Относительно изменений с 1 января 2015 года по применению СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 23.12.2014 № КГД-05-1/3505-И

Департаменты  государственных доходов 
по областям, гг. Астана и Алматы 

 

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в связи с изменениями и дополнениями в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), внесенными Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 257-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» (далее – Закон) в части применения специальных налоговых режимов (далее – СНР), доводит до сведения следующее. 
По СНР для субъектов малого бизнеса на основе патента с 2015 года отменена норма относительно выдачи патента на бумажном носителе (пункт 2 статьи 431). 
По СНР для крестьянских или фермерских хозяйств 
В соответствии с Законом статья 439 Налогового кодекса дополнена новым пунктом, предусматривающим ограничения для применения СНР для крестьянских или фермерских хозяйств. 
Так, с 2015 года данный специальный налоговый режим вправе применять крестьянские или фермерские хозяйства при одновременном соответствии следующим условиям: 
1) совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения не правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) не превышает следующей предельной площади земельного участка, установленной для: 
Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, 
Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, 
Северо-Казахстанской областей – 3 500 га; 
Атырауской, Мангистауской областей – 1 500 га; 
Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей – 500 га, в районах, расположенных на землях пустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон (Бетпак Дала, пески возле озера Балхаш), – 1500 га; 
2) осуществляют исключительно виды деятельности, на которые распространяется данный специальный налоговый режим; 
3) не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. 

В этой связи исключены положения по ведению раздельного учета плательщиками единого земельного налога (далее – ЕЗН). 
Законом внесены изменения в статьи 442, 446, 447, 493, 496, 498 Налогового кодекса, согласно которым плательщики ЕЗН освобождены от уплаты платы за эмиссии в окружающую среду . 

В связи с чем, с 2015 года увеличены ставки ЕЗН (статья 444): 
№ п/п Площадь земельных участков (гектар) Ставка налога 
1         2                                    3 
1.   до 500                             0,15 % 

2. от 501 до 1000 включительно 0,15 % от оценочной стоимости с 
500 гектаров + 0,3 % от оценочной стоимости с гектаров, превышающих 500 гектаров 

3. от 1001 до 1500 включительно 0,3 % от оценочной стоимости с 
1000 гектаров + 0,45 % от оценочной стоимости с гектаров, превышающих 1000 гектаров 

4. от 1501 до 3000 включительно 0,45 % от оценочной стоимости с 
1500 гектаров + 0,6 % от оценочной стоимости гектаров, превышающих 1500 гектаров 

5. свыше 3000 0,6 % от оценочной стоимости с 
3000 гектаров + 0,75 % от оценочной стоимости гектаров, превышающих 3000 гектаров 

Кроме того, к совокупной оценочной стоимости пастбищ, естественных сенокосов и других земельных участков, используемых в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим, будет применяться ставка 0,2 %. 

При этом, в пункт 3 статьи 439 Налогового кодекса внесены уточнения, предусматривающие, что право применения специального налогового режима предоставляется крестьянским или фермерским хозяйствам при наличии на территории Республики Казахстан земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования). 

Также, в целях рационального использования земель сельскохозяйственного назначения местным представительным органам на основании предложений местных исполнительных органов дано право повышения ставок единого земельного налога не более чем в десять раз по землям, не используемым в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан (статья 444). 

По СНР для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов (далее – СНР для ЮЛ СХТП) 
Внесены дополнения в статью 448 Налогового кодекса, согласно которым право применения данного СНР будет предоставляться при наличии земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования). При этом данное требование не будет распространяться на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству продукции пчеловодства, а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства. 

Для юридических лиц, производящих продукцию животноводства и птицеводства (в том числе племенного), из условий применения режима исключены уточняющие положения относительно необходимости осуществления производства с полным циклом (начиная с выращивания молодняка).
В целях рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в пять раз увеличены ставки земельного налога по таким землям, а по землям, не используемым в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, местным представительным органам на основании предложений местных исполнительных органов дано право повышения ставок земельного налога не более чем в десять раз (пункт 1-1 статьи 444). 

Также, в соответствии с внесенными изменениями с 1 января 2015 года СНР для ЮЛ СХТП не распространяется на земельный налог и плату за пользование земельными участками (подпункты 1) и 2) части третьей пункта 2 статьи 448, статья 449, пункт 1 статьи 451, статья 452, пункт 4 статьи 481). 

В целях улучшения условий налогообложения субъектов агропромышленного комплекса отменены ограничения по применению СНР для ЮЛ СХТП юридическими лицами, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов, и юридическими лицами, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим (подпункты 3) и 4) пункта 3 статьи 448) 

Кроме того, с 2015 года статья 448 Налогового кодекса дополнена новым подпунктом, согласно которому юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, не вправе применять данный СНР. 

По налогу на транспортные средства для сельхозтоваропроизводителей 
В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями юридические лица – производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также глава и (или) члены крестьянского или фермерского хозяйства, независимо от применяемого режима налогообложения не являются плательщиками налога на транспортные средства по специализированной сельскохозяйственной технике, перечень которой будет установлен Правительством Республики Казахстан (подпункт 1 пункта 3 статьи 365). 

Кроме того, наряду с действующими нормами по освобождению от уплаты налога на транспортные средства для плательщиков ЕЗН Законом предусмотрено освобождение юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), налогооблагаемый доход которых облагается по ставке, установленной пунктом 2 статьи 147 Налогового кодекса, применяющих общеустановленный порядок налогообложения, а также главы и (или) членов крестьянского или фермерского хозяйства от уплаты налога на транспортные средства по легковым и грузовым транспортным средствам в пределах нормативов потребности, установленных Правительством Республики Казахстан (подпункт 2 пункта 3 статьи 365). 
Необходимо отметить, что в случае передачи таких транспортных средств в пользование, доверительное управление или аренду данные положения не применяются. 

По налогу на имущество для сельхозтоваропроизводителей 
Законом в пункт 4 статьи 394 Налогового кодекса внесена норма по исключению из плательщиков данного налога крестьянских или фермерских хозяйств, а также юридических лиц производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), применяющих общеустановленный порядок налогообложения, по объектам налогообложения, имеющимся на праве собственности, непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции. 

Настоящее письмо направляется для руководства в работе. 

В этой связи необходимо принять меры по доведению изменений и дополнений до сведения налогоплательщиков, в том числе путем проведения разъяснительной работы и размещения на информационных стендах в центрах по приему и обработке информации, а также web-сайтах территориальных органов государственных доходов. 
Кроме того, в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года ограничений по применению СНР для крестьянских или фермерских хозяйств, необходимо срочно довести до сведения налогоплательщиков, подпадающих под такие ограничения, об изменениях по применению указанного режима. 
 


Директор Департамента методологии 

Комитета государственных доходов Министерства 

финансов Республики Казахстан 

Т. Ботаканова