Относительно ежегодного лицензионного сбора для лиц, осуществляющих оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции

Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 22 сентября 2014 года № НК-12/7882-И

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан сообщает следующее. 

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 210-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» внесены изменения и дополнения в статьи 470 - 472 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», согласно, которых физические и юридические лица, осуществляющие хранение и розничную реализацию алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства уплачивают ежегодный лицензионный сбор (далее - сбор). 

Сбор уплачивается за каждый объект деятельности и дифференцируется в зависимости от административно-территориальной единицы: 
в столице, городах республиканского и областного значения - 100 МРП (месячных расчетных показателей); 
в городах районного значения и поселках - 70 МРП; 
в сельских населенных пунктах - 30 МРП. 

При этом, данная норма вводится в действие с 1 января 2015 года. 

Указанные поправки в законодательство были внесены с целью сокращения потребления алкогольной продукции, ограничению мест продаж и упорядочению правил торговли алкогольной продукции. 

Так, из Концепции законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» следует, что алкогольная продукция на сегодняшний день, не являясь продуктом первой необходимости, реализуется во всех магазинах, торговых домах и рынках более 40 тысяч, что создает беспрепятственный доступ населения к алкоголю. 
К примеру, в городских населенных пунктах, практически под каждым многоэтажным жилым домом расположен продуктовый магазин, торгующий спиртными напитками, а в некоторых случаях по два и более магазина. 

Соответственно высокая плотность точек продаж алкоголя повышает ее продажу и потребление. 

Свободный доступ населения к потреблению алкогольной продукции обуславливает ряд негативных факторов, влияющих на международный имидж Республики Казахстан и на внутреннюю криминогенную ситуацию. 

Таким образом, основной целью введения ежегодного лицензионного сбора является оптимизация розничных мест продаж. 

Необходимо отметить, что ранее при разработке законопроекта предлагались другие альтернативные методы сокращения мест продаж, путем реализации алкогольной продукции только через спецмагазины, которые должны были соответствовать определенным требованиям. Например, дифференциация площади торгового зала в зависимости от административно-территориальной единицы (в столице, городах республиканского и областного значения - 40 кв. м, городах районного значения и поселках - 20 кв. м, в сельских населенных пунктах - 10 кв. м). 

В случае принятия этой нормы необходимо было бы порядка в 20 тыс. магазинах прекратить реализацию алкогольной продукции. 

В связи с чем, при поступлении от налогоплательщиков вопросов касательно ежегодного лицензионного сбора для лиц осуществляющих оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции, необходимо направлять соответствующие разъяснения. 

 

Заместитель Председателя 
Налогового комитета 
Министерства финансов 
Республики Казахстан 
А. Скаков