Разъяснения в части применения таможенного законодательства

Письмо Комитета Государственных доходов от 22.01.2015 № КГД-09-2/990-И

Ассоциация налогоплательщиков Казахстана 

 

По итогам заседания Круглого стола по гармонизации таможенного и налогового законодательства (Протокол №5 от 5 июня 2014 года) территориальным органам государственных доходов даны разъяснения в части применения таможенного законодательства по следующим вопросам:

 1-2. Отсутствия необходимости декларирования результатов услуг, передаваемых по сети Интернет и особенностей включения стоимости результатов услуг в таможенную стоимость импортируемых товаров.

 В связи с многочисленными запросами участников внешнеэкономической деятельности относительно включения/невключения объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров, сообщаем следующее.

Статьей 4 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее - Кодекс) дано определение товара - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

При этом, ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - это соверщение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

При осуществлении контроля таможенной стоимости следует различать сделки на поставку товара и сделки на предоставление услуг.

при получении информации посредством сети Интернет в виде услуг, объективированных как результат творческой интеллектуальной деятельности (презентации, материалы, документация, программное обеспечение), фактически не перемещаемых через таможенную границу на бумажных, электронных и иных материальных носителях, и, соответственно, не относящиеся к оцениваемому (ввозимому) товару, не подлежат таможенному декларированию и, соответственно, таможенная стоимость по ним не определяется.

В соответствии со статьей 102 Кодекса при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

При сделках на поставку товара с уплатой платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, на условиях, предусмотренных статьей 102 Кодекса, данные платежи включаются в таможенную стоимость оцениваемого товара.

 3. Признание декларантом казахстанского лица при импорте и экспорте товаров по сделкам между казахстанскими компаниями и резидентами других стран ТС

Таможенным законодательством Таможенного союза, равно, как и Республики Казахстан, определен круг лиц, имеющих право выступать в качестве декларанта на таможенной территории Таможенного союза.

Более того, сделки, заключенные между резидентами Республики Казахстан и Российской Федерации, в условиях суверенности двух государств однозначно признаются внешними в соответствии с международной практикой.

Вместе с тем, в соответствии с нормами таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Казахстан (ст.95 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и ст. 184 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее - ТК РК)), таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) подлежащих таможенному декларированию.

Поскольку в условиях функционирования единой таможенной территории   Таможенного   союза,   в   рамках   двухсторонних внешнеэкономических сделок, заключенных между резидентами Республики Казахстан и Российской Федерации, обязанностей по таможенному декларированию у сторон не возникает, то указанные сделки не могут рассматриваться как основание для таможенного декларирования, а значит, и таможенного оформления.

При этом, статьей 186 ТК ТС определен круг лиц, имеющих право выступать в качестве декларанта на таможенной территории Таможенного союза.

Так, в соответствии с подпунктом 1 статьи 186 Кодекса декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена.

В связи с чем, внешнеэкономической для таможенных целей признается сделка, заключенная лицом государства-члена Таможенного союза, вследствие которой у последнего возникает обязанность по таможенному декларированию в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Таким образом, декларантом товара, право собственности на который в пределах территории Таможенного союза перешло к примеру от российского лица казахстанскому лицу, в случае его поставки иностранным лицом, может выступать только лицо, заключившее сделку с лицом данного иностранного государства, на основании которой возникает обязанность по декларированию, связанная с перемещением товара через таможенную границу.

В данном случае обязанность по декларированию возникает у резидента Российской Федерации, заключившего сделку с иностранным лицом на поставку товаров от собственного имени.

С учетом изложенного, казахстанское лицо не может выступать в качестве декларанта, так как оно не является участником внешнеэкономической сделки, на основании которой осуществляется перемещение товаров через таможенную границу.

Декларантом товаров может быть исключительно резидент Российской Федерации и только на территории Российской Федерации, так как согласно положениям статьи 368 ТК ТС, до вступления в силу международного договора государств-членов Таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары (далее - ДТ) любому таможенному органу на таможенной территории Таможенного союза, ДТ подается таможенному органу государства - члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1 статьи 186 ТК ТС декларантом также может быть лицо государства - члена Таможенного отсутствии внешнеэкономической сделки.

В данном случае казахстанское лицо, приобретший товары у российского лица с территории заводов-изготовителей иностранного лица, которым было учреждено российское лицо, а также когда право собственности переходит от российского лица казахстанскому лицу в момент передачи товаров на территории заводов-изготовителей, при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза может выступить в качестве Декларанта.

Дополнительно сообщаем, что данные рекомендации распространяются также при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.

В связи с вышеизложенной ситуацией, ввиду отсутствия стоимости сделки с ввозимыми товарами определение таможенной стоимости осуществляется с последовательным применением методов определения таможенной стоимости, предусмотренных статьями 103-107 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».

Директор Департамента таможенного оформления

Комитета государственных доходов

Министерства финансов Республики Казахстан

Д. Мамашева