Вопрос:
Имеет ли право интернет-магазин, имеющий лицензию на реализацию алкогольной продукции, выставлять фото и описание алкогольной продукции на сайте?
Ответ:
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 5) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации» продукция средства массовой информации – тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе.
Подпунктом 1) статьи 1 Закона Республики Казахстан 16 ноября 2015 года «О доступе к информации» информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, полученные или созданные обладателем информации, зафиксированные на любом носителе и имеющие реквизиты, позволяющие ее идентифицировать.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» реклама алкогольной продукции запрещается.
Согласно подпункту 1-2) статьи 3 Закона Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года «О рекламе» (далее – Закон) реклама – информация, распространяемая и (или) размещаемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации.
Пунктом 1 статьи 13 Закона запрещается реклама этилового спирта и алкогольной продукции. Кроме того согласно пункту 1-1 статьи 13 Закона запрещается реклама товаров (работ, услуг) с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, табака и табачного изделия, которые прямо или косвенно предлагают алкогольную продукцию, табак и табачное изделие.
В связи с изложенным, распространение информации об алкогольной продукции в СМИ является рекламой, которая в соответствии с Законами Республики Казахстан запрещена.
Дополнительно сообщаем, что согласно подпункту 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (далее – Закон о госрегулировании) под розничной реализацией алкогольной продукции понимается продажа алкогольной продукции для ее дальнейшего потребления или некоммерческого использования, осуществляемая в стационарных помещениях, оборудованных торговым залом, и на территориях ресторанов, баров и кафе, а также на пассажирских воздушных судах, пассажирских судах морского транспорта, в вагонах-ресторанах пассажирских поездов, оснащенных контрольно-кассовой машиной с фискальной памятью.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 9 Закона о госрегулировании запрещается хранение и реализация алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Для сведения сообщаем, что за нарушения законодательства Республики Казахстан о рекламе предусмотрена административная ответственность с наложением административного штрафа (статья 455 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).
Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК Султангазиев М.Е.