Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев письмо от 04.12.2014 г. № 914-12/14, в пределах компетенции сообщает следующее.
Вопрос о порядке корректировки сумм НДС, уплаченного при импорте товаров с территории государств-членов Таможенного союза при предоставлении скидки путем уменьшения стоимости ранее импортированного товара на территорию Республики Казахстан предлагаем обсудить в ходе рабочей встречи.
При этом сообщаем, что согласно Положению о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24.09.2014 г. № 1011, на Министерство национальной экономики Республики Казахстан возложены задачи по формированию государственной политики в сфере налоговой и бюджетной политики, а также политики в области таможенного дела.
Директор Департамента
А. Кипшаков
Ассоциация налогоплательщиков Казахстана (далее - АНК), в связи с обращениями налогоплательщиков, просит разъяснить вопрос относительно порядка корректировки сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного при импорте товаров из стран Евразийского таможенного союза (ранее - Таможенного союза) в сторону уменьшения.
Компания импортирует товары из России, которая входит в Евразийский таможенный союз (ранее Таможенный союза) и по результатам достижения объема продаж за отчетный период Поставщиками предоставляется скидка за достижение определенного объема закупленного товара в процентном соотношении от объема приобретенного товара. Согласно условиям договора вышеуказанные скидки изменяют цену ранее поставленного товара и, соответственно, изменяют размер облагаемого оборота НДС согласно налогового законодательства Республики Казахстан. Соответственно, согласно ст. 239 НК РК Покупатели должны скорректировать налоговую базу НДС по приобретенным товарам, вследствие предоставления скидки путем уменьшения стоимости ранее закупленного товара.
Вышеуказанные скидки не являются какой-либо выплатой связанной с деятельностью за вознаграждение, отличной от реализации товара согласно п. 2 ст. 231 НК РК, так как данные скидки непосредственно связаны именно с приобретением товара в рамках договора поставки. Скидка выплачивается только при достижении определённого объема закупок в целях стимулирования Покупателей к увеличению товарооборота между сторонами договора поставки, при этом никакой дополнительной деятельности согласно п. 2 ст. 231 НК РК Покупателями не осуществляется, и не приводит к возникновению каких-либо встречных обязательств. В случае не достижения согласованного сторонами объема закупок, скидка не выплачивается. Соответственно, предоставление скидки зависит только от этого показателя. В бухгалтерском учете данная скидка проводится как уменьшение стоимости приобретенного товара.
В настоящий момент, для налогоплательщиков существует неопределенность относительно порядка корректировки суммы НДС на импорт в сторону уменьшения. Налогоплательщики подавали налоговые заявления и уплачивали НДС по первоначальной стоимости товара без учета скидки, и такая стоимость в последующем относилась на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу для целей корпоративного подоходного налога.
Законодательством установлено, что одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, включающие, в том числе, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - «Заявление») в соответствии со статьей 276 пункта 20 НК РК.
Пункт 23 статьи 276 НК РК, регламентирующий порядок корректировки сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного при импорте товаров, не содержит детальных положений относительно внесения изменений в налоговую отчетность путем уменьшения налогооблагаемой базы и рассматривает только те случаи, когда корректировка осуществляется по причине возврата товаров, что по своей сути является для целей бухгалтерского и налогового учетов операцией аналогичной скидки, так как изменяется налогооблагаемая база по НДС. Соответственно, аналогичный подход должен применяться и к предоставлению скидки путем уменьшения цены ранее поставленных товаров.
Налоговым кодексом Республики Казахстан установлено, что в Заявление разрешено внесение изменений и дополнений. При этом, согласно «Правил отзыва заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов», утвержденных Постановлением Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года, внесение изменений и дополнений в Заявление осуществляется, в том в числе, в случаях изменения и дополнения сведений, указанных в Заявлении, влияющих на размер налоговой базы для исчисления суммы косвенных налогов.
Необходимо отметить, что согласно основным положениям Налогового кодекса Республики Казахстан, а именно, статьи 63 НК РК, налоговая отчетность включает в себя, в том числе, налоговые декларации, расчеты, приложения к ним, а также декларации по косвенным налогам по импортированным товарам и заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. При этом, статьей 70 НК РК разрешается внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Протокола о принципах взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - «Протокол о косвенных налогах») для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. При этом стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора. Таким образом, в случае, если стороны сделки прописали в договоре предоставление скидки путем уменьшения цены ранее поставленных товаров и при соответствующем документальном оформлении данной скидки, налоговая база по НДС на импорт может быть уменьшена на соответствующую сумму. Данная позиция также соответствует настоящей российской практике, что подтверждается Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. № 03-07-13/01-10 (Приложение 1 к данному письму).
Полагаем необходимым отметить, что одним из принципов Договора о Евразийском Экономическом Союзе (ранее Таможенного Союза) является гармонизация законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне Союза. Поэтому, полагаем целесообразным применение аналогичного подхода в отношении налогового учета казахстанских налогоплательщиков.
При этом на основании п. 9 ст. 2 Протокола о косвенных налогах в случае возврата по подтвержденной участниками договора причине ненадлежащих качества и комплектации товаров, ввезенных по истечении месяца, в котором товары были приняты на учет, представляются соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации. Возврат товара по своей сути является для целей бухгалтерского и налогового учетов операцией аналогичной скидки, так как изменяется налогооблагаемая база по НДС. Соответственно, аналогичный подход должен применяться и к предоставлению скидки путем уменьшения цены ранее поставленных товаров.
Целесообразность применения корректировки НДС по импортным операциям закупки товара в сторону уменьшения обоснована тем, что такой подход не влияет на поступления в бюджет Республики Казахстан по НДС, так как начисленный и уплаченный по данным операциям НДС налогоплательщик в том же периоде предъявляет к зачету. При этом увеличиваются поступления в бюджет Республики Казахстан по корпоративному подоходному налогу, так как уменьшение стоимости закупленного товара при предоставлении скидки увеличивает налогооблагаемую базу по данному налогу.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, налоговое законодательство Республики Казахстан и положения Протокола о косвенных налогах не предусматривает каких-либо ограничений в отношении внесения изменений в Заявления, декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, являющейся налоговой отчетностью.
На основании вышеизложенного, считаем, что практика внесения изменений в декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам и Заявление при уменьшении налогооблагаемой базы налога на добавленную стоимость при предоставлении скидки путем уменьшения цены ранее закупленного товара правомерна. Просим Вас рассмотреть данный вопрос и направить разъяснительное письмо в территориальные налоговые органы с разъяснениями о правомерности корректировки налоговой базы по НДС в связи с ввозом товара на территорию Республики Казахстан из стран, входящих в Евразийский Экономический Союз (ранее - Таможенный Союз), и порядка внесения изменений в налоговую отчетность, в том числе Заявления. Председатель Управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Ертлесова Ж.Д.
Приложение: Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. № 03-07-13/01-10.
Приложение 1.
Вопрос: О порядке определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 1 апреля 2011 г. № 03-07-13/01-10
В связи с письмом по вопросу определения налоговой базы при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Протокола о принципах взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. При этом стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта).
Таким образом, налоговая база по товарам, ввозимым в Российскую Федерации с территории Республики Беларусь, определяется исходя из стоимости товаров, подлежащей уплате согласно договору (контракту) на поставку товаров. В связи с этим налоговая база по налогу на добавленную стоимость по ввозимым товарам, при поставке которых российскому покупателю белорусским продавцом предоставляется финансовая премия, может быть уменьшена на сумму такой премии, если предоставление премии и ее соответствующий размер предусмотрены условиями договора (контракта).
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА