Изменения в налоговом законодательстве Казахстана
30-12-2021

Законом РК № 85-VII от 20 декабря 2021 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» предусмотрены следующие основные изменения:

1) внедрение «паспорта налогоплательщика» в целях предоставления открытого доступа к данным налогоплательщика, сформированным налоговыми органами, об исполнении им налоговых обязательств и с целью информирования населения (покупателей, пользователей услуг), контрагентов и т.д.;

2) внедрение «налогового мобильного приложения» посредством которого физическим лицам будет предоставляться сведения об исчисленных суммах налоговых обязательств по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства физических лиц, и (или) об имеющейся сумме налоговой задолженности, а также вручаться уведомления о сумме исчисленных налоговым органом налогов;

3) расширение обязанностей банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в части передачи сведений:

  • по итоговым суммам платежей за календарный год, поступившим на текущий счет посредством мобильных платежей;
  • ежемесячно по итоговым суммам, поступившим на банковский счет ИП, применяющим отдельные специальные налоговые режимы и использующим мобильное приложение «е-Salyq Business» с согласия на раскрытие банковской тайны по таким сведениям.
  • по физическим лицам, не состоящим на регистрационном учете в качестве ИП или лица, занимающегося частной практикой, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям (вводится с 1 января 2025 года); 

4) с целью администрирования налога на Google предусматривается:

  • обязанность банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также платежных организаций, предоставлять уполномоченному органу информацию об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных физическими лицами в пользу и в разрезе иностранных интернет-компаний;
  • предоставление уполномоченным органом банкам второго уровня, организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, платежным организациям, сведений о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющих налоговую тайну, в целях получения информации об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных физическими лицами в пользу и в разрезе иностранных интернет-компаний;
  • введение нового понятия мерчент ID, в целях налогового администрирования иностранных компаний, через интернет-площадку которых осуществляется электронная торговля товарами и оказание электронных услуг физическим лицам;
  • предоставление иностранными компаниями, через интернет-площадку которых осуществляется электронная торговля товарами и оказание электронных услуг физическим лицам, дополнительных реквизитов, в том числе данных мерчент ID, применяемых для приема платежей и (или) переводов денег, в целях условной регистрации таких иностранных компаний;

5) предоставление рассрочки по уплате налогов и (или) плат на срок более 1 года только под залог недвижимого имущества налогоплательщика и (или) третьего лица и (или) под банковскую гарантию, при этом не может быть предметом залога единственное жилище физического лица, ИП, лица, занимающегося частной практикой;

6) упрощение порядка прекращения деятельности плательщиков НДС, которые согласно данным налоговой отчетности не осуществляли предпринимательскую деятельность в период срока исковой давности;

7) применение онлайн контрольно-кассовых машин при денежных расчетах за приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемых посредством мобильных платежей, в связи с включением в понятие «денежные расчеты» расчетов «с использованием мобильных платежей»;

8) введение «прослеживаемости оборота товаров» - новой формы государственного контроля, предусматривающая организацию учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости (ИС ЭСФ). Для налогоплательщиков предусматриваются обязанности по оформлению сопроводительных документов в виде электронных документов;

9) предоставление права налоговому агенту не представлять налоговую отчетность при отсутствии объектов налогообложения по КПН, удерживаемого у источника выплаты с дохода нерезидента;

10) предоставление права кредитному товариществу на вычет суммы расходов по созданию провизий (резервов) против сомнительных и безнадежных активов по предоставленным микрокредитам, а также вознаграждения по ним, за исключением активов, предоставленных взаимосвязанной стороне либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанной стороны;

11) замена термина «акцизные марки» на «средства идентификации» в связи с запуском с 1 октября 2020 года цифровой маркировки;

12) замена терминов «виноматериал» и «пиво и пивной напиток» на «виноналивом» и «пивоваренную продукцию» в целях приведения в соответствие с техническим регламентом ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018);

13) введение пост-оплаты акциза для отечественных производителей алкогольной продукции предусматривает два способа уплаты акциза:

  • до получения учетно-контрольных марок (УКМ) и в день ее отгрузки, 
  • при представлении обязательства о целевом использовании УКМ. 
Данная мера позволит оказать поддержку отечественной алкогольной продукции и сдерживанию импорта алкогольной продукции, уравняет производителей водки с производителями табачных изделий и пива, и позволит высвободить значительные оборотные средства, привлекаемые под высокую ставку у банков второго уровня;

14) внедрение стандарта 5 BEPS «Противодействие вредоносным налоговым практикам» (вводится с 1 января 2023 года) предусматривает:

  • применение участниками международного технологического парка «Астана Хаб» общеустановленного режима налогообложения в случае нарушения условий, с даты начала налогового периода, в котором допущено такое нарушение;
  • ограничение применения налоговых льгот по КПН участниками международного технологического парка «Астана Хаб» и специальных экономических зон, осуществляющими деятельность в сфере информационных технологий, в случае несоответствия требованиям экономического содержания и подхода нексус;
  • уточнение понятие «убытка для объекта интеллектуальной собственности», в связи с требованиями ОЭСР по определению убытка по каждому объекту интеллектуальной собственности;
  • установление порядка и сроков компенсации убытка по объекту интеллектуальной собственности;

15) продление срока действия метода зачета НДС на импортируемые товары методом зачета по средствам производства, которые отсутствуют на территории РК до 1 января 2025 года, а также исключение из перечня товаров, импортируемых на территорию Республики Казахстан, по которым НДС уплачивается методом зачета, пестицидов, племенных животных всех видов и оборудования для искусственного осеменения крупного рогатого скота живого;

16) исключение нормы, предусматривающую особенности возврата превышения НДС при использовании плательщиком НДС контрольного счета НДС;

17) упрощенный возврат в размере не более 80 процентов от суммы превышения НДС, субъектам предпринимательства, осуществившим конвертацию не менее 50 процентов валютной выручки, поступившей от экспорта сырья за налоговый период;

18) замена МЗП на эквивалент МРП для целей определения налогооблагаемого дохода;

19) отнесение малогабаритных фургонов к грузовым автомобилям с порядком налогообложения в зависимости от грузоподъемности в целях снижения затрат малого и среднего бизнеса в условиях пандемии;

20) преференции для зоны ядерной безопасности:

  • дополнения перечня категорий земель, не подлежащих обложению земельным налогом, землями зоны ядерной безопасности.
  • дополнение перечня объектов, не подлежащих обложению налогом на имущество, зданиями и сооружениями, расположенными на территории земель зоны ядерной безопасности и используемыми для размещения радиоактивных отходов и обеспечения ядерной физической защиты;
  • установление коэффициента «0» к ставкам платы за размещение радиоактивных доходов, образованных в результате проведения ядерных испытаний на территории земель зоны ядерной безопасности;

21) упрощение исполнения физическими лицами налоговых обязательств по налогу на имущество по кладовкам, находящимся в многоквартирных жилых домах и используемых в личных целях, так исключается обязанность по предоставлению налоговой отчетности, а определение налоговой базы и исчисление налога по кладовкам, будет производиться налоговыми органами на основании стоимости определяемой НАО ГК «Правительство для граждан», ранее определение налоговой базы (оценочной стоимости объекта), исчисление налога, а также представление налоговой отчетности осуществлялось физическими лицами самостоятельно;

22) увеличение ставки сбора с 20 МРП на 30 МРП за въезд (выезд) на территорию (с территории), транзит по территории РК для иностранных автотранспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, с целью покрытия расходов, связанных с выбросами загрязняющих веществ (выхлопных газов) в атмосферу иностранными автотранспортными средствами  и на содержание автодорожного полотна РК (вводится с 1 января 2023 года);

23) дополнение перечня сведений предоставляемых уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности сведениями о плательщиках платы за цифровой майнинг, объектах обложения, их месте нахождения и об объемах электроэнергии по форме, установленной уполномоченным органом в целях эффективного администрирования платы за цифровой майнинг;

24) определение ставки государственной пошлины в судах по «административным искам» в целях приведения в соответствие с нормами Кодекса РК «Административный процедурно-процессуального кодекс Республики Казахстан», которым вводится понятие «административный иск», а также устанавливается система административных исков (иск об оспаривании, иск о принуждении, иск о совершение действия, иск о признании), выделяемых в зависимости от предмета и оснований для предъявления;

25) не применение специальных налоговых режимов (СНР) для субъектов малого бизнеса при осуществлении следующих видов деятельности: 

  • маркетинговые услуги, 
  • аренда и эксплуатация торгового рынка, 
  • сдача в аренду и управление собственной недвижимостью, используемой (подлежащей использованию) в предпринимательской деятельности (за исключением жилищ), сдача в субаренду торговых объектов (торговых рынков), и управление такими арендуемыми объектами,
  • деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления услуг гостиницами на территории одной гостиницы или отдельно стоящего здания, в которых оказываются такие услуги) в целях исключения схем налоговой оптимизации путем дробления бизнеса (вводится с 1 января 2023 года);

26) ограничение видов деятельности, осуществляемых плательщиками единого совокупного платежа (ЕСП) (вводится с 1 января 2023 года), а именно не вправе признаваться плательщиками ЕСП лица, при осуществлении:

  • консультационных и (или) маркетинговых услуг;
  • деятельности в области бухгалтерского учета или аудита, финансовой, страховой деятельности и посреднической деятельности страхового брокера и страхового агента;
  • деятельности в области права, юстиции и правосудия;
  • услуг на основании агентских договоров (соглашений);

27) уточнение порядка применения уменьшения по КПН на 100% по инвестиционному приоритетному проекту и соглашению об инвестициях, в части применения такого уменьшения при условии получения дохода посредством эксплуатации фиксированных активов, которые были введены как новые производства, расширены или обновлены в рамках инвестиционного проекта;

28) распространение освобождения от уплаты налогов на 3 года на лиц, применяющих новый СНР с использованием специального мобильного приложения, в связи с его введением с 1 января 2022 года;

29) переходные положения по проверкам, назначенным до 1 января 2022 года, предусматривающие, что такие налоговые проверки завершаются без включения в них вопроса исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду, в связи с внесением поправок в Экологический кодекс, в части передачи компетенции по проведению проверок по вопросу исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду в органы государственных доходов.

По материалам КГД МФ РК