Вопрос:
Уважаемый Ардак Мырзабаевич!
В п.п. 7 п. 2 ст. 51 Налогового Кодекса «порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов» сказано, что отсрочка или рассрочка по уплате налогов может быть предоставлена налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог. Однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии одного из следующих оснований: согласие налогоплательщика с суммами начисленных налогов, указанных в уведомлении о результатах проверки. Исходя из п.п. 3 п. 2 ст. 54 Налогового Кодекса действие отсрочки и рассрочки прекращается, в том числе досрочно, в случаях: подачи жалобы на уведомление о результатах проверки в течение срока, указанного в решении налогового органа об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов, указанных в уведомлении о результатах проверки, - в случае, если отсрочка или рассрочка предоставлена по основанию, предусмотренному подпунктом 7) пункта 2 статьи 51 настоящего Кодекса. Исходя из смысла п.п. 3 п. 2 ст. 54 Налогового Кодекса следует, что отсрочка либо рассрочка прекращается досрочно при подаче жалобы на уведомление, т.е. ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ отсрочки или рассрочки, в случае если лицо обратилось с жалобой, то тогда прекращается. Наш налоговый орган трактует, что если обратились с жалобой на уведомление независимо от того когда это произошло - до обращения с заявлением на отсрочку либо позже, в этом случае отсрочка или рассрочка не применима.
Вопросы:
1) Можно ли юридическому лицу, имеющему задолженность по налогам, получить отсрочку либо рассрочку, если ранее ДО ОБРАЩЕНИЯ в налоговый орган за отсрочкой либо рассрочкой, юридическое лицо обжаловало в судебном порядке уведомление по результатам налоговой проверки?
2) Если юридическое лицо обратилось в налоговый орган с заявлением на отсрочку либо рассрочку, т.е. добровольно выразили свое согласие на применение отсрочки либо рассрочки, является ли это согласием налогоплательщика, указанного в п.п. 7 п. 2 ст. 51 Налогового Кодекса?
3) Рассрочка с ежемесячной или ежеквартальной уплатой сумм налогов равными долями предоставляется на срок, не превышающий ТРЕХ ЛЕТ, т.е. 3 года включительно. Однако налоговый орган не дает до трех лет рассрочку, максимум на один год.
Разработайте пожалуйста в этой части критерий кому предоставлять рассрочку на один год, а кому на три. Просим Вас разработать для территориальных подразделений рекомендации по применению статей Налогового Кодекса, регулирующих применение отсрочки либо рассрочки для избежания непонятных барьеров.
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 51 Налогового кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налогов и (или) плат может быть предоставлена налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог и (или) плату в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии одного из следующих оснований: 1) причинение налогоплательщику ущерба в результате непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации социального, природного, техногенного, экологического характера, военные действия и иные обстоятельства непреодолимой силы); 2) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг налогоплательщиком носит сезонный характер; 3) имущественное положение физического лица, не состоящего на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя (без учета имущества, на которое в 05.04.2018 Копия электронного документа. соответствии с законодательством Республики Казахстан не может быть обращено взыскание), исключает возможность единовременной уплаты налога; 4) принятие судом решения о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности; 5) основной вид деятельности налогоплательщика относится к отрасли экономики, имеющей стратегическое значение согласно законам Республики Казахстан; 6) представление налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности; 7) согласие налогоплательщика с суммами начисленных налогов и (или) плат, указанными в уведомлении о результатах проверки. Положения настоящего подпункта не распространяются на налогоплательщиков, период с даты регистрации которых в качестве налогоплательщика до даты подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки составляет менее пяти лет. Таким образом, в случае если налогоплательщиком обжаловано уведомление о результатах налоговой проверки, однако оно было оставлено в силе, то получить отсрочку или рассрочку для погашения образовавшейся налоговой задолженности такой налогоплательщик вправе только при наличии другого основания, предусмотренного пунктом 2 статьи 51 Налогового кодекса. При этом отсрочка или рассрочка предоставляется под залог имущества налогоплательщика и (или) третьего лица либо под гарантию банка и не освобождает от начисления пеней за несвоевременную уплату налогов. Относительно подпункта 3) пункта 2 статьи 54 Налогового кодекса, в соответствии с которым действие отсрочки и рассрочки прекращается в случае подачи жалобы на уведомление о результатах проверки в течение срока, указанного в решении налогового органа об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, указанных в уведомлении о результатах проверки, сообщаем, что данный подпункт применяется в случае, если отсрочка или рассрочка предоставлена по основанию, предусмотренному подпунктом 7) пункта 2 статьи 51 Налогового кодекса, то есть в случае согласия с суммами начисленных налогов и (или) плат, указанными в уведомлении о результатах проверки. Касательно срока, на который может быть предоставлена рассрочка по уплате налогов, сообщаем, что пунктом 1 статьи 51 Налогового кодекса предусмотрено, что рассрочка с ежемесячной или ежеквартальной уплатой сумм налогов и (или) плат равными долями предоставляется на срок, не превышающий трех лет. При этом, как указывалось выше, отсрочка или рассрочка может быть предоставлена налогоплательщику, в случае если имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка. Относительно разработки рекомендаций по применению норм Налогового кодекса сообщаем, что в настоящее время по предложению Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» рассматривается вопрос о написании комментариев к Налоговому кодексу, в которых, в частности, будут разъяснены нормы по предоставлению отсрочек и рассрочек по уплате налогов и (или) плат.