Вопрос:
В 2019 году субъект - участник международной группы совершил операции со связанной стороной по обучению сотрудников. Сторона, оказывающая услуги по обучению сотрудников, привлекла стороннюю компанию (не являющеюся участником международной группы и взаимосвязанной стороной) для организации обучения. Сумма платежа за обучение сформирована из стоимости услуги по обучению сторонней организации и небольшой премии за организацию обучения участника международной группы.
Можно ли признать данную операцию несущественной и не осуществлять анализ по обоснованию начисленной премии (цены) рыночным условиям?
Ответ:
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее.
Из запроса следует, что в течение 2019 года местным субъектом (участником международной группы) совершены операции со связанной стороной по обучению сотрудников. В рамках Закона Республики Казахстан "О трансфертном ценообразовании" от 5 июля 2008 года N 67-IV (далее- Закон), данные операции попадают под категорию контролируемых сделок.
Сторона, оказывающая услуги по обучению сотрудников, привлекала стороннюю компанию (не является участником международной группы и взаимосвязанной стороной) для организации обучения. Сумма платежа за обучение сформирована из стоимости услуги по обучению сторонней организации и небольшой премии за организацию обучения участника международной группы.
В соответствии с подпунктом 1) пункта статьи 3 Закона контроль при трансфертном ценообразовании осуществляется по международным деловым операциям. Согласно подпункту 3) пункта 3 статьи 5 Закона участники сделки обязаны вести отчетность и документацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены сделки.
С учетом вышеизложенного, указываем, что налогоплательщики обязаны осуществлять анализ по обоснованности начисленной премии (цены) рыночным условиям по всем совершаемым сделкам, т.е. в действующих нормативно-правых актах по трансфертному ценообразованию отсутствует понятие "несущественные операции".
Для сведения сообщаем, что в настоящий период КГД МФ РК проводится соответствующая работа по внесению изменений в нормативно-правые акты где будет определена материальная категория контролируемых сделок, общая минимальная сумма доходов (расходов) сделок подлежащих отражению в отчетности по трансфертному ценообразованию.
При этом необходимо иметь в виду, что налогоплательщики обязаны вести анализ по обоснованности начисленной премии (цены) рыночным условиям по всем совершаемым сделкам и по запросу уполномоченных органов участник сделки обязан представлять информацию и документы, подтверждающие обоснованность применяемой цены сделки, в течение девяноста календарных дней, а также в ходе проведения проверок предоставлять экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую применяемую цену (пп.4),5) п.3 статья 5 Закона).
Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК Султангазиев М.Е.