По вопросу проверок субъектов частного предпринимательства

Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 18 марта 2014 года № НК-07/2239-И

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан направляет для руководства и использования в работе Указание Генерального прокурора Республики Казахстан от 14 марта 2014 года № 417 по вопросу проверок субъектов частного предпринимательства.

 

Заместитель Председателя  А. Кипшаков

 

Указание Генерального прокурора Республики Казахстан от 14 марта 2014 года № 417 
По вопросу проверок субъектов частного предпринимательства

 

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Казахстан «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» от 27 февраля 2014 года № 757 (далее - Указ) объявлен мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 4 Указа надзор за неукоснительным соблюдением законности по реализации пункта 1 настоящего Указа возложен на Генеральную прокуратуру Республики Казахстан.

Проанализировав нормы действующего законодательства применительно к Указу, Генеральная прокуратура Республики Казахстан исходит из следующего.

Согласно пункту 1 Указа центральным государственным и местным исполнительным органам поручено прекратить со 2 апреля 2014 года до 1 января 2015 года проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением проверок:

1) основанием для проведения которых является заявление субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении собственной деятельности, встречных проверок, связанных с этим заявлением;

2) финансовых организаций;

3) в сфере атомной энергии, радиоактивных веществ;

4) деятельности физических и юридических лиц, занятых в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, в том числе гражданского и служебного, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением;

5) проводимых в целях предотвращения или устранения действий, несущих прямую и непосредственную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, законности и общественному порядку.

Установлено, что проверки, указанные в подпунктах 3) - 5) пункта 1 Указа, проводятся на основании решения первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа, согласованного с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

При определении субъектов (государственных органов), которым Указом поручено прекратить проверки, следует исходить из Конституционного закона «О Правительстве Республики Казахстан» и Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», согласно которым центральными государственными органами являются министерства, агентства, а местными исполнительными органами - акиматы.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с нормами законов Республики Казахстан «О правоохранительной службе» и «О специальных государственных органах Республики Казахстан» правоохранительные и специальные органы также являются государственными органами.

Для определения субъектов малого и среднего предпринимательства следует учесть, что Законом «О частном предпринимательстве» к субъектам частного предпринимательства отнесены физические и негосударственные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 6 Закона «О частном предпринимательстве».

При рассмотрении вопроса о распространении (нераспространении) объявленного моратория на отдельные виды проверок следует исходить из следующего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 статьи 16 Закона «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» одним из оснований внеплановой проверки проверяемых субъектов является инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности.

Таким образом, проверки, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 Указа, необходимо назначать в порядке указанной нормы Закона «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

Установление исключений по встречным проверкам, связанным с проведением проверки в деятельности самого заявителя, объясняется необходимостью удовлетворения требований автора обращения (самого субъекта предпринимательства).

Однако необходимо учесть, что согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 15 Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», субъекты и должностные лица обязаны не допускать обращения физических и юридических лиц во вред лицу, его подавшему, или в интересах которого оно было подано.

Подпунктом 2 пункта 1 Указа установлено, что могут проводиться проверки в деятельности финансовых организаций, которыми в соответствии с подпунктом 4 статьи 1 Закона «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по предоставлению финансовых услуг (деятельность участников страхового рынка, рынка ценных бумаг, добровольного накопительного пенсионного фонда, банковская деятельность, деятельность организаций по проведению отдельных видов банковских операций, осуществляемые на основании лицензий, а также деятельность единого накопительного пенсионного фонда, центрального депозитария, единого регистратора и обществ взаимного страхования, не подлежащая лицензированию).

Проверки в сфере атомной энергии, радиоактивных веществ, деятельности физических и юридических лиц, занятых в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, в том числе гражданского и служебного, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением, а также проводимых в целях предотвращения или устранения действий, несущих прямую и непосредственную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, законности и общественному порядку проводятся исключительно по решению первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа и исключительно после согласования с Генеральной прокуратурой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «Об административных процедурах» государственные органы и должностные лица при осуществлении государственных функций и должностных полномочий принимают решения путем издания правовых актов.

Согласно законам «О правоохранительной службе» и «О специальных государственных органах Республики Казахстан» правоохранительные и специальные органы также являются государственными органами.

Таким образом, основанием для назначения вышеуказанных проверок является соответствующий правовой акт, утвержденный первым руководителем центрального государственного, в том числе правоохранительного и специального органов или местного исполнительного органа, согласованный с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

Вместе с тем необходимо отметить, что в пункт 1 Указа проверки, направленные на пресечение преступных деяний, не вошли в список исключений, на которые требования Указа не распространяются.

Следовательно, со 2 апреля т.г. проверки, инициируемые правоохранительными и специальными органами на основании части 2 статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса (орган, ведущий уголовный процесс, по ходатайствам участников процесса или собственной инициативе вправе по находящемуся в его производстве уголовному делу требовать производства ревизий и проверок от уполномоченных органов и должностных лиц), должны быть согласованы с Генеральной прокуратурой.

Правоохранительным органам необходимо принять исчерпывающие меры по введению моратория на назначение проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом проверки следует проводить в исключительных случаях, не терпящих отлагательств, в строгом соответствии с пунктом 1 Указа.

С целью недопущения нарушения требований Указа, а также упорядочения процедуры согласования решений первых руководителей государственных, в том числе специальных и правоохранительных органов и местных исполнительных органов о проведении проверки Генеральной прокуратурой разработан соответствующий список требований и материалов ( прилагается ).

Также не исключается, что могут быть истребованы дополнительные данные в целях полного, всестороннего и объективного изучения обоснованности назначения проверок.

При этом государственным органам (за исключением органов уголовного преследования) по всем ранее назначенным проверкам в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо обеспечить их завершение в срок до 2 апреля 2014 года.

  Генеральный Прокурор Республики Казахстан  

А. Даулбаев

 

Информация и материалы, необходимые для согласования с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан решений первых руководителей центральных государственных и местных исполнительных органов о проведении проверки субъектов частного предпринимательства в период действия моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Казахстан от 27.02.2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Указ) установлено, что проверки, указанные в подпунктах 3) - 5) настоящего пункта, проводятся на основании решения первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа, согласованного с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «Об административных процедурах» государственные органы и должностные лица при осуществлении государственных функций и должностных полномочий принимают решения путем издания правовых актов.

Таким образом, основанием для назначения проверок, предусмотренных подпунктами 3) - 5) пункта 1 Указа, является соответствующий правовой акт, утвержденный первым руководителем центрального государственного, в том числе правоохранительного и специального органов или местного исполнительного органа, согласованный с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

Требования, предъявляемые к правовому акту государственных органов, изложены в статье 5 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах».

Также правовой акт о назначении проверки должен соответствовать требованиям, предъявляемым к актам о назначении проверок, которые установлены в статье 17 Закона «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

В целях недопущения нарушения требований пункта 1 Указа и предотвращения фактов необоснованного направления в адрес Генеральной прокуратуры правовых актов для согласования проверок субъектов частного предпринимательства, информируем о том, что решение центрального государственного и местных исполнительных органов о назначении проверки должно отвечать следующим критериям:

- суть допущенного субъектом предпринимательства нарушения требований законодательства;

- уровень общественной опасности выявленного (предполагаемого к выявлению) нарушения:

- наличие информации о массовости и системности нарушений со стороны субъекта предпринимательства, деятельность которого подлежит проверке;

- объективность и достоверность информации о нарушениях со стороны субъекта предпринимательства;

- наличие и/или отсутствие других правовых механизмов (кроме проверки) возможных к применению с целью предотвращения и/или недопущения нарушений со стороны субъекта частного предпринимательства;

- результаты мониторинга, проведенного контрольно-надзорными органами о характере и сущности совершенного субъектом предпринимательства нарушения;

- веские обстоятельства, свидетельствующие невозможность отложения проверки до окончания срока моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обстоятельства, подтверждающие, что проверка проводится в целях предотвращения или устранения действий, несущих прямую и непосредственную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, законности и общественному порядку.

Вместе с тем, к правовому акту дополнительно следует приложить материалы, удостоверяющие сведения о самом объекте проверки:

- документ, подтверждающий категорию субъекта малого/среднего предпринимательства;

- документ, подтверждающий вид деятельности субъекта предпринимательства;

- в случае назначения проверки в соответствии с подпунктами 3) и 4) пункта 1 Указа, документы, подтверждающие занятость предпринимателей в указанных сферах (в атомной энергии, радиоактивных веществ, в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, в том числе гражданского и служебном, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением);

- документ, подтверждающий сведения о принадлежности субъекта частного предпринимательства (деятельность которого планируется проверить) к степени по системе оценки рисков;

- информация о виде, дате и результатах последней проверки, в том числе о принятых мерах в отношении субъекта частного предпринимательства, а также сведения об устранении выявленных нарушений;

- сведения о привлечении к административной/уголовной ответственности.

Правовой акт о назначении проверки с соответствующим ходатайством первого руководителя центрального государственного, в том числе правоохранительного и специального органа, или местного исполнительного органа адресуется Генеральному Прокурору Республики Казахстан.  

 

Генеральная прокуратура Республики Казахстан