддержке развития моногородов;

2) решению существующих социально-экономических проблем;

3) предупреждению возникновения социально-экономических проблем.

Критерии определения перспективности моногорода:

1) наличие градообразующего предприятия с положительным показателем финансово-хозяйственной деятельности, со стабильным природно-сырьевым фактором (отсутствие риска истощения рудной базы, стабильный спрос на производимую продукцию и т.д.):

при текущем уровне добычи наличие запасов полезных ископаемых в перспективе на 25-30 лет;

устойчивый спрос на продукцию градообразующего предприятия и отсутствие факторов, способных снизить объем производства;

2) моногорода, находящиеся на пересечении крупных транспортных коридоров (авто- и железных дорог):

расположение моногорода на авто- или железнодорожных магистралях международного или республиканского значения;

возможность организации логистической инфраструктуры (железнодорожные станции, склады);

3) расположение моногорода в непосредственной близости от крупного города областного или республиканского значения или в составе агломерации;

4) наличие в моногородах уникального потенциала (природно-ресурсного, географического, исторического):

наличие запасов полезных ископаемых, перспективных к разработке и переработке, в непосредственной близости к моногороду;

наличие других видов потенциалов (рекреационных, уникальных заповедных зон), научного и инновационного потенциала;

5) моногорода, способные при развитой социально-инженерной инфраструктуре оказывать широкий спектр государственных, образовательных, медицинских, инфраструктурных, транспортно-логистических, финансово-посреднических, культурно-досуговых и иных сервисных услуг, в том числе прилегающим сельским территориям;

6) доля активно действующих малых предприятий:

наличие в городе развитого малого и среднего предпринимательства (в сфере оказания услуг, в обрабатывающей промышленности и другие);

наличие функционирующих учебных заведений технического и профессионального образования (ТиПО) в городе;

7) кадровый потенциал:

наличие в моногороде высококвалифицированных технических специалистов, в том числе занятых на градообразующем предприятии;

8) благоприятная экологическая ситуация:

отсутствие источников загрязнения с высоким превышением экологических норм вне зон экологического бедствия;

9) доходы населения:

доходы населения равны среднереспубликанскому уровню или выше.

При отсутствии или невозможности реализовать вышеуказанные условия моногород не может относиться к городу с высоким экономическим потенциалом.

Критерии определения неперспективности моногорода:

1) отдаленность от крупных городов и основных транспортных коридоров (75 и более км или 1 часовая доступность):

тупиковое месторасположение моногорода (отсутствие автомобильных дорог республиканского значения и железнодорожных путей);

транспортная инфраструктура, соединяющая моногород с другими городами и регионами, находится в крайне изношенном состоянии;

2) постоянный отток населения города (сокращение численности):

отрицательная динамика сальдо миграции за последние 10 лет (сокращение численности населения идет в основном за счет высококвалифицированного трудоспособного населения);

3) истощенная минерально-сырьевая база:

снижение полезного компонента в руде;

при сохранении текущих темпов добычи наличие запасов сырья на 5-10 и менее лет;

4) падение объема производства в градообразующем предприятии и неконкурентоспособность его продукции:

значительное сокращение за последние 10 лет объема производства на градообразующем предприятии;

5) катастрофический износ социально-инженерной инфраструктуры: высокая доля аварийного жилья;

износ водо-, электро-, тепло- инфраструктуры превышает 80 %;

износ объектов здравоохранения, образования, культуры на 70 %;

6) неблагоприятная экологическая ситуация:

расположение территории города в зоне экологического бедствия и наличие источников загрязнения с высоким превышением экологических норм;

7) уровень безработицы:

превышает среднеобластное значение;

8) доля самозанятых:

превышает среднеобластное значение;

9) доходы населения:

меньше среднеобластных показателей.

Моногорода, соответствующие данным критериям, относятся к городам с низким экономическим потенциалом.

Моногорода, не вошедшие в число городов с высоким или низким потенциалом в соответствии с вышеперечисленными критериями, акиматами областей включаются в список населенных пунктов со средним потенциалом.