Разъяснение отдельным вопросам толкования и применения положений таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Казахстан

Письмо Комитета государственных доходов от 22.01.2015 № КГД-09-2/992-И

Департаментам государственных доходов по областям,

гг. Астана и Алматы

 

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, для руководства и использования в работе направляет разъяснение отдельным вопросам толкования и применения положений таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Казахстан, согласно приложению к настоящему письму.

 

 Директор Департамента  Д. Мамашева

Приложение

Таможенным законодательством Таможенного союза, равно, как и Республики Казахстан, определен круг лиц, имеющих право выступать в качестве декларанта на таможенной территории Таможенного союза.

Более того, сделки, заключенные между резидентами Республики Казахстан и Российской Федерации, в условиях суверенности двух государств однозначно признаются внешними в соответствии с международной практикой.

Вместе с тем, в соответствии с нормами таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Казахстан (ст.95 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и ст. 184 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее - ТК РК)), таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) подлежащих таможенному декларированию.

Поскольку в условиях функционирования единой таможенной территории Таможенного союза, в рамках двухсторонних внешнеэкономических сделок, заключенных между резидентами Республики Казахстан и Российской Федерации, обязанностей по таможенному декларированию у сторон не возникает, то указанные сделки не могут рассматриваться как основание для таможенного декларирования, а значит, и таможенного оформления.

При этом, статьей 186 ТК ТС определен круг лиц, имеющих право выступать в качестве декларанта на таможенной территории Таможенного союза.

Так, в соответствии с подпунктом 1 статьи 186 Кодекса декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена.

В связи с чем, внешнеэкономической для таможенных целей признается сделка, заключенная лицом государства-члена Таможенного союза, вследствие которой у последнего возникает обязанность по таможенному декларированию в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Таким образом, декларантом товара, право собственности на который в пределах территории Таможенного союза перешло к примеру от российского лица казахстанскому лицу, в случае его поставки иностранным лицом, может выступать только лицо, заключившее сделку с лицом данного иностранного государства, на основании которой возникает обязанность по декларированию, связанная с перемещением товара через таможенную границу.

В данном случае обязанность по декларированию возникает у резидента Российской Федерации, заключившего сделку с иностранным лицом на поставку товаров от собственного имени.

С учетом изложенного, казахстанское лицо не может выступать в качестве декларанта, так как оно не является участником внешнеэкономической сделки, на основании которой осуществляется перемещение товаров через таможенную границу.

Декларантом товаров может быть исключительно резидент Российской Федерации и только на территории Российской Федерации, так как согласно положениям статьи 368 ТК ТС, до вступления в силу международного договора государств-членов Таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары (далее - ДТ) любому таможенному органу на таможенной территории Таможенного союза, ДТ подается таможенному органу государства - члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 статьи 186 ТК ТС декларантом также может быть лицо государства - члена Таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

В данном случае казахстанское лицо, приобретший товары у российского лица с территории заводов-изготовителей иностранного лица, которым было учреждено российское лицо, а также когда право собственности переходит от российского лица казахстанскому лицу в момент передачи товаров на территории заводов-изготовителей, при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза может выступить в качестве Декларанта.

Дополнительно сообщаем, что данные рекомендации распространяются также при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.

В связи с вышеизложенной ситуацией, ввиду отсутствия стоимости сделки с ввозимыми товарами определение таможенной стоимости осуществляется с последовательным применением методов определения таможенной стоимости, предусмотренных статьями 103-107 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».