Вправе ли заказчик по договору о госзакупках требовать от поставщика предоставление накладной на бумажном носителе при наличии ее в электронном формате, подписанной ЭЦП?

Ответ Министра финансов РК от 29.09.2022 на вопрос от 22.09.2022 № 755083

Вопрос:
Вправе ли заказчик по договору о госзакупках требовать от поставщика предоставление накладной на бумажном носителе при наличии ее в электронном формате, подписанной ЭЦП?

Ответ:

Согласно подпункту 22 статьи 2 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), договор о государственных закупках – гражданско-правовой договор, заключенный посредством веб-портала государственных закупок между заказчиком и поставщиком, удостоверенный электронными цифровыми подписями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 26 статьи 43 Закона, документы об исполнении договора о государственных закупках (акт приема-передачи товара, акт выполненных работ, оказанных услуг, счет-фактура) оформляются в электронной форме.

Требования об оформлении документов об исполнении договора о государственных закупках в электронной форме посредством веб-портала государственных закупок не распространяются на случаи, предусмотренные подпунктами 4), 9), 17), 18), 20), 21), 23), 26), 31), 32), 35), 40) и 41) пункта 3 статьи 39 и статьей 50 настоящего Закона, в части, не противоречащей налоговому законодательству Республики Казахстан.

При исполнении договора о государственных закупках наименование, количество, качество, техническая спецификация, стоимость, место и сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) должны соответствовать содержанию договора о государственных закупках.

Так, в соответствии с пунктом 540 Правил осуществления государственных закупок (утв. приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года №648) (далее – Правила), исполнение договора о государственных закупках при поставке товаров осуществляется в следующей последовательности: 1) доставка товара в пункт назначения товара; 2) оформление поставщиком посредством веб-портала электронной формы накладной на отпуск запасов на сторону и акта приема-передачи товара; 3) приемка товара заказчиком, либо его представителем по электронной форме доверенности согласно приложению 39 настоящих Правил; 4) оформление электронной счет-фактуры, выписанной посредством информационной системы электронных счетов-фактур, в соответствии с Правилами выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы, утвержденными приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18583 (далее – Правила выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур); 5) оплата заказчиком за поставленный товар.

Требования подпунктов 1) и 2) настоящего пункта не распространяются на договора, связанных с поставкой электрической и тепловой энергии. Согласно пункту 544 Правил, поставщик направляет посредством веб-портала заказчику утвержденный электронно-цифровой подписью накладную на отпуск запасов на сторону по форме согласно приложению 40, акт приема-передачи товаров по формам согласно приложению 41, акт выполненных работ по форме согласно приложениям 42, акт оказанных услуг по форме согласно приложению 43 с заполнением сведений о товарах, работах, услугах к настоящим Правилам.

В свою очередь, на веб-портале государственных закупок в проекте электронного акта о поставке товаров предусмотрена возможность составления поставщиком электронной накладной на отпуск запасов на сторону.

В этой связи, поставщик направляет посредством веб-портала заказчику утвержденный электронно-цифровой подписью накладную на отпуск запасов на сторону по форме согласно приложению 40 к Правилам, акт приема-передачи товаров по формам согласно приложению 41 к Правилам с заполнением сведений о товарах.

В свою очередь, согласно письму Департамента методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки от 30 июня 2022 года №ДМБУА-01-0/14222-ВН, в соответствии с подпунктом 2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 28.02.2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее -Закон) первичные учетные документы (далее - первичные документы) - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

При этом, согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 6 и пункту 2 статьи 10 Закона операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета и должны обеспечиваться адекватным подкреплением бухгалтерских записей оригиналами первичных документов, и отражением в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Организации, использующие электронные подписи, должны установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Своевременное и качественное оформление первичных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных, согласно пункту 23 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 31.03.2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета», обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Таким образом, в целях ведения бухгалтерского учета к бухгалтерскому учету принимаются оригиналы первичных документов на бумажном носителе либо электронные первичные документы, подписанные электронно-цифровыми подписями в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан (Закона Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», Закона Республики Казахстан «Об информатизации»).

При этом, сканированные копии первичных документов к учету не принимаются.

Министр финансов РК       Жамаубаев Е.К

https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/755083