Проблемные вопросы, связанные с лжепредпринимательством

Решение Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» от 25 мая 2017 года № 5

Рассмотрев проблемные вопросы, связанные с лжепредпринимательством, Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» ОТМЕЧАЕТ:

В Национальную палату продолжают поступать обращения предпринимателей и региональных палат на неправомерные действия органов государственных доходов, связанные с доначислением налогов по сделкам с «лжепредприятиями». С начала текущего года поступило свыше 80 обращений по сделкам с «лжепредприятиями» на сумму около трех миллиардов тенге.

При этом истинные лжепредприниматели отделываются штрафами, а их многочисленные контрагенты вынуждены доплачивать налоги, штрафы и пени. По сути, в стране сложилась практика, когда налоги взыскиваются с контрагентов фактически в бесспорном порядке в рамках уголовного судопроизводства при наличии лишь признания вины лжепредпринимателя. Вина же контрагентов в уклонении от уплаты налогов в большинстве случаев не подтверждена ни приговорами, ни постановлениями судов.

По сути в этой сфере налогового администрирования укоренилось «объективное вменение», когда один только факт даже добросовестной сделки с лжепредпринимателем служит основанием для налоговых санкций в отношении его контрагента.

В то же время, вне поля зрения органов уголовного преследования зачастую остаются недобросовестные предприниматели, пользующиеся услугами заведомых лжепредприятий.

В этой связи Национальной палатой предлагается исключить из уголовного законодательства само понятие лжепредпринимательства. Если лица уклоняются от уплаты налогов, то к ним должны применяться соответствующие нормы Уголовного кодекса.

Проблема лжепредпринимательства должна решаться комплексно. Для этого необходимо внести изменения не только в Уголовный кодекс, но и в Налоговый кодекс. Сторнирование налогов должно быть перенесено из сферы уголовного судопроизводства в налоговое администрирование.

Целесообразно скорректировать статьи 115 и 257 Налогового кодекса, предоставив налоговым органам право во время налоговой проверки самостоятельно корректировать налогооблагаемый доход и сторнировать налог при выявлении фактов деловых операций контрагентов с «обнальными» фирмами, а также фактов, свидетельствующих о фиктивности сделок.

С лжепредпринимательством связана и другая проблема - признание недействительной государственной регистрации юридических лиц. Зачастую параллельно с уголовным процессом по делам о лжепредпринимательстве, органы государственных доходов инициируют в порядке гражданского судопроизводства иски об отмене регистрации юридических лиц. При этом такие лица еще только подозреваются в лжепредпринимательстве и виновность или невиновность контрагентов в рамках уголовного процесса не доказаны.

После отмены регистрации все ранее совершенные сделки автоматически считаются недействительными и всем контрагентам доначисляются налоги. Вместе с тем, в законодательстве не предусмотрены основания для таких действий.

Кроме того, в таких случаях должен быть приоритет уголовного процесса перед гражданскими исками об отмене регистрации.

По данным Комитета государственных доходов, под подозрением службы экономических расследований находятся порядка 35 000 контрагентов, которые имели хозяйственные правоотношения с обнальными фирмами. Это составляет около 46% всех плательщиков НДС по стране (всего их около 75 100). В итоге недоплачиваются в бюджет миллиарды тенге. Многие предприниматели не в состоянии оплатить ущерб, возникает риск банкротства, в итоге доначисленные суммы останутся не возмещенными.

Целесообразно провести экономическую акцию по освобождению от ответственности при оплате части нанесенного ущерба (к примеру, 10%).

В целях повышения эффективности мер по защите прав предпринимателей, связанных с проблемой лжепредпринимательства, Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» РЕШИЛ:

1) признать необходимость поддержки предложений Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» о принятии мер по исключению лжепредпринимательства из уголовного законодательства;

2) рекомендовать Министерству финансов Республики Казахстан:

- урегулировать в налоговом законодательстве конкретные случаи и основания, при которых могут быть исключены из вычетов расходы налогоплательщиков по взаимоотношениям с контрагентами, чья государственная регистрация признана недействительной;

- проработать вопрос о проведении акции по освобождению контрагентов лжепредприятий от ответственности в случаях добровольной оплаты ими определенной части от неуплаченных сумм налогов (неуплаченных налогов, возникших вследствие взаимоотношений с лжепредприятиями);

3) рекомендовать Верховному Суду Республики Казахстан:

Предусмотреть в проекте нормативного постановления положения о том, что:

- признание недействительной регистрации юридического лица не должно автоматически приводить к недействительности сделок;

- если в законах не предусмотрены основания, то сделки считаются оспоримыми и их недействительность должна устанавливаться судом;

- допущенные при регистрации юридического лица ошибки, которые носят устранимый характер, не должны являться основаниями для отмены регистрации;

- должен соблюдаться приоритет уголовного преследования по делам о лжепредпринимательстве перед гражданскими исками об отмене регистрации юридических лиц.

 

Председатель Совета

К. Сулейменов