Относительно проекта Закона о всеобщем декларировании

Письмо Министерства финансов Республики Казахстан от 23.06.2014 № НК-21-17196-8318

Министерство финансов Республики Казахстан (далее – МФ РК), рассмотрев в пределах компетенции предложения и замечания к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества граждан Республики Казахстан и лиц, имеющих вид на жительство» (далее – Законопроект), направленные письмами от 11 декабря 2013 года № 1121, от 13 декабря 2013 года № 1200, от 29 января 2014 года № 888, от 28 мая 2014 года № 5033 и от 2 июня 2014 года № 5266 (далее – Письма) сообщает следующее.

По письмам от 11 декабря 2013 года № 1121 и от 13 декабря 2013 года № 1200

Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 20 мая 2014 года № 68-р создана Рабочая группа для выработки предложений по проведению мероприятий по переходу к декларированию доходов и имущества физическими лицами (далее – Рабочая группа).

с(далее – План).

Так, вопрос относительно готовности систем НК МФ РК и инфраструктуры почтовых организаций к приему деклараций неоднократно обсуждался на заседаниях Рабочей группы.

Вопрос относительно указания оценки имущества в целях декларирования рассмотрен на заседании Рабочей группы.

Вопрос относительно актуализации баз данных уполномоченных государственных органовобсуждался на заседании Рабочей группы.

Предложение относительно рассмотрения возможности привлечения социальных служб к оказанию помощи социально-уязвленным категориям физических лиц поддерживаем. При этом, данное предложение было рассмотрено на заседании Рабочей группы.

Относительно синхронизирования с основными направлениями налоговой политики сообщаем, что вопрос введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога и реформирования специальных налоговых режимов рассмотрен на заседании Рабочей группы.

Относительно возможности распределения нагрузки на транспортные системы путем распределения сроков подачи деклараций сообщаем следующее.

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, представляют упрощенную декларацию вместо 4-х раз в год 2 раза в год.

Таким образом, в целях перераспределения нагрузки на транспортные системы сроки представления декларации разными категориями физических лиц будут выглядеть следующим образом:

по упрощенной декларации:

не позднее 15 августа (за первое полугодие);

не позднее 15 февраля (за второе полугодие);

по декларации о доходах и имуществе физического лица:

не позднее 15 июля (на бумажном носителе)

не позднее 15 сентября (в электронном виде).

Также индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленный режим налогообложения, частные нотариусы, частные судебные исполнители, медиаторы, адвокаты, а также физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и физические лица, получившие имущественный и прочие доходы взамен ранее представляемым отдельным декларациям (формы деклараций 220.00, 230.00, 240.00) будут заполнять приложение к декларации о доходах и имуществе физического лица, соответственно вышеуказанные формы деклараций будут исключены.

Относительно продления сроков представления декларации сообщаем следующее.

В случае болезни у физического лица будет возможность представить декларацию в электронном виде, позже установленного срока на 2 месяца.

В случае ожидания физическим лицом документов, необходимых для составления декларации, физическое лицо может представить декларацию без этих документов, и при получении документов представить дополнительную декларацию в случае несовпадения данных, указанных в декларации.

В случае нахождения за пределами Республики Казахстан у физического лица будет возможность представить декларацию в электронном виде.

В случае ограничения свободы физического лица декларации будут приниматься мобильными группами, которые будут созданы из числа сотрудников налоговых органов в целях приема деклараций и оказания консультаций по их составлению для отдельных категорий налогоплательщиков.

Относительно обмена данными с фискальными органами иностранных государств сообщаем следующее.

В настоящее время действуют 46 Конвенций об избежании двойного налогообложения, в которых предусмотрены положения об обмене налоговой информацией между налоговыми органами (Австрия, Азербайджан, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Грузия, Индия, Иран, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея, Кыргызстан, Латвия, Литва, Люксембург, Малайзия, Молдова, Монголия, Нидерланды, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Сингапур, Словакия, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония).

При этом обмен в основном осуществляется посредством направления запроса по конкретному налогоплательщику, в отношении которого проводится налоговый контроль.

Также действуют соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, заключенные между налоговыми службами Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и России о регулярном обмене налоговой информацией. Кроме того, заключены соглашения об обмене информацией по налоговым вопросам с Венгрией, Литвой и Италией, где на основе взаимности предусмотрен обмен информацией по вопросам налогообложения. В рамках данных соглашений компетентными органами информация предоставляется по доходам физических лиц на электронном носителе информации раз в год.

Дополнительно 23.12.2013 года Республикой Казахстан подписан документ о присоединении Республики Казахстан к Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (далее – Конвенция), что является правовой основой для осуществления обмена информацией со всеми странами – участниками данной Конвенции (около 50 стран). В настоящее время проводится процедура ратификации указанного документа.

В отличие от Конвенций об избежании двойного налогообложения, которые ограничивают обмен информации посредством направления запроса только в части КПН и ИПН, Конвенция предполагает взаимный обмен любой информацией, в частности по всем видам налогов и платежей, который осуществляется как на основании запроса, так и направление информации без осуществления запроса в случаях, предусмотренных Конвенцией.

Кроме того, в зависимости от категорий дел и в соответствии с процедурами, которые определяются по взаимной договоренности, Конвенция включает в себя возможность осуществления автоматического обмена информацией, указанной в Конвенции.

Однако в целях реализации автоматического обмена информацией на основании положений Конвенции требуется заключение дополнительных соглашений между государствами – участниками Конвенции об определении соответствующих процедур.

Относительно предоставления информации государственным органам иностранных государств в электронном виде, сообщаем, что на текущий момент имеются сведения о выдаче документов в электронном виде только государственными органами Королевства Испании, которыми услуги по предоставлению сертификатов резидентства выдаются через электронную систему, документы при оказании данных услуг идентифицированы электронной цифровой подписью. В настоящее время ведутся переговоры с Испанией по заключению меморандума о признании сертификата резидентства, подписанного электронно-цифровой подписью налоговых органов.

Относительно декларирования и учета доходов физических лиц, полученных за рубежом,сообщаем, что Законопроектом предусмотрено, что суммы уплаченных за пределами Республики Казахстан налогов с доходов, полученных из источников за пределами Республики Казахстан, подлежат зачету в счет уплаты индивидуального подоходного налога в Республике Казахстан при наличии документа, подтверждающего уплату такого налога.

Относительно средств, отправляемых физическим лицом за рубеж, сообщаем, что данные сведения не подлежат декларированию, однако данная информация будет учитываться по сведениям банков второго уровня при осуществлении контроля.

Относительно ведения учета налоговыми агентами сообщаем, что налоговым законодательством и в настоящее время предусмотрена обязанность налогового агента по ведению учета выплаченных налогоплательщикам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику. В связи с чем, усложнение учета у работодателей не предусматривается.

Относительно процесса возврата индивидуального подоходного налога сообщаем следующее.

Законопроектом предусмотрен порядок и сроки возврата и (или) зачета превышения по индивидуальному подоходному налогу.

Физическому лицу будет предоставлена возможность применить налоговые вычеты в случае получения дохода не от работодателя, соответственно физическое лицо сможет заявить в декларации о доходах и имуществе требование о возврате возникшего превышения по индивидуальному подоходному налогу на банковский счет причем в любом банке или о зачете его в счет предстоящих платежей по налогам, при этом самостоятельно определив очередность уплаты.

Возврат превышения по индивидуальному подоходному налогу предусмотрен только после подтверждения информации о расходах физического лица третьими лицами (организациями образования, медицинскими организациями, банками и т.д.). В случае, если третьи лица не подтвердили расходы физического лица, по которым применен налоговый вычет, либо образовательные или медицинские услуги были получены физическим лицом за рубежом, предусмотрена возможность представления физическим лицом в налоговые органы пояснения и подтверждающих документов.

Относительно снижения теневой экономики сообщаем, что переход к всеобщему декларированию доходов и имущества физических лиц является составной частью борьбы с теневой экономикой. При этом, положения Законопроекта согласуются с пунктами отраслевых программ по теневой экономике. Кроме того, в Рабочую группу включены представители правоохранительных органов, в том числе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

По письму от 29 января 2014 года № 888 сообщаем, что из Законопроекта извлечены нормы, касающиеся повышения ставок земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, поскольку не являются предметом регулирования Законопроекта, а также изменено (сокращено) наименование Законопроекта.

Направляем пояснительную записку к Законопроекту и одобренные на РБК финансово-экономические расчеты, влекущие потери бюджета (прилагается).

По письму от 28 мая 2014 года № 5033 сообщаем, что в Плане в графе «ответственные за исполнение» добавлена Национальная палата предпринимателей, которая такжа включена в состав технической и организационной подгруппы. Большинство вопросов, указанных в Письмах, нашли отражение в вопросах, рассматриваемых на заседаниях Рабочей группы согласно Плану.

По письму от 2 июня 2014 года № 5266 сообщаем следующее.

Относительно проведения анализа поступлений по индивидуальному подоходному налогу

На заседании Рабочей группы Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан Султановым Б.Т. поручено МЭБП провести анализ причин низкой доли поступлений индивидуального подоходного налога в бюджет.

Относительно обмена информацией между налоговыми органами и налоговыми агентами

Законопроектом предусматривается представление налоговыми агентами дополнительного приложения к декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в котором будут указываться сведения по каждому физическому лицу о сумме полученных доходов, в том числе доходов, освобождаемых от налогообложения и примененных налоговых вычетах, а также об исчислении, удержании и перечислении сумм индивидуального подоходного налога.

В связи с чем, на заседании Рабочей группы поддержано решение по непредставлению декларации о доходах и имуществе лицами, получающими исключительно заработную плату, пенсии и т.д..

Относительно анализа обмена информацией в рамках ЕС

В настоящее время в целях изучения анализа методов и результатов пилотного проекта по автоматическому обмену информацией в рамках ЕС странами Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия направлен запрос от 20.06.2014 года № НК-13/5109-И.

Относительно актуализации баз данных

На заседании Рабочей группы 5 июня 2014 года Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан Султановым Б.Т. поручено компетентным государственным органам провести инвентаризацию объектов движимого и недвижимого имущества. Кроме того, поручено обеспечить запуск в эксплуатацию сервиса корректировки сведений физического лица на портале электронного правительства.

Относительно поддержки мобильных устройств в информационных системах будет разработан сервис по представлению декларации через мобильные портативные устройства (телефон, планшет).

 

Вице-Министр финансов Республики Казахстан            Б. Шолпанкулов