Правила поставки, хранения, учета и выдачи бланков строгой отчетности

Утверждены приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 27 августа 2003 года № 346

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан и определяют порядок поставки, хранения, учета, выдачи бланков строгой отчетности и осуществления контроля за их использованием в органах налоговой службы.

 

I. Общие положения

1. В настоящих Правилах под бланками строгой отчетности (далее - бланки) понимаются документы, выдаваемые в соответствии с Налоговым кодексом и соответствующие одному из следующих условий:

удостоверяющие факт уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

удостоверяющие право применения специальных налоговых режимов и подтверждающие факт уплаты соответствующих сумм налогов;

удостоверяющие постановку на учет налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды деятельности;

удостоверяющие постановку на учет по налогу на добавленную стоимость;

удостоверяющие факт государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

удостоверяющие факт государственной регистрации в качестве налогоплательщиков.

2. Уполномоченным органом могут утверждаться дополнительные формы бланков.

3. Порядок и сроки изготовления, доставки и приема бланков, а также ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств должны содержаться в договоре, заключаемом между уполномоченным органом и изготовителями бланков.

 

2. Порядок представления заявок на потребность в бланках

4. Ежегодно не позднее 10 ноября текущего года налоговые управления представляют в налоговый департамент заявку на потребность в бланках строгой отчетности по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее - заявка).

5. Местные исполнительные органы, в случае необходимости, могут представить в соответствующее налоговое управление заявку, которая учитывается при составлении заявки, представляемой в вышестоящий налоговый орган.

6. Заявка составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем и скрепляется печатью налогового управления. Один экземпляр заявки направляется в налоговый департамент, второй остается в налоговом управлении, подавшем заявку.

7. Налоговые департаменты при получении заявок от налоговых управлений осуществляют проверку целесообразности заявленного количества бланков.

8. С учетом анализа по использованным бланкам за текущий год и возможного увеличения потребности в предстоящем году налоговые департаменты представляют в Административное управление Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Управление) заявку с обоснованием заявленного количества бланков по налоговым управлениям подведомственной территории. При формировании сводной заявки налоговые департаменты должны предусмотреть 10 процентный резерв от заявленного количества потребности по каждому виду бланков.

9. Управление производит прием заявок, формирует сводную заявку в разрезе налоговых органов и направляет ее в другие управления Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан для согласования и представления ими списка требований, предъявляемых к бланкам (типовой образец, цвет, степень защиты, качество бумаги).

10. Управление осуществляет закупки бланков строгой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках», а в отдельных случаях такие закупки по решению уполномоченного органа осуществляются самостоятельно налоговыми департаментами в пределах заявленной ими потребности.

 

3. Порядок поставки, передачи и принятия на учет бланков

11. Руководитель налогового органа путем издания приказа возлагает на конкретных работников ответственность за организацию и осуществление работы по учету, хранению и выдаче бланков.

12. С работниками, на которых возложены обязательства по учету, хранению и выдаче бланков (далее - материально-ответственное лицо), заключается договор об их материальной ответственности.

13. Получение материально-ответственными лицами и выдача ими бланков производится на основании доверенности.

14. В целях осуществления контроля за организацией работы по приему, хранению, выдаче и списанию бланков в налоговых органах создается постоянно действующая комиссия из пяти человек (далее - комиссия). В состав комиссии в обязательном порядке входят заместитель руководителя налогового органа, руководитель (-и) Центра (-ов) приема и обработки информации, а также для проведения инвентаризации в налоговых управлениях привлекаются материально-ответственные лица налоговых департаментов. Состав комиссии утверждается приказом руководителя налогового органа.

15. При получении бланков комиссия производит сверку фактического наличия бланков в посылке с количеством, указанным в сопроводительных документах (накладная), которая должна содержать следующие данные: наименование адресата, количество высылаемых бланков, серии и номера бланков (с №__ по №__), а также соответствия установленному образцу бланков.

16. В случае соответствия данных, указанных в сопроводительных документах (накладной), с фактическим количеством бланков, содержащихся в посылке, комиссией составляется акт приема бланков, в котором указывается: место и дата вскрытия посылки; фамилия, имя, отчество и должность членов комиссии; номер и дата накладной, по которой получены бланки; в каком виде получена посылка (указывается целостность упаковки, наличие сургучной печати - при получении по почте, обвязки); наименование бланков, с указанием количества, номера и серии; наименование изготовителя.

17. В случае несоответствия данных в накладной комиссией составляется акт, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктом 16 настоящих Правил, а также номера и серии недостающих, лишних, бракованных, не соответствующих установленным формам бланков.

18. Акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр направляется изготовителю бланков, второй экземпляр в Управление, третий экземпляр остается в налоговом департаменте, получившем бланки.

19. Третий экземпляр акта вместе с полученными бланками, в том числе и с не соответствующим образом изготовленными, передается материально-ответственному лицу на ответственное хранение сроком на один год.

 

4. Порядок выдачи и использования бланков

20. Выдача бланков ответственным должностным лицам налогового управления, производится материально-ответственным лицом налогового департамента в соответствии с заявкой на получение бланков строгой отчетности по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, подписываемой руководителем налогового управления, а в его отсутствие - лицом, его замещающим.

20-1. Материально-ответственным лицом налогового управления осуществляется передача всех бланков, за исключением бланков, удостоверяющих факт уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, руководителю (-ям) Центра приема и обработки информации налогового управления на основании накладной по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

21. Выдача бланков, удостоверяющих факт уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, ответственным должностным лицам налогового управления производится материально-ответственным лицом налогового департамента на основании накладной по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам при наличии доверенности.

22. Учет использования бланков в налоговых органах ведется материально-ответственным лицом в Журнале учета прихода и расхода бланков строгой отчетности по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

23. При полном использовании бланков, полученных от изготовителей, при возникновении в течение года потребности в бланках, налоговое управление информирует налоговый департамент. Налоговый департамент направляет запрос в Управление с указанием необходимого количества бланков.

24. Передача бланков от одного налогового департамента другому в пределах одной области производится с разрешения вышестоящего налогового департамента.

25. Управление на основе анализа отчетов об использовании бланков, представленных налоговыми департаментами, выносит решение о передаче бланков, имеющихся в остатке у одного налогового департамента, другому налоговому департаменту, за исключением передачи в пределах одной области.

26. Доверенности, накладные о выдаче бланков являются отчетными документами и хранятся у материально-ответственного лица.

27. Бланки выдаются налогоплательщикам в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

28. В случае порчи бланков при их использовании в работе, они перечеркиваются, ставится отметка «испорчено» и подписываются ответственным должностным лицом.

29. По бланкам в форме книжек испорченные либо бракованные бланки заворачиваются отдельно друг от друга, на них делается отметка «Брак» «Испорчено» и заверяются подписью лица, осуществляющего их заполнение.

 

5. Порядок сдачи ответственными должностными лицами отчетов об использовании бланков

30. Ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ответственные должностные лица налоговых управлений представляют материально-ответственному лицу, выдавшему бланки отчет об использовании бланков строгой отчетности по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам (далее - отчет об использовании). При этом таблица № 2 отчета об использовании заполняется только должностными лицами, ответственными за использование бланков, удостоверяющих факт уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

31. При приеме отчетов об использовании от должностных лиц, ответственных за использование бланков, удостоверяющих факт уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, материально-ответственное лицо обязано проверить наличие отметки начальника отдела учета о принятии отчета об использовании.

32. При принятии отчета об использовании работники отдела учета обязаны:

сверить соответствие сумм, отраженных в копиях бланков, с суммами, отраженными в отчете об использовании бланков;

проверить правильность заполнения реквизитов в копиях бланков;

проверить по выпискам органов Казначейства достоверность и полноту внесенных налогов и других обязательных платежах в бюджет, указанных в отчете об использовании;

завизировать отчет об использовании начальником отдела учета и сделать отметку о его принятии.

33. К отчету об использовании прилагаются испорченные бланки с копиями, бракованные бланки с копиями, изъятые бланки старого образца с копиями и копии бланков, выданных налогоплательщикам, а в случаях утери бланков акт об утере и объяснительная.

34. Отчет об использовании с прилагаемыми документами (бланками, объяснительной) передается на ответственное хранение материально-ответственному лицу.

 

6. Порядок ведения журналов учета использования бланков

35. В целях осуществления контроля за использованием бланков в налоговых органах открываются Журналы учета использования бланков (далее - журналы).

36. Исключен в соответствии с приказом Председателя Налогового комитета МФ РК от 20.07.09 г. № 276 (см. стар. ред.)

37. Журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены руководителем органа и скреплены печатью.

38. Записи в журналах производятся шариковой или перьевой ручкой, синими чернилами, в хронологическом порядке, на основании соответствующих документов, подтверждающих достоверность этих записей. Записи должны производиться аккуратно, помарки и подчистки не допускаются. Исправление ошибок производится путем зачеркивания текста тонкой линией (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и внесения в соответствующих строках и графах правильных сумм и текста. Одновременно на полях соответствующей строки делается отметка "исправлено" за подписью лица, производившего исправление.

39. Регистрация в журналах производится не позднее дня получения, выдачи, порчи, утери бланков, изъятия бланков, уничтожения бланков или обнаружения бракованных бланков.

 

7. Порядок и сроки хранения бланков

40. Материально-ответственные и ответственные должностные лица несут ответственность за сохранность полученных бланков в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

41.Бланки подлежат хранению в несгораемых сейфах, железных шкафах или специально оборудованном помещении, обеспечивающем сохранность бланков без сроков ограничения, а корешки использованных бланков - в течение пяти лет.

42. Ежеквартально комиссией производится инвентаризация бланков у материально-ответственных лиц в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

43. В случае выявления фактов недостачи бланков комиссией составляется акт, в котором указывается: место и дата инвентаризации; фамилия, имя, отчество и должность лиц, присутствующих при инвентаризации; фамилия, имя, отчество материально-ответственного лица; наименование, номер и серии недостающих бланков.

44. По выявленным фактам недостачи бланков проводится служебное расследование, по результатам которого виновные должностные лица подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

45. При выявлении утери и/или недостачи бланков, предназначенных для сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет, налоговые органы направляют в соответствующие правоохранительные органы материалы для принятия процессуального решения, а налоговый департамент разрешает объявление в средства массовой информации информацию об утере бланков и признании их недействительными.

46. В случаях обнаружения утерянных бланков комиссия составляет акт об этом и передает акт и бланки на ответственное хранение материально-ответственному лицу.

 

8. Порядок уничтожения и списания бланков и корешков использованных бланков

47. В случае уничтожения в налоговых управлениях изъятых (старого образца), бракованных, испорченных, обнаруженных бланков и их копий, а также корешков использованных бланков, находящихся на ответственном хранении у материально-ответственного лица, по истечении срока, установленного для их хранения, в состав комиссии входит работник налогового департамента.

47-1. В случае уничтожения в налоговых департаментах изъятых (старого образца), бракованных, испорченных, обнаруженных бланков и их копий, а также корешков использованных бланков, находящихся на ответственном хранении у материально-ответственного лица, по истечению срока, установленного для хранения, состав комиссии формируется из работников соответствующего налогового департамента.

48. Уничтожение бланков оформляется актом, в котором указывается: номер и дата принятия решения об уничтожении бланков; фамилия, имя, отчество и должность лиц, присутствующих при уничтожении; фамилия, имя, отчество материально-ответственного лица; наименование, номер и серии уничтоженных бланков.

49. Акт утверждается руководителем налогового органа и хранится у материально-ответственного лица.

50. На основании акта материально-ответственное лицо производит списание уничтоженных бланков.

 

9. Отчет и контроль за движением бланков

51. Отчет о движении бланков строгой отчетности (далее - отчет) представляется в Управление не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам. Налоговые органы ежемесячно представляют в вышестоящий налоговый орган отчет по бланкам по программе «Учет бланков строгой отчетности» (далее - Программа).

52. За достоверность данных в представляемых отчетах руководители налоговых органов и должностные лица, ответственные за его составление, несут персональную ответственность.

53. Отчет на бумажном носителе, направляемый в вышестоящий налоговый орган, подписывается первым руководителем налогового органа, а в его отсутствие - лицом, его замещающим. Отчетные данные, переданные на бумажных носителях, должны быть идентичны информации, хранящейся в базе данных Программы.

54. В целях осуществления контроля за достоверностью отчетных данных должно быть обеспечено надлежащее хранение копий отчетов. Отчеты должны храниться в отдельных папках по срокам их составления.

55. Отчет составляется нарастающим итогом с начала года, с начала месяца (за полный отчетный месяц). При этом бланки, полученные после 10 числа месяца, необходимо включать в тот же отчетный месяц, не перенося на следующий месяц.