По изменению порядка определения размера обязательных членских взносов

Письмо Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан от 8 сентября 2014 года № 9593

 В соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» (далее - Закон), членами Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан (далее - НПП) являются субъекты предпринимательства Республики Казахстан, за исключением государственных предприятий и субъектов предпринимательства, для которых законодательством Республики Казахстан установлено обязательное членство в иных некоммерческих организациях.

Согласно Закону, в целях определения размеров обязательных членских взносов, субъекты предпринимательства подразделены на 3 (три) категории в зависимости от размера совокупного годового дохода (далее - СГД), определяемого статьей 84 Налогового кодекса Республики Казахстан:

1) субъекты с СГД до 60 000 МРП - освобождены от уплаты взносов сроком на 5 (пять) лет;

 2) субъекты с СГД свыше 60 000 МРП до 1 500 000 МРП (далее - субъекты 2-й категории);

3) субъекты с СГД свыше 1 500 000 МРП (далее - субъекты 1-й категории).

 Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении предельных размеров обязательных членских взносов в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан» от 31 декабря 2013 года № 1560 утверждены предельные размеры обязательных членских взносов:

- 4 400 МРП для субъектов 1-й категории;                             

 - 160 МРП для субъектов 2-й категории.

Решением Президиума НПП от 29 января 2014 года № 1 утверждены размеры обязательных членских взносов, уплачиваемых в Национальную палату за 2014 год:

 - 4 400 МРП для субъектов 1-й категории;

 - 160 МРП для субъектов 2-й категории. 

 Вместе с тем, в адрес НПП поступают обращения ассоциаций и субъектов предпринимательства, с предложениями по изменению порядка определения размера обязательных членских взносов (ОЧВ), так как действующая схема установления размеров взносов не обеспечивает в достаточной мере равномерную нагрузку по оплате взносов.

В этих целях была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители большинства ассоциаций (союзов), аккредитованных в Национальной палате.

Рабочая группа в течение нескольких месяцев собирала предложения и замечания ассоциаций (союзов), субъектов предпринимательства по совершенствованию действующей схемы определения размера ОЧВ, по результатам анализа которых были выработаны варианты оптимизации действующей схемы по взносам:

1) в процентах от налогооблагаемого дохода;

2) в процентах от СГД;

3) установление дополнительной градации внутри существующих категорий в Законе.

Данные варианты были заслушаны и поддержаны на I съезде Национальной палаты 25 июня 2014 года, с поручением их дальнейшей детальной проработки и внесения соответствующих поправок в законодательство.

В рамках реализации первых двух вариантов обеспечение сбора ОЧВ неосуществимо без администрирования со стороны органов налоговой службы.

Наряду с этим, обсуждение указанного вопроса с участием НПП и государственных органов показывает отсутствие возможности администрирования сбора ОЧВ органами налоговой службы.

Таким образом, с учетом анализа всех условий, направленных на обеспечение более равномерной нагрузки по оплате взноса, наиболее оптимальным является третий вариант.

В рамках его реализации предлагается внесение следующих поправок в законодательство: оставить без изменений предусмотренные Законом 3 (три) категории субъектов (в зависимости от размера СГД), с предоставлением Съезду полномочий по установлению дополнительных подкатегорий (внутри существующих категорий).

По данному варианту, механизм установления размера ОЧВ будет следующим:

1) Правительство устанавливает предельные размеры ОЧВ по 3 (трем) категориям, предусмотренным в Законе;

2) Съезд устанавливает дополнительную градацию (подкатегории) внутри категорий, предусмотренных Законом, и утверждает размер ОЧВ для каждой подкатегории.

Реализация указанного варианта и внесение соответствующих поправок в законодательство позволяет в достаточной степени обеспечить справедливый и дифференцированный подход к определению размеров взносов, тем самым обеспечивая более равномерную нагрузку по оплате взносов в целом.

Примерные расчеты по установлению дополнительной градации (подкатегорий) и размеров взносов по подкатегориям прилагаются.

Дополнительно, в пакете поправок прорабатывается возможность:

1) предоставления Съезду полномочий по установлению льготных размеров взносов либо освобождение от уплаты взносов субъектов предпринимательства, использующих труд инвалидов с долей в штатной численности работников более 51 (пятидесяти одного) процента;

2) включения ОЧВ в расходы при формировании и утверждении тарифов (цен, ставок сборов) субъектов естественных монополий.

Вносится в порядке промежуточной информации.