Опрос НПП «Атамекен» о работе Центра электронного декларирования
20-05-2022

НПП «Атамекен» проводит анонимный опрос налогоплательщиков для проработки вопросов по проблемам взаимодействия с Центром электронного декларирования КГД МФ РК.

Центр электронного декларирования (ЦЭД) работает почти два года, но цели, для которых он был создан, не достигнуты.

Основные проблемы бизнеса при таможенном оформлении через ЦЭД:

1) Увеличены сроки таможенного оформления по «желтому» или «красному» коридорам.

2) Отсутствие права обжалования действий или бездействий сотрудников центра.

Если раньше территориальные таможенные органы принимали административные акты и их можно было обжаловать в вышестоящем органе, то сейчас решение принимается одним их сотрудников ЦЭД.  Существующая новая модель электронного декларирования приводит к тому, что участники ВЭД остаются один на один с должностным лицом, который вынес соответствующий административный акт и действия которого невозможно обжаловать.

3) Отсутствие утвержденного регламента взаимодействия между ЦЭД и структурными подразделениями КГД (вопросы классификации, стоимости, досмотра, запретов и ограничений самим таможенным постом и другими).

4) Отсутствие утвержденной формы решения по определению таможенной стоимости товаров, что приводит к тому, что бизнес не знает, почему заявленная им таможенная стоимость не принята и почему в отношении него принимается другая ценовая информация.

5) Предъявляется требование по предоставлению дополнительного обеспечения по уплате таможенных платежей и налогов без изучения документов предпринимателя.

6) Отсутствие практики проведения консультаций межу таможенным органом и предпринимателем по предоставлению обоснований заявленной таможенной стоимости (предусмотрено законодательством).

7) Взаимодействие центра с бизнесом производится исключительно через Telegram-каналы, созданные сотрудниками КГД, что не является нелегитимным с точки зрения правового поля.  При этом коммуникации через Telegram-каналы на 100% не закрывает обратную связь, так как многие обращения предпринимателей остаются без ответа, а сотрудники центра не несут ответственности за непредоставление ответа на обращение. 

Напоминаем, пилотный проект «Центр электронного декларирования» запущен на базе КГД МФ РК, презентуя который в качестве основных преимуществ заявлены:

  • централизация на уровне КГД процесса контроля таможенной стоимости товаров, которая должна была привести к единообразию ценовой политики и принимаемых решений;
  • исключение «человеческого фактора», так как взаимодействие должно проходить в электронном формате;
  • оптимизация затрат на логистику внешнеторговых грузов ввиду того, что для декларирования товара месторасположение декларанта не имеет значения и товары могут размещаться на любых приграничных терминалах.

НПП «Атамекен» по сообщениям предпринимателей проводит работу по решению проблемных вопросов, влияющих на ограничение ВЭД предпринимателей, в том числе по деятельности ЦЭД и применения ценовой информации при определении таможенной стоимости.

По материалам НПП «Атамекен»