Внесены изменения в правила возврата превышения НДС и применения СУР
18-03-2024

С 26 марта 2024 года вводятся в действие изменения и дополнения, внесенные Приказом Министра финансов РК от 12 марта 2024 года № 137 в Приказ Министра финансов РК от 19 марта 2018 года № 391 «Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска», согласно которым установлено, что:

1. Отчет «Пирамида» формируется в целях определения достоверности сумм превышения НДС, предъявленного к возврату и выявления следующих рисков:

  • риска неисполнения налоговых обязательств; 
  • риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.

При этом отчет «Пирамида» формируется по всем уровням поставщиков услугополучателя, за исключением случаев:

  • превышения суммы нарушений над суммой НДС, относимого в зачет по поставщику, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившим товары, выполнившим работы или оказавшим услуги проверяемому услугополучателю; 
  • рисков неисполнения налоговых обязательств и применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов;
  • установления поставщика, у которого общая сумма НДС, по выписанным счет-фактурам за налоговый период не превышает 300 МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату формирования отчета «Пирамида»; 
  • установления самого услугополучателя, по которому формируется отчет «Пирамида». 

По услугополучателю, состоящем на горизонтальном мониторинге, отчет «Пирамида» формируется исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя.

2. Риск неисполнения налоговых обязательств - выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение (неполное исполнение) налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Услугодатель формирует отчет «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя.

Непосредственными поставщиками признаются:

  • поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги услугополучателю, по которому формируется отчет «Пирамида»; 
  • поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги через взаимосвязанные стороны. 

Взаимосвязанные стороны - физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые соответствуют одному либо нескольким из следующих условий:

1) одно лицо является крупным участником другого лица; 
2) лица связаны договором, в соответствии с которым одно из них вправе определять решения, принимаемые другим; 
3) юридическое лицо находится под контролем крупного участника или должностного лица другого юридического лица; 
4) крупный акционер, крупный участник или должностное лицо одного юридического лица являются крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом другого юридического лица; 
5) юридическое лицо совместно с другим юридическим лицом находится под контролем третьего лица; 
6) физическое лицо является руководителем юридического лица, указанного в подпунктах 2) – 5) настоящего пункта, за исключением независимого директора АО.

3. Риск применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов - наличие признаков, указывающих на заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. К таким признакам относятся:

  • наличие на различных уровнях поставщиков: которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в ИС ЭСФ в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса;
  • регистрация (перерегистрация) которых на основании вступившего в законную силу решения суда признана недействительной; 
  • в отношении которых имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по статье 216 Уголовного кодекса РК; 
  • сделки, которые судом признаны недействительными.

При подтверждении достоверности суммы превышения НДС расхождения не учитываются как риск неисполнения налоговых обязательств по следующим поставщикам:

  • изменивших сроки исполнения налогового обязательства по уплате НДС в соответствии с главой 6 Налогового кодекса до завершения тематической проверки услугополучателя; 
  • по которым направлены извещения о нарушениях с низкой степенью риска, выявленных по результатам камерального контроля;
  • по которым нарушения налогового законодательства, не подтверждены по результатам встречных проверок; 
  • по которым нарушения налогового законодательства, выявленные по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» не подтверждены по полученным ответам на запросы о принятии мер по их устранению поставщиками товаров, работ, услуг; 
  • по которым нарушения налогового законодательства, выявленные по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» приходятся на налоговые периоды, по которым услугополучателем, состоящим на налоговом мониторинге, не предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС в соответствии со статьей 431 Налогового кодекса.

4. Утвержден перечень поставщиков, в отношении которых при подтверждении достоверности суммы превышения НДС, признаки, указывающие на заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, не учитываются как риски применения схем уклонения от уплаты налогов.

5. Встречная проверка по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком также назначается в следующих случаях, если поставщик:

  • при расчете в наличной форме с услугополучателем превысил минимум, установленный статьей 402 Налогового кодекса; 
  • является плательщиком НДС, относившим в зачет НДС в соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса; 
  • является плательщиком НДС, снятым с учета в отчетном налоговом периоде и не отразившим в ликвидационной отчетности облагаемый оборот в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса; 
  • является посредником (агентом, комиссионером или поверенным);
  • является экспедитором; 
  • включен в список, представляемый услугополучатем в качестве поставщика товаров собственного производства. 

Данные положения не применяются по операциям между проверяемым налогоплательщиком и его непосредственным поставщиком – налогоплательщиком, подлежащим налоговому мониторингу. Подтверждение достоверности сумм НДС по операциям с налогоплательщиком, подлежащим налоговому мониторингу, производится ОГД, назначившим тематическую проверку, на основании данных налоговой отчетности и (или) информационной системы электронных счетов-фактур, имеющихся в налоговых органах.